Среда, 10.12.2025, 09:06 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Бомбардировщики [68]
военный самолёт, предназначенный для поражения наземных (подземных) или надводных (подводных) объектов при помощи бомбового или ракетного вооружения
Истребители [56]
военные самолёты, предназначенные для уничтожения воздушных целей
Разведчики [35]
предназначены для ведения воздушной разведки. Часть летательных аппаратов разведывательной авиации может нести определенные типы вооружений и способна уничтожать обнаруженные особо важные цели
Транспортные [17]
летательный аппарат, предназначенный для выполнения транспортировки грузов
Штурмовики [10]
боевой летательный аппарат (самолёт или вертолёт), предназначенный для штурмовки наземных целей
Авиационное вооружение [19]
оружие, устанавливаемое на летательный аппарат
Случайная статья
PzKpfw V "Panther"
PzKpfw V "Panther"
Ваше мнение
Какие статьи Вам наиболее интересны:
Всего ответов: 748
Статистика

Top.Mail.Ru


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама
-->





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Армейская авиация » Истребители

Як-7


Як-7А

Як-7Б
   В марте 1940 года ОКБ А.С.Яковлева получило официальное задание на разработку учебно-тренировочного самолёта на базе истребителя И-26. Но проектирование И-27 (УТИ-26) началось ещё до этого - 25 января. От истребителя учебный самолёт отличала двухместная кабина, закрытая общим фонарём с индивидуальными сдвижными частями. Вооружение состояло из 2 синхронных пулемётов ШКАС. Для сохранения центровки крыло пришлось сдвинуть вперёд на 100 мм. Изготовление первого прототипа УТИ-26-I на заводе №115 было завершено 17 июня. 1 июля лётчик-испытатель П.Я.Федрови впервые поднял его в воздух. Испытания первого прототипа выявили ряд недостатков конструкции. 16 сентября начались заводские испытания второго прототипа УТИ-26-II, доработанного по результатам испытаний первого. В марте 1941 года началось серийное производство самолёта на заводе №301 в Химках под обозначением Як-7УТИ. Производство продолжалось до эвакуации завода в Новосибирск в сентябре 1941 года.

   Летом 1941 года выявилась острая нехватка истребителей на фронте. Ведущий инженер ОКБ Яковлева К.В.Синельщиков предложил переделать учебный самолёт в боевой истребитель. Сам Яковлев вначале отнёсся к этой идее отрицательно, но после более внимательного рассмотрения предложения Синельщикова согласился. Проектирование было осуществлено бригадой конструкторов во главе с Синельщиковым на заводе №301. На самолёте установили мотор-пушку ШВАК, по 3 направляющих для реактивных снарядов под каждым крылом, бронеспинку, протектированные бензобаки. Задняя кабина осталась, но второе управление было демонтировано. По своим характеристикам новый самолёт не уступал Як-1, кое в чём и превосходил. После проведения испытаний незамедлительно последовало постановление ГКО о начале производства. Согласно приказам НКАП от 14 и 26 августа началось производство Як-7 на заводах №301 и №153 (Новосибирск). До эвакуации завод №301 успел изготовить 51 Як-7.

   Як-7 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция смешанная. Фюзеляж овального сечения имел ферменный каркас из стальных труб, фанерную обшивку носовой части и полотняную хвостовой. Капоты двигателя, обтекатели, щитки и зализы дюралевые. Неразъёмное крыло было деревянным с обшивкой из фанеры, оклееной полотном. Хвостовое оперение металлическое. Шасси убирающееся (на Як-7В неубирающееся), трёхопорное, с хвостовым неубирающимся костылём (позже убирающимся колесом). Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения ВК-105П (ВК-105ПА, ВК-105ПФ) с трёхлопастным винтом изменяемого шага. Запуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом. Топливо размещалось в крыле в 4 протектированных баках (на учебных модификациях устанавливались непротектированные баки). Фонарь кабины аналогичен УТИ-26. Начиная с Як-7А в задней сдвижной части фонаря вместо плексигласа использовалась фанера. Самолёты Як-7Б поздних выпусков имели каплевидный фонарь. Вооружение состояло из 20-мм мотор-пушки ШВАК и 2 синхронных 7,62-мм пулемётов ШКАС, установленных в фюзеляже над двигателем, 6 реактивных снарядов РС-82 под крылом. В отсеке за кабиной могли истанавливаться фотоаппараты или подвешиваться бомбы. Во время перелёта с аэродрома на аэродром здесь оборудовалось место для техника. На Як-7Б вместо пулемётов ШКАС устанавливались 12,7-мм пулемёты УБС.

Существовали следущие модификации:

  • УТИ-26-I - первый прототип учебно-тренировочного самолёта. Отличался двухместной кабиной с двойным управлением. Вооружение состояло из 2 пулемётов ШКАС. Первый полёт 1 июля 1940 года.
  • УТИ-26-II - второй прототип. Отличался соотношение площадей стабилизатора и рулей высоты, новым шасси. Первый полёт 16 сентября 1940 года.
  • Як-7 - серийный истребитель. Отличался протектированными баками, бронеспинкой в кабине пилота. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК, 2 пулемётов ШКАС, 6 реактивных снарядов РС-82. В сентябре-декабре 1941 года на заводах №301 и №153 изготовлено 62 самолёта.
  • Як-7-37 - истребитель с 37-мм пушкой НС-37 (на прототипе МПШ-37). Оличался сдвинутой назад на 40 мм кабиной. Первый полёт в апреле 1942 года. В августе 1942 года изготовлено 22 самолёта.
  • Як-7 М-82А - опытный со звездообразным двигателем воздушного охлаждения М-82А. Отличался крылом с автоматическими предкрылками, радиополукомпасом, отсутствием гаргрота за кабиной. Вооружение состояло из 2 синхронных пушек ШВАК в крыле и 1 синхронного пулемёта УБС. Изготовлен в конце 1941 года.
  • Як-7А - доработанный. Отличался системой нейтрального газа, улучшенной аэродинамикой, фанерным колпаком вместо фонаря второй кабины, возможностью подвески бомб калибра 100 кг. Разработан в начале 1942 года. В январе-мае 1942 года на заводе №153 изготовлено 277 самолётов.
  • Як-7Б - модернизированный. Отличался двигателем М-105ПА (позже М-105ПФ), элементами конструкции, убирающимся хвостовым колесом, наличием радиостанции РСИ-4. Пулемёты ШКАС заменены на УБС. Первый полёт 28 января 1942 года. С апреля 1942 до июля 1944 годах на заводах №153 и №82 изготовлено 5120 самолётов.
  • Як-7Б - разведчик. Отличался фотокамерой в закабинном отсеке. Выпускался с 1943 года. Изготовлено 350 самолётов.
  • Як-7Б - опытный с гермокабиной А.Я.Щербакова.
  • Як-7Б - опытный с 2 ПВРД ДМ-4с конструкции И.А.Меркулова. Прошёл испытания в марте-декабре 1944 года.
  • Як-7Б МПВО - истребитель для авиации ПВО. Отличался радиополукомпасом РПК-10 и посадочной фарой.
  • Як-7В - вывозной. Отличался двухместной кабиной, неубирающимся шасси, отсутствием вооружения. Разработан в Новосибирске в феврале-марте 1942 года. Первый полёт 18 февраля 1942 года. С мая 1942 по декабрь 1943 года на заводе №153 изготовлено 697 самолётов.
  • Як-7Д - дальний истребитель-разведчик (опытный). Отличался крылом с металлическими лонжеронами, увеличенным запасом топлива. Изготовлен в 1942 году.
  • Як-7ДИ - дальний истребитель, прототип Як-9. Отличался крылом с металлическими лонжеронами, увеличенным запасом топлива. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК и 1 пулемёта УБС. Первый полёт в конце июня 1942 года.
  • Як-7Л - опытный с ламинарным профилем крыла (впервые в СССР), разработанным Г.П.Свищевым. Изготовлен летом 1944 года.
  • Як-7М - вариант истребителя Саратовского завода №292 (опытный). Отличался вооружением из 3 пушек ШВАК, крылом уменьшенного размаха с автоматическими предкрылками и изменёнными законцовками. Прошёл испытания в НИИ ВВС в октябре-декабре 1941 года, но серийно не строился.
  • Як-7ПД - высотный (опытный). Отличался двигателем М-105ПД мощностью 1160 л.с., каплевидным фонарём. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК. Изготовлен летом 1942 года.
  • Як-7Р - реактивный (проект). Отличался дополнительными 2 ПВРД конструкции И.А.Меркулова и 1 ЖРД конструкции Л.С.Душкина. Разрабатывался в 1942 году.
  • Як-7УТИ - серийный учебно-тренировочный. Отличался неубираемым задним костылём, пониженными оборотами двигателя, непротектированными топливными баками. Вооружение состояло из 1 пулемёта ШКАС. Первый полёт 18 мая 1941 года. В апреле-сентябре 1941 года на заводе №301 изготовлено 186 самолётов.

   Як-7 внёс значительный вклад в ход воздушной войны на восточном фронте. Его применение не ограничивалось только боевыми действиями. Учебные модификации использовались для подготовки лётного состава для современных по тому времени истребителей. Использовался и для опробывания различных новшеств. Он стал одним из первых советских истребителей, на котором устанавливалось крупнокалиберное пушечное вооружение. На базе Як-7 создавалист летающие лаборатории для отработки прямоточных реактивных двигателей, герметичных кабин, крыла с ламинарным профилем, изучалась возможность увеличения дальности за счёт максимального использования внутреннего объёма для размещения топлива. Дальнейшим развитием Як-7 стал самый массовый советский истребитель периода войны Як-9.

   Серийное производство продолжалось до июля 1944 года. Всего изготовлено 6399 самолётов Як-7 всех модификаций. Из них на заводе №301 построено 186 самолётов, на заводе №82 (Москва) - 1300, на заводе №21 (Горький) - 2, остальные (около 4900) - на зваде №153 в Новосибирске. В процессе производства Як-7 постоянно дорабатывался. Широко применялся во время Великой Отечественной войны с зимы 1941-1942 годов до 1944 года на всех фронтах и в авиации ПВО. Снят с вооружения в 1946 году.

Лётно-технические характеристики

Модификация
Як-7
Як-7Б
Двигатель
М-105П
М-105ПФ
Взлётная мощность, л.с.
1050
1180
Габариты, м:
                 размах крыла
                 длина
                 высота

10,0
8,48
2,9

10,0
8,48
2,9
Площадь крыла, м²
17,15
17,15
Масса, кг:
                 пустая
                 взлётная нормальная

2477
2960

2490
3010
Запас топлива, л
408
408
Скорость, км/ч
                 максимальная у земли
                 максимальная на высоте
                 посадочная

495
571
136

530
593
143
Практический потолок, м
9250
9900
Время набора высоты 5000м, мин
6,4
5,8
Дальность полёта, км
643
645
Длина разбега, м
                 пробега
410
610
430
620
Экипаж, чел
1
1
Вооружение:
1 ШВАК
2 ШВАС
6 РС-82
1 ШВАК
2 УБС
6 РС-82

Список использованных источников
  1. Игнатий А. Як-9 на вашей полке. // Авиационное обозрение. - Вып. 3. - С. 14-21.
  2. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 58-59.
  3. Кондратьев В.П. Як-истребитель. // Моделист-конструктор. - 1983. - №5. - С. 17-20.
  4. Косминков К.Ю. Многоликий Як-7. // Авиация и Время. - 1996. - №№ 2, 3.
  5. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 33.
  6. Никольский М. Як-истребитель. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №5-6. - С. 2-34.
  7. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. - 3-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 197-199.
Перейти в Галерею








Категория: Истребители | Добавил: Weapons-of-War (24.06.2009)
Просмотров: 6689 | Теги: самолет, самолет, истребитель, як, Як-7, Советский, Яковлев | Рейтинг: 0.0/0 |
| |
Всего комментариев: 0
Другие статьи:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
САУ (128)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
MK (35)
37мм (32)
he (30)
1945 (29)
20мм (25)
Cruiser (24)
tank (24)
Т-34 (23)
105мм (22)
mg (20)
Pak (19)
Carro (18)
Do (18)
Ил-2 (18)
Renault (17)
152мм (16)
45мм (16)
douglas (16)
Pzkpfw (16)
Як-3 (16)
150мм (14)
15cm (14)
M3 (14)
як (14)
су (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
122мм (10)
155мм (10)
Curtiss (10)
FW (10)
JU (10)
Junkers (10)
Ба (10)
ЯК3 (10)
Martin (9)
ИС (9)
10.5cm (8)
40мм (8)
Fiat (8)
hs (8)
M1 (8)
ил 2 (8)
кв (8)
май (8)
30мм (7)
panzer (7)
12.8cm (6)
2cm (6)
40M (6)
Bell (6)
Boeing (6)
Steyr (6)
ил (6)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2025