Среда, 17.12.2025, 07:06 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Бомбардировщики [68]
военный самолёт, предназначенный для поражения наземных (подземных) или надводных (подводных) объектов при помощи бомбового или ракетного вооружения
Истребители [56]
военные самолёты, предназначенные для уничтожения воздушных целей
Разведчики [35]
предназначены для ведения воздушной разведки. Часть летательных аппаратов разведывательной авиации может нести определенные типы вооружений и способна уничтожать обнаруженные особо важные цели
Транспортные [17]
летательный аппарат, предназначенный для выполнения транспортировки грузов
Штурмовики [10]
боевой летательный аппарат (самолёт или вертолёт), предназначенный для штурмовки наземных целей
Авиационное вооружение [19]
оружие, устанавливаемое на летательный аппарат
Случайная статья
Zrínyi
Zrínyi
Ваше мнение
Лучший пистолет-пулемёт Второй мировой войны
Всего ответов: 1301
Статистика

Top.Mail.Ru


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама
-->





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Армейская авиация » Истребители

И-153

   Истребитель И-153 был разработан по инициативе Н.Н.Поликарпова осенью 1937 года. Он является дальнейшим развитием истребителя И-15. Основное отличие состояло в убирающемся шасси. Было пересмотрено и изменено много частей и деталей конструкции. Верхнее крыло тоже типа "чайка", но более пологое. Прочность крыльев пересчитана и сечения усилены. Проект рассмотрен и утверждён руководством ВВС 11 октября 1937 года. Рабочие чертежи были закончены к маю 1938 года. В августе была подготовлена вся документация для серийного производства и изготовлен первый прототип. Осенью на авиазаводе №1 было сформировано единое КБ (вместо четырёх существовавших ранее), основной задачей которого было внедрение И-153 в серию. Начальником КБ был назначен заместитель Поликарпова М.Н.Тетивкин. Заводские испытания первого прототипа прошли в сентябре-октябре. Выявленные при этом недостатки были частично устранены на втором прототипе. Его испытания, которые было решено совместить с войсковыми, начались в декабре 1938 года в Баку. В начале 1939 года началось серийное производство на заводе №1. Самолёты первой серии в марте были также отправлены в Баку для проведения войсковых испытаний. Больше всего хлопот доставили испытания на штопор, продолжавшиеся до июля 1940 года, когда производство самолёта было в самом разгаре.

   И-153 представлял собой расчалочный полутораплан смешанной конструкции с верхним крылом типа "чайка". Фюзеляж имел ферменную раму из хромансилевых труб, поперечный набор из дюралевых профилей и полотняную обшивку. Крылья деревянные с обшивкой из фанеры и полотна, прямоугольные в плане. Верхнее крыло было снабжено двухсекционными элеронами. Стойки коробки крыльев I-образные. Для придания жёсткости коробке крыльев применялись расчалки из стальных лент. Шасси убирающееся, трёхопорное, с задним колесом. В зимнее время колёса шасси заменялись лыжами от И-16. Силовая установка состояла из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-62 (первые 9 самолётов выпущены с М-25В, 345 самолётов были оснащены двигателем М-63) с двухлопастным винтом изменяемого шага (на самолётах первых серий постоянного шага). Кабина пилота открытая. Часть самолётов оснащалась радиостанциями типа "Орёл", "Сокол" или "Малютка". Вооружение состояло из 4 синхронных пулемётов ШКАС. На части самолётов верхние ШКАСы заменялись 12,7-мм пулемётами БС. Под крылом могли подвешиваться до 200 кг бомб, выливные авиационные приборы, пулемётные контейнеры, реактивные снаряды РС-82. Для увеличения дальности полёта на штатные бомбодержатели могли подвешиваться 4 ПТБ по 50 л (такие самолёты поступали, в основном, в авиацию ВМФ).

Существовали следующие модификации:

  • И-153 ("Чайка", И-153, тип 34) - серийный истребитель. Выпускался на заводе №1 в 1939-1941 годах.
  • И-153 - с реактивными снарядами РС-82. Отличался металлической обшивкой нижней поверхности нижнего крыла в месте установки направляющих. В 1940 году изготовлено более 400 самолётов.
  • И-153 ПВРД - опытный с 2 дополнительными ПВРД ДМ-2 (ДМ-4) конструкции И.Меркулова. Отличался металлической обшивкой хвостовой части фюзеляжа. Переоборудован 1 самолёт в сентябре 1940 года. Достигнут прирост скорости 40-50 км/ч.
  • И-153Б - с крыльевой коробкой без расчалок (проект). Отличался трапецевидным в плане нижним крылом.
  • И-153БС - истребитель с пулемётами БС. Выпускался серийно.
  • И-153В (В) - высотный (опытный). Отличался герметичной кабиной А.Я.Щербакова. В июле 1940 года на заводе №289 переоборудован 1 самолёт. Первый полёт 20 июля 1940 года.
  • И-153В (ГК) - высотный с мягкой гермокабиной Н.Н.Поликарпова. Отличался наличием 2 турбокомпрессоров ТК-3. Разработан в июле 1939 года. Изготовление не завершено.
  • И-153В (ТК) - высотный. Отличался наличием 2 турбокомпрессоров ТК-1. Изготовлено 24 самолёта.
  • И-153П (П) - пушечный. Отличался 2 синхронными пушками ШВАК. В 1940 году изготовлено 8 самолётов.
  • И-153УД - с деревянной хвостовой частью фюзеляжа. Изготовлен в одном экземпляре летом 1940 года. Первый полёт 30 сентября 1940 года.
  • И-153Ш, И-153УШ - штурмовик. Отличался подвеской под крылом 4 контейнеров с пулемётами ШКАС или бомбовых кассет.
  • И-190 (тип 36) - опытный с двигателем М-88. Изготовлен на заводе №1 в декабре 1940 года.

   Схема и конструкция И-153 были доводены до большой степени совершенства. Его лётные качества были выдающимися для полуторапланной схемы. И-153 считался самым совершенным истребителем такой схемы в мире. Но ко времени своего появления маневренность биплана уже не могла возместить явного отставания скорости. Наступила эра истребителя-моноплана.

   Серийное производство на заводе №1 в Москве продолжалось до конца 1940 года. Последние 64 самолёта были сданы уже в 1941 году. Всего изготовлено 3437 самолётов И-153 всех модификаций. Впервые он применён 7 июля 1939 года во время боёв на реке Халхин-Гол, когда девятка под командованием Героя Советского Союза С.И.Грицевца в воздушном бою над горой Хамар-Даба сбила 4 японских истребителя Ki-27 и без потерь вернулась на свой аэродром. Опыт боевых действий показал, что самолёты И-153 могли применяться только во взаимодействии с И-16, иначе они несли большие потери. К началу войны вместе с И-16 он составлял основу советской истребительной авиации. Применялся во время Великой Отечественной войны до 1943 года, в основном как штурмовик. В составе ВВС Северного флота несколько И-153 применялись до конца войны для охраны внутренних морских конвоев в Белом море. До настоящего времени сохранился только 1 экземпляр И-153 довоенной постройки, который экспонируется в авиационном музее в Ле Бурже (Франция), и несколько реплик.

   И-153 поставлялся на экспорт в Китай. В 1940 году по разным данным было поставлено от 75 до 93 самолётов. Они применялись в боях начиная с марта 1941 года. Из-за слабой подготовки китайских лётчиков и начавшегося в этот период применения японцами истребителей A6M большинство И-153 до конца года было потеряно в боях.

   Несколько трофейных И-153 эксплуатировалось в ВВС Финляндии в 1940-1945 годах (часть из них была передана немцами из числа захваченных летом 1941 года). Известны случаи, когда в бою встречались советские и финские "чайки". В феврале 1945 года оставшиеся в строи 8 "чайек" фины поставили на консервацию. Окончательно они были списаны в 1950 году.

Лётно-технические характеристики:

Назначение: Истребитель / Штурмовик
Первый полёт: 1938
Производитель: СССР
Экипаж: 1 чел.
Максимальная скорость у земли: 365 км/ч
Максимальная скорость на высоте: 440 км/ч
Крейсерская скорость: 370 км/ч
Дальность полёта: 740 км
Практический потолок: 11000 м
Скороподъёмность: 906 м/мин.
Длина: 6,1м
Размах крыла: 10 м
Площадь крыла: 22,1 м²
Масса пустого: 1350 кг
Масса макс.взлётного: 1860 кг
Двигатель: М-25В (М-62 или М-63)
Тяга (мощность): 930 (1100) л.с.
Вооружение: 4х7,62 мм ШКАС (общий боезапас 2500), 8хРС-82, до 200кг бомб

Список использованных источников
  1. Бипланы, трипланы, гидросамолёты / Пер. с англ. Т.Горошковой. - М.: АСТ, 2001. - С. 211.
  2. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 50-51.
  3. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 8.
  4. Котельников В.Р. И-153. Краткое техническое описание // Мир авиации. - 1993. - №3. - С. 11-13.
  5. Маслов М. И-153. - М.: "Техника - молодёжи", "Авиантик", 2001.
  6. Оружие Победы. - М.: "Молодая гвардия", 1975. - С. 10-11.
  7. Самолёт И-153 с мотором М-62. Техническое описание. - М.: Оборонгиз, 1940.
  8. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 276.
  9. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. - 4-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 485-489.

Категория: Истребители | Добавил: Weapons-of-War (25.06.2009)
Просмотров: 7180 | Теги: чайка, истребитель, самолет, самолет, И-153, И153, Советский | Рейтинг: 0.0/0 |
| |
Всего комментариев: 0
Другие статьи:
Немецкий тяжелый истребитель Focke Wulf Fw.187
Немецкий высотный разведчик Henschel Hs.130
Американская самоходно-артиллерийская установка, класса самоходных гаубиц M8
Немецкая самоходная 600-мм мортира "Karl"
Британская самоходно-артиллерийская установка, класса противотанковых орудий Archer
7.92мм самозарядная винтовка "Фольксштурмгевер", модель 45
Ручная противопехотная граната РГД-33
Американский разведывательный гидроплан Vought OS2U Kingfisher
.45 АСР пистолет-пулемёт - М-3 Grease gun
Венгерский лёгкий танк 38M Toldi

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
САУ (128)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
MK (35)
37мм (32)
he (30)
1945 (29)
20мм (25)
Cruiser (24)
tank (24)
Т-34 (23)
105мм (22)
mg (20)
Pak (19)
Carro (18)
Do (18)
Ил-2 (18)
Renault (17)
152мм (16)
45мм (16)
douglas (16)
Pzkpfw (16)
Як-3 (16)
150мм (14)
15cm (14)
M3 (14)
як (14)
су (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
122мм (10)
155мм (10)
Curtiss (10)
FW (10)
JU (10)
Junkers (10)
Ба (10)
ЯК3 (10)
Martin (9)
ИС (9)
10.5cm (8)
40мм (8)
Fiat (8)
hs (8)
M1 (8)
ил 2 (8)
кв (8)
май (8)
30мм (7)
panzer (7)
12.8cm (6)
2cm (6)
40M (6)
Bell (6)
Boeing (6)
Steyr (6)
ил (6)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2025