Пятница, 19.12.2025, 20:27 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Лёгкие танки [39]
К лёгким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т (позднее — до 20 т) и вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами. Лёгкие танки являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя
Средние танки [35]
К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника
Тяжелые танки [16]
К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее — 40 т) и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Существовали также тяжёлые танки с несколькими орудиями разных калибров. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов
Самоходные арт-установки [64]
боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся шасси. В широком смысле слова все вооружённые пушками боевые машины могут рассматриваться как САУ
Системы залпового огня [4]
один из типов ракетных артиллерийских систем. Предназначена для поражения любых групповых целей на дальних подступах
Колёсная и гусеничная техника [34]
боевые и военные бронированные машины на колёсном и гусеничном шасси, а также военные машины созданные на их базе или предназначенные для их обслуживания и мотоциклы
Буксируемая артиллерия [71]
один из трёх старейших родов войск, основная ударная сила сухопутных войск современных Вооружённых Сил
Техника обеспечения [9]
колесные машины автомобильных парков вооруженных сил. К ним относят: колесные машины боевого назначения; колесные машины тылового, транспортного и специально-технического обеспечения (например, тягачи); колесные машины многоцелевого назначения; прицепы и полуприцепы.
Миномёты [9]
орудие, предназначенное для навесной стрельбы по укрытым целям, а также для разрушения полевых укреплений, стрельбы с закрытых позиций (контрбатарейная стрельба) по аналогично расположенным огневым средствам артиллерии противника, отличающееся наличием плиты, передающей импульс отдачи в землю.
Случайная статья
ZB-26
ZB-26
Ваше мнение
Лучший штурмовик Второй мировой войны
Всего ответов: 942
Статистика

Top.Mail.Ru


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама
-->





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Сухопутные войска » Колёсная и гусеничная техника

БА-3


БА-3 на службе Вермахта

   Параллельно с испытанием первого образца БАИ велись работы по созданию бронеавтомобиля с более мощным вооружением. Уже 1 августа 1932 года УММ РККА заключило со спецотделом Ижорского завода договор № I73713сс, в котором говорилось: "Объект заказа - проектирование и изготовление опытного образца бронеавтомобиля БАИ, вооруженного 45-мм пушкой завода № 8 ВАТО и пулеметами ДT. Срок предъявления к приему - 1 ноября 1932 года. Стоимость заказа составляет 25000 рублей". Но завод не сумел выполнить работу в срок - первый образец нового
бронеавтомобиля, получившего обозначение БА-3, изготовили только в конце апреля 1933 года, да и то из обычной (не броневой) стали. Тем не менее, 1 мая БА-3 участвовал в параде на площади Урицкого (ныне Дворцовая) в Ленинграде.

   Корпус машины, сваренный из 4-8 мм листов незначительно отличался от БАИ - была на 50 мм удлинена корма, в бортах моторного отделения появились окна (по одному на сторону) для выброса воздуха. Откидные щитки в боковых дверях устанавливались на внутренних петлях (у БАИ на внешних) и в открытом положении удерживались специальными защелками. Для наблюдения в бою в щитках имелись смотровые щели, закрываемые изнутри броневыми заслонками. Кроме того, на крыльях задних колес смонтировали специальное приспособление для укладки вездеходных цепей и укоротили подножки под боковыми дверями.

   Бронекорпус БА-3 был сварным. Но нужно отметить, что боковые листы соединяясь сваркой к тому же усиливались по этим местам накладками. Причём задние бортовые листы - гнутые, а на поздних броневиках согнут на прессе и кормовой лист. На БА-3 ранних выпусков кормовой лист сваривался из двух половин и, соответственно, отличался усиливающей накладкой по оси машины.     А вот на заклёпках крепились уголки, на которые опирались "потолок" и пол машины. Подбашенный лист, испытывающий дополнительные нагрузки, кроме того, поддерживали пять подкосов - их массивные заклепки хорошо видны снаружи бронекорпуса на бортах и корме (расположены иначе, чем на БА-6). Крепление самого корпуса осуществлялось с помощью 10 кронштейнов (две пары приклёпаны изнутри в боевом), которые через резиновые прокладки приворачивались болтами к лонжеронам шасси. Заклёпки их крепления заметны в нишах задних колёс, под дверями отделения управления и в нижней части боковин моторного отсека. Кроме того, окантовки дверей и люков, не дающие им провалиться в проёмы, тоже стояли на заклёпках. Практически всё внутреннее оборудование крепилось на болтах, пропущенных через стенки корпуса насквозь.

   Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 3 СТП-80 ёмкостью 80 А•ч и генератор ГМ-71 мощностью 100 ВТ. Вся проводка проложена под потолком по левому борту, на нем же установлены два светильника с синим стеклом для освещении боевого отделения и поста управления. Еще пара плафонов есть в башне.

   Двухлитровый тетрахлорный танковый огнетушитель стоял в креплениях под передним щитком машины по правому борту, а аптечка размещалась над стеллажом на 5 пулеметных дисков по левому борту.

   Главным отличием БА-3 от БАИ была башня от танка Т-26 но с уменьшением толщины брони до 8 мм (на опытном образце, изготовленном из не броневой стали - 9 мм). Она крепилась болтами при помощи 6 захватов к нижнему погону и крыше корпуса. Поворотный механизм башни имел 2 передачи, позволяя ее вращать с разными скоростями. В крыше имелись два люка для посадки экипажа, лючки для вытяжного вентилятора, флажковой сигнализации и прибора ПТК. Наблюдение за полем боя можно было вести через две смотровые щели со стеклами "Триплекс", расположенные в бортах. Кроме того, имелось три отверстия для стрельбы из револьвера, закрывающиеся броневыми заслонками. Как и на БАИ, у БА-3 имелся люк в крыше над местами водителя и пулеметчика. Вооружение бронемашины состояло из 45-мм танковой пушки образца 1932 года (20К) и спаренного пулемета ДТ в штатной башенной установке и еще одного ДТ в лобовом листе корпуса. Прицельные приспособления состояли из телескопического прицела ТОП, кроме того предусматривалась и установка перископического ПТ-1 (правда на БА-3 их так и не установили). В корме башни имелся люк для демонтажа пушки при ремонте.

   К пушке имелось 60 снарядов, из них 52 находились в башне (2 укладки по 20 штук в кормовой нише и 12 по бортам) и две стойки по 4 снаряда в корпусе, 54 магазина к пулеметам (3402 патрона) размещались в башне справа (6 штук) и в 48 стеллажах на бортах корпуса. Здесь же специальными зажимами крепились лопата, топор, лом и двуручная пила. Кроме того, в полу боевого отделения имелся инструментальный ящик и ящик ЗИП к пушке и пулеметам.

   Боевая масса БА-3 с экипажем из 4 человек составляла 5,82 т, 40-сильный двигатель "Форд" позволял броневику разгоняться до 60 км/ч на прямой передаче и до 70 км/ч с демультипликатором на пониженной.

   Осенью 1934 года, после заводской обкатки и устранения выявленных недостатков БА-3 производство бронемашин началось на Ижорском заводе - до конца года было изготовлено 10 машин (7 в октябре и 3 в ноябре).

   Попытки наладить сборку БА-3 на заводе ДРО не увенчались успехом из-за большого объема заказов на легкие бронеавтомобили. Поэтому с 1934 года Выкса полностью переключилась на изготовление ФАИ, а затем и БА-20, а Ижорский завод стал головным (и единственным) предприятием по выпуску средних бронемашин.

   В это же время произошли изменения и в структуре Ижорского завода. Спецотдел, до этого занимавшийся всей оборонной продукцией завода, ликвидировали, создав вместо него два конструкторских бюро - КБ по спецпроизводству (КБС) и КБ по модернизации (КБМ). Первое, начальником которого стал Померанцев, занималось вопросами (серийного производства бронеавтомобилей, бронекорпусов и другой продукции завода. Второе, под руководством инженера Ильичев, занималось опытными работами, в том числе и проектированием новых типов бронеавтомобилей. Оба КБ подчинялись директору завода по спецпроизводству. Но так как коллективы КБМ и КБС были довольно малочисленны, они работали довольно в тесном контакте, помогая друг другу по мере сил.

   В июне 1934 года, уже в ходе серийного производства, опытный экземпляр БА-3 (с корпусом из неброневой стали) испытывался на НИБТ полигоне, пройдя 400 км по шоссе и 190 км по проселку. В отчете об испытаниях отмечался удобный доступ к двигателю, коробке перемены передач, демультипликатору и другим агрегатам, требующим периодического осмотра, удобное размещение экипажа и мягкий ход машины. Бронеавтомобиль без труда преодолел подъем в 24 градуса, крен в 30 градусов, брод глубиной до 0,6 м и 0,4 м вертикальную стенку, в целом не уступая по проходимости грузовому «Форд Тимкен». Запас хода по горючему составлял 218 км по шоссе и 134 км по проселку.

   В то же время наблюдение за дорогой при закрытых люках оставляло желать лучшего -скорость движения при этом не превышала 15-20 км/ч. Вращение маховика поворотного механизма башни требовало больших усилии, с трудом открывались и закрывались заслонки смотровых щелей. Вызывала нарекания система охлаждения двигателя и крепление бронекорпуса к шасси: "При движении по грязному проселку на максимальных оборотах в дождливую погоду при температуре окружающего воздуха 12 градусов температура при открытых жалюзи доходила до кипения через 3-5 км при движении по шоссе при закрытых жалюзи при температуре наружного воздуха 20-23 градуса через 6-7 минут вода в радиаторе достигает точки кипения.

   Сильно шумит бронекорпус - необходимо соединения корпуса с полом и лонжеронами делать на резиновых прокладках. Температура в бронекорпусе при закрытых люках достигает 45-50 градусов при температуре снаружи 25 градусов через 10-15 минут движения. Охлаждение двигателя для данного типа бронеавтомобиля недостаточно".

   Тем не менее, представители НИБТ полигона в своем заключении положительно отзывались о БА-3, рекомендуя улучшить "наблюдение за дорогой при закрытых люках и систему охлаждения двигателя".

   В начале 1934 года при сборке в серийных БА-3 выяснилось, что бронекорпуса многих из них имели большое количество трещин из-за плохого качества сварных швов. Такие корпуса принимались по специальному разрешению представителя военной приемки УMM РККА на Ижорском заводе, при этом на трещины ставили специальные ограничители. Вплоть до прекращения производства в начале 1936 года Ижорский завод изготовил 169 БА-3, кроме того, 4 машины собрал завод ДРО.

   Бронеавтомобиль БА-3 послужил базой для проведения ряда опытных работ. Так, в 1935 году на одной машине в опытном порядке установили радиостанцию 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне. Рация размещалась в кормовой нише, при этом укладки для снарядов пришлось демонтировать.

   В сентябре 1936 года один БА-3 вооружили 12,7-мм пулеметом ДК ("Дегтярев крупнокалиберный"), установленном в башне вместо 45-мм пушки. С 16 по 21 ноября эта машина испытывалась на научно-испытательном оружейном полигоне. В мае 1937 года на том же БА-3 испытывали 12,7-мм пулемет ШВАК ("Шпитальный-Владимиров авиационный крупнокалиберный"), но по своим боевым характеристикам и надежности он оказался хуже ДК.

   В 1935 году один БА-3 приспособили для движения по рельсам. Эта машина получила обозначение БА-3 жд. Летом 1938 года на броневой ремонтной базе №6 в Брянске переставили бронекорпус БА-3 с шасси "Форд-Тимкен" на ГАЗ-AAA. Корпуса устанавливали на серийные шасси ГАЗ-ААА выпуска 1937 года с рамой, укороченной в задней части на 300 мм. Передняя ось укреплялась двумя накладками, установленными при помощи болтов, а рессоры усиливались до 13 листов. Колеса с пневматическими шинами заменили на пулестойкие ГК. Электрооборудование и щиток водителя ставились стандартные от ГАЗ-ААА, а кроме основного бака на 44 литра в отделении управления монтировался дополнительный на 18 литров (38 л на БАИ), Кроме того, оба броневика получили укладки различного инструмента и ЗИП.

   У новых бронеавтомобиля, получившего обозначение БА-3М улучшились динамические качества. БА-3М получился легче БА-3 (5422 кг против 5820 кг), возросла его скорость (58,3 км/ч против 54,5 км/ч) и запас хода (280 км против 248 км). После обкатки и устранения недостатков БА-3М направили на научно-испытательный полигон в подмосковную Кубинку дли проведения испытаний, которые прошли с ноября 1938-го по январь 1939 года Всего броневик прошел 2777 км, из них 1509 км по шоссе, 959 км по проселку и 336 км по целине.

   В отчете об испытаниях говорилось, что управление в основном мало чем отличалось от управления грузовиком ГАЗ-AAA, а при движении по разбитому щебенчатому шоссе и проселку отмечались сильные колебания передней части броневика на неровностях дороги и плохая обзорность пути при закрытом люке водителя, особенно при крутых поворотах. Среди недостатков главными были признаны слабая конструкция переднего моста и рессор из-за их перегрузки, плохая конструкция сидений, что вызывало утомляемость экипажа, а также ненадежность запоров дверей и люков ("ненадежны, часто открываются, сильно изношены и несовершенной конструкции"). В целом работа бронемашины была признана ненадежной. В заключении отчета было сказано следующее:

   "Модернизированный бронеавтомобиль БА-3 на шасси ГАЗ-AAA обладает лучшей тактико-технической характеристикой по сравнению с БА-3 на - Форд-Тимкен". Испытанный бронеавтомобиль за исключением вооружения не отвечает требованиям, предъявляемым к современным бронеавтомобилям. При наличии большого парка бронеавтомобилей на шасси «Форд-Тимкен - требующих модернизации, перестановка корпусов на шасси ГАЗ-AAA вполне целесообразна при усилении переднего моста рамы шасси и устранения недостатков связанных с бронекорпусом. Модернизированный бронеавтомобиль может быть принят на вооружение РККА. Учитывая недостаточную прочность и пулестойкость броневого корпуса считаем, что использование модернизированного бронеавтомобиля возможно:
  А) Для учебных целей.
  Б) в боевых условиях лишь с учетом конкретной обстановки и возможности выполнения возлагаемых задач по броне".
    К лету 1940 года модернизация всего парка бронемашин БА-3 была завершена.

   Большинство бронеавтомобилей с началом Великой Отечественной войны были потеряны в первые месяцы войны. До 1942 года на советско-германском фронте не осталось практически не одного бронеавтомобиля БА-3.

   Нужно ещё отметить, что бронеавтомобили БА-3 использовались не только в Красной Армии, но и в других странах. В 1934 году один бронеавтомобиль БА-3, вместе с танками Т-37 и Т-26 приобрела Турция. Правительство этой страны собиралось вооружить армию самой современной по тем временам техникой, закупая образцы разных стран для проведения испытаний. Любопытно, что для изготовления экспортного образца БА-3 Ижорский завод получил отдельный заказ, для сборки машины использовались лучшие сорта стали и импортное оборудование. Тем не менее, после проведенных испытаний командование турецкой армией не заинтересовалось броневиком. Также имеется информация, что в ходе гражданской войны в Испании, Советский Союз поставил республиканцем партию бронеавтомобилей, в числе которых было 3 БА-3.

   1 БА-3М в ходе "Зимней войны" был захвачен финнами. Эта машина у бережливых финнов прослужила достаточно долго, её списали только в начале 1955 года.

Боевая масса, т: 5,82
Экипаж, чел.: 3
История
Годы производства: 1933—1936
Годы эксплуатации: 1933—1945
Количество выпущенных, шт.: 180 (168)
Размеры
Длина корпуса, мм: 4825
Ширина корпуса, мм: 1963
Высота, мм: 2494
База, мм: 254
Клиренс, мм: 250
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 8
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 8
Борт корпуса (верх), мм/град.: 8
Борт корпуса (низ), мм/град.: 8
Корма корпуса (верх), мм/град.: 8
Корма корпуса (низ), мм/град.: 6
Днище, мм: 5
Крыша корпуса, мм: 4
Лоб башни, мм/град.: 9
Борт башни, мм/град.: 9
Корма башни, мм/град.: 9
Вооружение
Калибр и марка пушки: 45-мм обр. 1938 г. (20К)
Боекомплект пушки: 60
Углы ГН, град.: 360
Прицелы: ТОП, ПТ-1
Пулемёты: 2x7,62-мм ДТ-29
Подвижность
Тип двигателя: рядный, 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 40
Скорость по шоссе, км/ч: 57
Запас хода по шоссе, км: 248 по шоссе, 143 по просёлку
Колёсная формула: 6 х 4
Преодолеваемый подъём, град.: 20
Преодолеваемая стенка, м: 0,3
Преодолеваемый ров, м: 0,8
Преодолеваемый брод, м: 0,6


Трофейный бронеавтомобиль БА-3

БА-3 финской армии, июль 1941 года.


Категория: Колёсная и гусеничная техника | Добавил: Weapons-of-War (13.07.2011)
Просмотров: 10106 | Теги: пушечный, средний, БА-3, бронеавтомобиль, Советский | Рейтинг: 4.5/2 |
| |
Всего комментариев: 0
Другие статьи:
Немецкий одноместный пикирующий бомбардировщик и штурмовик Henschel Hs.123
Немецкая самоходно-артиллерийская установка класса истребитель танков Panzerjäger I
Американский тяжёлый танк Heavy Tank М6
Чехословацкий лёгкий танк LT vz.38 (Pz.Kpfw.38(t))
Французский лёгкий танк сопровождения Renault R-35
20мм авиационная пушка MG-FF «Oerlicon»
7.62мм автоматическая винтовка Симонова - АВС-36
Американский истребитель Seversky P-35
Немецкая самоходно-артиллерийская установка класса истребитель танков Marder III
Многоцелевой самолёт Поликарпова Р-5

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
САУ (128)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
MK (35)
37мм (32)
he (30)
1945 (29)
20мм (25)
Cruiser (24)
tank (24)
Т-34 (23)
105мм (22)
mg (20)
Pak (19)
Carro (18)
Do (18)
Ил-2 (18)
Renault (17)
152мм (16)
45мм (16)
douglas (16)
Pzkpfw (16)
Як-3 (16)
150мм (14)
15cm (14)
M3 (14)
як (14)
су (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
122мм (10)
155мм (10)
Curtiss (10)
FW (10)
JU (10)
Junkers (10)
Ба (10)
ЯК3 (10)
Martin (9)
ИС (9)
10.5cm (8)
40мм (8)
Fiat (8)
hs (8)
M1 (8)
ил 2 (8)
кв (8)
май (8)
30мм (7)
panzer (7)
12.8cm (6)
2cm (6)
40M (6)
Bell (6)
Boeing (6)
Steyr (6)
ил (6)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2025