Вторник, 02.12.2025, 18:49 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Бомбардировщики [68]
военный самолёт, предназначенный для поражения наземных (подземных) или надводных (подводных) объектов при помощи бомбового или ракетного вооружения
Истребители [56]
военные самолёты, предназначенные для уничтожения воздушных целей
Разведчики [35]
предназначены для ведения воздушной разведки. Часть летательных аппаратов разведывательной авиации может нести определенные типы вооружений и способна уничтожать обнаруженные особо важные цели
Транспортные [17]
летательный аппарат, предназначенный для выполнения транспортировки грузов
Штурмовики [10]
боевой летательный аппарат (самолёт или вертолёт), предназначенный для штурмовки наземных целей
Авиационное вооружение [19]
оружие, устанавливаемое на летательный аппарат
Случайная статья
Д-1
Д-1
Ваше мнение
Оценка сайта
Всего ответов: 448
Статистика

Top.Mail.Ru


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама
-->





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Армейская авиация » Бомбардировщики

Boeing B-29 Superfortress



   B-29 Superfortress фирмы "Boeing" был спроектирован и выпускался из-за единственной главной задачи во 2-й Мировой войне - бомбардировки Японской империи. Результатом был самолет которому оказались присущи многие превосходные качества, немаловажным свидетельством которых был тот факт, что в августе 1945 года B-29 "Enola Gay" впервые осуществил сброс ядерного оружия в боевых условиях. Три дня спустя, 9-го августа, B-29 "Bockscar" сбросил вторую атомную бомбу, что вскоре привело к завершению 2-й Мировой войны. Важно отметить в единственном кратком разделе, что две эти бомбы, имевшие названия "Little Boy" и "Fatman" ("Малыш" и "Толстяк"), были единственным атомным оружием, когда-либо примененным в боевых условиях. И эти бомбы были сброшены двумя B-29. Был ли B-29 действительно "суперсамолетом", или младшим (только более крупным и быстрым) братом знаменитого B-17?

   Гораздо важнее, что B-29 был спешно запущен в производство, а большая стратегия войны на Тихом океане была поставлена в подчинение главной цели - обеспечение баз самолетам, которые должны были бомбить Японию; эта рискованная затея с дальним прицелом впоследствии щедро окупилась. Производство B-29 стало крупнейшей программой по выпуску одного типа самолета за всю войну и повлекло за собой не только организацию производственного комплекса в составе множества заводов и тысяч субподрядчиков, но также и создание сети модификационных центров, где без снижения темпов выпуска могли производиться переделки и улучшения по требованию текущего момента. Эти модификационные центры были отчасти результатом того факта, что B-29 являлся первым самолетом-бомбардировщиком заказанным прямо "с чертежной доски". Фактически, ко времени первого взлета XB-29 21.09.42, имелся заказ на свыше чем 1664 самолетов. Были построены и "приспособлены" для производства новые заводы (ВМС США передали свой только что построенный завод в Рентоне (штат Вашингтон) фирме "Boeing" специально для выпуска патрульного бомбардировщика дальнего действия XPBB-1 Sea Renger) и определены субподрядчики. Достойно восхищения то, что B-29 Superfortress, будучи самым большим самолетом заказанным для крупносерийного производства, оснащался самыми мощными двигателями того времени (Wright R-3350 по 2200 л.с. каждый) и был первым серийным самолетом имевшим полностью герметизированную кабину экипажа, а также использовавшим централизованную систему управления огнем. Всего было выпущено 3970 B-29, а заказ на 5092 дополнительных самолета был аннулирован вскоре после победы над Японией. Из общего числа выпущенных 2766 были собраны "Boeing", 668 - "Bell" и 536 - "Martin". Пик производства был достигнут весной 1945, когда ежедневно со сборочных линий сходили по восемь B-29.К концу войны в списках USAAF значились 2132 B-29,многие из которых были законсервированы для дальнейшего использования.

Готовясь к войне
   По требованию генерала Х.Х. "Хэпа" Арнольда, 29.01.40 Военный департамент выдал спецификацию (Data R-40B) фирмам "Boeing", "Douglas", "Lockheed" и "Consolidated" на бомбардировщик со скоростью 650 км/ч способный доставить 900 кг бомбовой нагрузки на дальность 8600 км. Контракты на предварительную проработку проекта были подписаны 27.07.40 в порядке предпочтения: на XB-29 фирмы "Boeing", XB-30 фирмы "Lockheed", XB-31 фирмы "Douglas" и XB-32 фирмы "Consolidated". Фирмы "Lockheed" и "Douglas" впоследствии выбыли из конкурса.

   Средства на сборку двух XB-29 и двух XB-32 были выделены 24.08.40 года. Третий XB-29 и планер для статических испытаний были заказаны 14.12.40 года. В апреле 1941 года USAAF был представлен макет XB-29 и началось изготовление прототипа. B-29 стал самолетом первостепенной важности и к январю 1942 (еще до первого полета в сентябре) уже было заказано более 500 машин. Первый полет состоялся 21.09.42, когда летчик-испытатель фирмы "Boeing" Эдвард Аллен поднял XB-29 (41-002). К этому времени были заказаны 1664 самолета. Поставленный без вооружения XB-29 был оснащен четырьмя двигателями Wright R-3350-13 с трехлопастными винтами. Второй XB-29 (41-003) взлетел 28.12.42 года. При заходе на посадку на этом втором XB-29, 18-го февраля загорелся двигатель и он потерпел катастрофу, в которой погибли 11 членов экипажа фирмы "Boeing", включая летчика-испытателя Эдварда Аллена.

   Пожары двигателей в полете были бичем B-29 на протяжении всей его карьеры. Первые полеты третьего XB-29 (41-18335) и первого YB-29 (41-36954) состоялись в июне 1943 года. YB-29, собранный на заводе "Boeing" в Уичите (Канзас), был оснащен двигателями Wright R-3350-21 и сойдя со сборочной линии 15-го апреля, впервые взлетел 26-го июня. К 01.06.43 для подготовке к приемке YB-29, семь из которых были поставлены в течение июля, было сформировано 58-е (сверхтяжелое) бомбардировочное авиакрыло. В ходе этого испытательного периода разбился третий XB-29. Изменения в конструкции по результатам летных испытаний включали введение четырехлопастных винтов типа Hamilton-Standart и переход от стрелковых турелей Sperry с перископическим прицелом к новой системе турелей General Electric с дистанционным управление из отдельных блистеров. В течение осени 1943 начались поставки B-29-BW ("Boeing", Уичита) в учебно-боевые части. В начале 1944 за ними последовали B-29-BA ("Bell", Мариэтта) и B-29-MO ("Martin", Омаха). Эти самолеты имели двигатели R-3350-23, -23A или -41 и нормальный взлетный вес 15200, а максимальный 62600 кг.

   Вооружение состояло из спаренных 12,7-мм пулеметов в каждой из четырех фюзеляжных турелей с боекомплектом по 1000 патронов на ствол. Два дальнейших 12,7-мм ствола были в хвосте, а ранние самолеты имели 20-мм пушку M-2 Туре B.B-29A-BN ("Boeing", Рентон), был оснащен двигателями R-3350-57 или -59 и из-за нового центроплана его полный размах крыла увеличился на 305 мм. Другие изменения на строившихся в Рентоне B-29 включали слегка уменьшенный запас топлива и счетверенную верхнюю турель. Персоналом USAAF совместно с людьми "Boeing" из Уичиты и Сиэтла велась настоящая "Канзасская битва" против времени, погоды и капризов B-29. Целью была подготовка B-29 к войне.

Superfortress в бою
   Первый B-29 отправленный на войну приземлился 24.04.44 в Куангхане, Китай. Более чем 700000 китайских рабочих строили 5 аэродромов для B-29 в Индии и 4 в Китае. Первый вылет B-29 на боевое задание с индийской базы состоялся 05.06.44 на бомбежку Бангкока (Таиланд). Десятью днями 50 B-29 из только что сформированной 20-й AF бомбили Явату в Японии. Это был первый воздушный удар по Японии после рейда генерала Дулиттла на B-25 в апреле 1942 года. В первом рейде были потеряны семь B-29, но только один непосредственно от вражеских действий. В июне 1944, когда B-29 были передислоцированы на пять баз на Марианских островах, налеты на Японию начали приобретать некоторое реальное значение. Каждая из пяти баз (две на Гуаме, две на Тиниане и одна на Сайпане) была оборудована для обслуживания 180 самолетов. Размещенные в 2400 км от Японии, они совершали 4800-км рейс туда и обратно. Первый удар с Марианских баз был нанесен по Токио 24.11.44,когда 111 B-29 под командованием бригадного генерала Эммета О'Доннела летевшего на "Dountless Dotty" ("Стойкая малышка"),пилотируемой Робертом К. Морганом (ранее пилотом "Memphis Belle" ("Мемфиская красотка" - см. Profile 77) обрушились на авиамоторный завод в Мусашино. Лишь 24 из 111 B-29 атаковали цель и результаты оказались невпечатляющими. Как часто бывало в рейдах на Японию, ураганные ветры на высоте сброса бомб серьезно снизили точность бомбежки.

Атомная бомба
   Атомная эра стала реальностью после вспышки огня и грибовидного облака, возникших 06.08.45, вскоре после того как B-29 "Enola Gay" (44-86292) сбросил с высоты 9600 м атомную бомбу "Малыш". Бомба сдетонировала в 250 метрах над городом Хиросима, уничтожив 12 кв.км города и убив более 70000 человек. Таким образом это стало кульминационным пунктом войны. При подготовке к выполнению этой задачи было организовано специальное подразделение B-29 под командованием полковника Пола У. Тиббетса-младшего. 509-я CG из 315-го BW была с самого начала "специальной". Из 2000 человек, отбиравшихся для этой задачи, треть была забракована. Обычной подготовкой для пилотов и бомбардиров были 20 практических полетов и 5 по радару; однако экипажи 509-й CG сделали не менее 1000 бомбометаний и 60 с использованием радара. Используя бомбоприцел Norden, экипажи этой группы могли поразить 150-метровый круг с высоты 9000 м. Вследствие такой тщательной подготовки и обслуживания 509-я CG не потеряла не людей ни самолетов при обучении и заморских операциях. Три дня спустя после открытия "Enola Gay" атомной эры, как бы в подтверждение этого, с самолета "Bockscar" была сброшена вторая атомная бомба.

   Рапорт майора Чарльза У. Суинея, пилота "Bockscar", проливает свет на использование этих первых атомных бомб: "Штурман выполнил наведение отлично. Мы прошли над первой целью, однако по какой-то причине она была закрыта дымкой. Зенитного огня не было. Мы сделали второй заход почти с высоты бомбометания. Дымка снова закрывала цель. "Смотри в оба" - сказал я бомбардиру, но команды от него не последовало. Тогда я попросил коммандера Фредерика Эшворта (консультанта проекта от ВМС) собраться на маленькое совещание. Мы предприняли третий безуспешный заход. Я еще раз посовещался с коммандером. Мы пробыли над целью 50 минут и могли сбросить нашу бомбу в океан. Запас горючего таял. Было принято решение идти к Нагасаки, запасной цели. 90% пути мы проделали по радару. Лишь в последние несколько секунд цель стала ясно видна." 2-я Мировая война была почти завершена.

Основные модификации B-29 и результаты
   По окончании 2-й Мировой войны, B-29 продолжали оставаться машиной с превосходными характеристиками. В ноябре 1945, сразу же через два месяца после завершения войны, "Pacusan Dreamboat" перелетел за 35 часов с Гуама в Вашингтон (федеральный округ Колумбия), установив мировой рекорд беспосадочного перелета протяженностью 13190 км. Несколько дне спустя тот же самолет перелетел из Бербанка (Калифорнии) в Нью-Иорк за 5 часов 27 минут, установив новый рекорд скорости на маршруте. В октябре 1946 был установлен другой рекорд беспосадочного перелета в этот раз из Гонолулу в Каир, почти 15000 км за 39 часов 36 минут.

   B-29 открыл эру полетов с дозаправкой в воздухе, сперва с KB-29M, который использовал английскую систему "рукав - крюк", а позже с KB-29P, который использовал созданную фирмой "Boeing" систему "летающая штанга". Четыре KB-29M обеспечивали дозаправку B-50 "Lucku Lady II" ("Счастливая леди II"), выполнившего в 1949 первый кругосветный беспосадочный перелет.

   В дополнение к системе дозаправки шлангового типа, созданной "Boeing", несколько B-29 были модифицированы и испытаны в "Flight Refuelling Ltd." в Англии, включая YKB-29T (45-21734) который был первым трехточечным танкером для TAC. В мае 1948 "Boeing" предложила альтернативный метод дозаправки, существенно увеличивший ее скорость, при котором аэродинамически регулируемая штанга шла вниз от танкера к заправляемой машине.

   Два RB-29J были переделаны в танкеры YKB-29J с новым оборудованием и в мае 1949 года USAF заказали 40 B-29, переделанных под это оборудование, под обозначением KB-29P. В конце концов так модифицировали 116 машин, первую из которых поставили SAC в марте 1950. Появились и другие многочисленные версии B-29. F-13 и F-13A, появившиеся в 1947, были переобозначенными RB-29J с новым оборудованием.

   Немодифицированные F-13A стали называть RB-29A. Развитием "Super Dumbo" периода 2-й Мировой войны был SB-29, который нес под фюзеляжем спасательную шлюпку типа A-3. Всего поступило на службу 16 SB-29. Другие были модифицированы в разведчики погоды WB-29. Другие разновидности включали B-29B, который, за исключением хвостовой стрелковой точки, был лишен всех турелей и прицельных блистеров и нес дополнительное радио- и радиолокационное оборудование, EB-29B использовавшийся как телетрансляционная станция, XB-29E - опытная машина для испытания антенны управления огнем и шесть B-29F - арктический вариант для операций на Аляске.

   XB-29G (44-84043) служил летающей лабораторией для испытания двигателей J35, J47 и J73, монтировавшихся в бомбоотсеке. XB-29H использовался для испытаний специального вооружения, YB-29J был вариантом для строевых испытаний улучшенных двигателей, TB-29 являлся учебным самолетом, а QB-29 беспилотной мишенью. Также имелись разоруженные транспортные B-29 - CB-29K. B-29 стал традиционным носителем-"маткой" в ранних исследованиях в области высоких скоростей на работах с экспериментальными истребителями. Он нес машины серии Bell X-1 и паразитный (подвесной) истребитель XF-85, а под обозначением P2B-1 использовался для подвески флотского Douglas D-558-II.Королевские ВВС Великобритании использовали B-29 под названием Washington. Последний в USAF самолет B-29 завершил свою службу 21.6.60 года в 20.10, когда майор Кларенс К. Рэрик из 6023-й эскадрильи калибровки радиолокационного оборудования посадил B-29-15-MO (42-65234) на авиабазе Наха (Окинава) после обычного вылета по калибровке радаров. "Боевая птица" Тихого океана была окончательно отправлена на отдых.

Тактико-технические характеристики бомбардировщика:
Год принятия на вооружение - 1943
Размах крыла - 43,05 м
Длина - 30,18 м
Высота - 9,02 м
Площадь крыла - 161,27 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 31815
- нормальная взлетная - 56245
Тип двигателя - 4 ПД Wright R-3350-23-23А/-41 Сyclone 18
Мощность - 4 х 2200 л.с.
Максимальная скорость - 576 км/ч
Крейсерская скорость - 547 км/ч
Практическая дальность - 5230 км
Боевая дальность - 2880 км
Максимальная скороподъемность - 280 м/мин
Практический потолок - 9710 м
Экипаж - до 10 чел
Вооружение: 2*12.7мм пулемета в каждой из четырех дистанционно управляемых турелей с электроприводами и 3*12.7мм пулемета или 2*12.7мм пулемета и 1*20мм пушка в хвостовой турели.
Бомбовая нагрузка - 9072 кг.



Категория: Бомбардировщики | Добавил: Weapons-of-War (16.09.2009)
Просмотров: 5726 | Теги: Суперфортресс, Boeing, Бомбардировщик, Стратегический, B-29, самолет, Сверхкрепость, самолет, американский, боинг, Superfortress | Рейтинг: 0.0/0 |
| |
Всего комментариев: 0
Другие статьи:
Американский истребитель Seversky P-35
Немецкий ночной истребитель Heinkel He.219 Uhu
6.5мм ручной пулемет Breda (Fucile Mitragliatore Breda Modello 30)
Немецкий десантный и транспортный планер Gotha Go.242
30мм ружейный противотанковый гранатомет GzB-39
Советский средний бронеавтомобиль БА-10
Немецкая самоходная реактивная система залпового огня 15cm Panzerwerfer 42 Auf.Sf (Sd.Kfz.4)
Американская 37-мм противотанковая пушка M3
Советский 37-мм миномет-лопата обр.1938г.
Американский тяжелый бомбардировщик Consolidated B-24 Liberator

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
САУ (128)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
MK (35)
37мм (32)
he (30)
1945 (29)
20мм (25)
Cruiser (24)
tank (24)
Т-34 (23)
105мм (22)
mg (20)
Pak (19)
Carro (18)
Do (18)
Ил-2 (18)
Renault (17)
152мм (16)
45мм (16)
douglas (16)
Pzkpfw (16)
Як-3 (16)
150мм (14)
15cm (14)
M3 (14)
як (14)
су (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
122мм (10)
155мм (10)
Curtiss (10)
FW (10)
JU (10)
Junkers (10)
Ба (10)
ЯК3 (10)
Martin (9)
ИС (9)
10.5cm (8)
40мм (8)
Fiat (8)
hs (8)
M1 (8)
ил 2 (8)
кв (8)
май (8)
30мм (7)
panzer (7)
12.8cm (6)
2cm (6)
40M (6)
Bell (6)
Boeing (6)
Steyr (6)
ил (6)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2025