Вторник, 16.12.2025, 14:59 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Бомбардировщики [68]
военный самолёт, предназначенный для поражения наземных (подземных) или надводных (подводных) объектов при помощи бомбового или ракетного вооружения
Истребители [56]
военные самолёты, предназначенные для уничтожения воздушных целей
Разведчики [35]
предназначены для ведения воздушной разведки. Часть летательных аппаратов разведывательной авиации может нести определенные типы вооружений и способна уничтожать обнаруженные особо важные цели
Транспортные [17]
летательный аппарат, предназначенный для выполнения транспортировки грузов
Штурмовики [10]
боевой летательный аппарат (самолёт или вертолёт), предназначенный для штурмовки наземных целей
Авиационное вооружение [19]
оружие, устанавливаемое на летательный аппарат
Случайная статья
КВ-1
КВ-1
Ваше мнение
Как Вы думаете, победила бы Красная армия без помощи союзников?
Всего ответов: 963
Статистика

Top.Mail.Ru


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама
-->





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Армейская авиация » Истребители

И-15
И-15 Героя Советского Союза Е.Н.Степанова

Истребитель И-15 разработан 2 бригадой ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Он представлял собой дальнейшее развитие И-5 и И-6. Главной задачей перед конструкторами стояло улучшение аэродинамики без существенных изменений размеров самолёта. Первоначально проект носил обозначение И-14, но позже его сменило обозначение И-15 (И-14 стал называться истребитель КБ А.Н.Туполева). В качестве силовой установки предполагалось использовать двигатель воздушного охлаждения М-38, но затем выбор пал на Райт-Циклон SGR-1820 F3. Прототип ЦКБ-3 впервые поднялся в небо в октябре 1933 года (лётчик-испытатель В.П.Чкалов). Испытания продолжались до конца года. В 1934 году началось его серийное производство на московских заводах №1 и №39.

И-15 представлял собой расчалочный полутораплан смешанной конструкции с верхним крылом типа "чайка". Стойки коробки крыльев I-образные. Шасси неубирающееся, трёхопорное, со свободнонесущими стойками и задним костылём. В зимнее время колёса шасси заменялись деревянными лыжами. Каркас фюзеляжа сваривался из стальных труб (сталь ХМА). От двигателя до кабины он обшивался дюралем Д1, а далее - полотном. Крылья имели деревянный каркас и полотняную обшивку. Каркас хвостового оперения выполнялся из дюраля Д6. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного 9-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения М-22 (позже М-25) с винтом ВИШ-6 постоянного шага. Самолёты ранних серий оснащались двигателем "Райт-Циклон". Цилиндры закрывались кольцом Тауненда. Вооружение состояло из 2 пулемётов ПВ-1 (боекомплект 3000 патронов). В перегрузку мог брать на борт до 40 кг бомб.

Существовали следующие модификации:

  • ЦКБ-3 - прототип. Отличался двигателем Райт Циклон SGR-1820 F3. Первый полёт в октябре 1933 года.
  • И-15 - серийный истребитель.
  • И-15 (ЦКБ-3бис) - серийный с двигателем М-25. Выпускался в 1937 году.
  • И-15 - опытный с прямым центропланом.
  • И-15 - опытный с гермокабиной конструкции Н.Н.Поликарпова. Изготовлен в 1937 году.
  • И-15 - опытный с гермокабиной конструкции А.Я.Щербакова. Изготовленен в 1937 году.
  • И-15ТК - высотный (опытный). Отличался двигателем М-25Е и 2 турбокомпрессорами ТК-1.
  • И-152 (ЦКБ-3бис, И-15бис, И-152) - модернизированный. Отличался прямым верхним крылом, двигателем М-25В с капотом NASA. В 1938-1939 годах изготовлено 2408 самолётов.
  • И-153 (И-153) - модернизированный. Отличался убирающимся шасси и крылом типа "чайка". Выпускался с 1939 года.
  • "Чжун 28-И" - китайский вариант И-15. Отличался двигателем Райт "Циклон" SR-1820-F53. В 1939-1943 годах на авиазаводе в Куньмине изготовлено 30 самолётов.

Всего в 1934-1936 годах заводами №1 и №39 изготовлено 375 самолётов. Кроме того, ещё 291 самолёт построен в Испании (на четырёх заводах). Для того времени это был самый манёвренный в мире самолёт. 21 ноября 1935 года лётчик В.К.Коккинаки на специально облегчённом ЦКБ-3 установил неофициальный (СССР ещё не был членом FAI) мировой рекорд высоты полёта - 14575 м.

Впервые в боевой обстановке истребитель И-15 применён в Испании осенью 1936 года (первый воздушный бой с участием И-15 состоялся 4 ноября). Всего республиканцы получили из СССР 186 истребителей И-15. Эти самолёты также применялись на Халхин-Голе, в советско-финляндской войне 1939-1940 годов, в начальный период Великой Отечественной войны (в основном как штурмовики). Уже на Халхин-Голе самолёт считался устаревшим.

Лётно-технические характеристики:

Назначение: Истребитель
Первый полёт: 1933
Производитель: СССР
Экипаж: 1 чел.
Максимальная скорость у земли: 285 (315) км/ч
Максимальная скорость на высоте: 350 (368) км/ч
Дальность полёта: 500км
Практический потолок: 7250
Скороподъёмность: 454 м/мин.
Длина: 6,1м
Размах крыла: 9,75 (7,5 нижнее) м
Высота: 2,2м
Площадь крыла: 21,2 (14,0+7,9) м²
Шасси: неубираемое, с обтекателем
Масса пустого: 1012 кг
Масса макс.взлётного: 1369 кг
Двигатель: 1 ПД М-22 (позже М-25)
Тяга (мощность): 480 л.с.
Вооружение: 4х7,62 мм ПВ-1
Количество точек подвески: 4

Список использованных источников
  1. Гордон Е., Зенкин В., Типов В. Истребители-бипланы Н.Н.Поликарпова И-5, И-15, И-15бис. - М.: POLYGON, 1992.
  2. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 8.
  3. Котлобовский А.В., Шпигунов А.В. "Чато" Поликарпова. Самолёт и модель // Авиация и Время. - 2000. - №2. - С. 49-52.
  4. Маслов М. И-15бис - самолёт пяти войн // Мир авиации. - 1993. - №1. - С. 16-24.
  5. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 274.
  6. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. - 4-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 485-489.


Категория: Истребители | Добавил: Weapons-of-War (25.06.2009)
Просмотров: 6667 | Теги: Советский, и15, самолет, самолет, истребитель, И-15 | Рейтинг: 0.0/0 |
| |
Всего комментариев: 0
Другие статьи:
Американская самоходно-артиллерийская установка, класса самоходных гаубиц M8
Немецкая самоходно-артиллерийская установка класса истребитель танков Marder I
Истребитель-перехватчик МиГ-1
12.7мм авиационный универсальный пулемёт Березина - УБ
Американский морской разведывательный бомбардировщик Brewster SB2A Buccaneer/Bermuda
Военно-транспортный самолёт Ще-2 "Щука"
Американская самоходно-артиллерийская установка, класса зенитных орудий M19
Средний танк Т-34/85
Немецкий лёгкий бронеавтомобиль Maschinengewehrkraftwagen Sd.Kfz.13 / Sd.Kfz.14
Немецкий многоцелевой самолёт Junkers Ju.88

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
САУ (128)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
MK (35)
37мм (32)
he (30)
1945 (29)
20мм (25)
Cruiser (24)
tank (24)
Т-34 (23)
105мм (22)
mg (20)
Pak (19)
Carro (18)
Do (18)
Ил-2 (18)
Renault (17)
152мм (16)
45мм (16)
douglas (16)
Pzkpfw (16)
Як-3 (16)
150мм (14)
15cm (14)
M3 (14)
як (14)
су (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
122мм (10)
155мм (10)
Curtiss (10)
FW (10)
JU (10)
Junkers (10)
Ба (10)
ЯК3 (10)
Martin (9)
ИС (9)
10.5cm (8)
40мм (8)
Fiat (8)
hs (8)
M1 (8)
ил 2 (8)
кв (8)
май (8)
30мм (7)
panzer (7)
12.8cm (6)
2cm (6)
40M (6)
Bell (6)
Boeing (6)
Steyr (6)
ил (6)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2025