Воскресенье, 21.12.2025, 18:25 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Лёгкие танки [39]
К лёгким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т (позднее — до 20 т) и вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами. Лёгкие танки являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя
Средние танки [35]
К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника
Тяжелые танки [16]
К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее — 40 т) и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Существовали также тяжёлые танки с несколькими орудиями разных калибров. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов
Самоходные арт-установки [64]
боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся шасси. В широком смысле слова все вооружённые пушками боевые машины могут рассматриваться как САУ
Системы залпового огня [4]
один из типов ракетных артиллерийских систем. Предназначена для поражения любых групповых целей на дальних подступах
Колёсная и гусеничная техника [34]
боевые и военные бронированные машины на колёсном и гусеничном шасси, а также военные машины созданные на их базе или предназначенные для их обслуживания и мотоциклы
Буксируемая артиллерия [71]
один из трёх старейших родов войск, основная ударная сила сухопутных войск современных Вооружённых Сил
Техника обеспечения [9]
колесные машины автомобильных парков вооруженных сил. К ним относят: колесные машины боевого назначения; колесные машины тылового, транспортного и специально-технического обеспечения (например, тягачи); колесные машины многоцелевого назначения; прицепы и полуприцепы.
Миномёты [9]
орудие, предназначенное для навесной стрельбы по укрытым целям, а также для разрушения полевых укреплений, стрельбы с закрытых позиций (контрбатарейная стрельба) по аналогично расположенным огневым средствам артиллерии противника, отличающееся наличием плиты, передающей импульс отдачи в землю.
Случайная статья
Як-4
Як-4
Ваше мнение
Лучший штурмовик Второй мировой войны
Всего ответов: 942
Статистика

Top.Mail.Ru


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама
-->





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Сухопутные войска » Самоходные арт-установки

Grille

Sturmpanzer38(t)-Ausf.H

Sturmpanzer38(t)-Ausf.M

Sd.Kfz. 138/1 Ausf. H «Grille»
   На проходившем в Берлине 6 марта 1942 г. совещании представители завода ВММ предложили, помимо самоходных противотанковых пушек, разработать ряд других установок на базе танка 38 (t), в том числе САУ, вооружённую полевым орудием 15 cm sIG 33 (Schweres Infateriegeschutz 33). Буксируемый вариант этого орудия весил 1700 кг и выпускался в больших количествах, пушка предназначалась для непосредственной поддержки пехотных подразделений; за счёт большого максимального угла возвышения, 75°, орудие могло вести огонь с закрытых позиций и выполнять те же задачи, что и гаубицы. 30-кг снаряды пушки 15 cm sIG 33 обладали большей разрушительной силой.

   Стадия разработки и изготовления прототипа 150-мм САУ на базе шасси танка Pz.Kpfw. 38 (t) началась в марте 1942 г. В работах принимала участие фирма Alkett. Серийное производство самоходок началось год спустя, в феврале 1943 г.

   Адаптация танкового шасси под самоходную установку 150-мм пушки шла тем же путем, что и переоборудование шасси под истребитель танков Sd.Kfz. 138 (Marder III), но боевое отделение САУ имело гораздо большие размеры.

   Буксируемый вариант орудия был доработан под установку в боевое отделение: для упрощения обслуживания люлька скреплялась со стволом хомутом.

   Если внешний вид моторного отделения при переоборудовании танков 38 (t) в 150-мм САУ изменений не претерпевал, то лобовой лист с шаровой пулемётной установкой стрелка-радиста и смотровым прибором механика-водителя демонтировался. Таким образом, установка Sd.Kfz. 138/1 стала первой модификацией шасси танка 38 (t), лишённой тяжёлого пулемёта ZB vz.37, вместо него машины вооружались ручными пулемётами немецкой конструкции. Вместо старого лобового бронелиста под углом 17° устанавливался лист из катаной брони толщиной 25 мм и высотой 150 см: бронелист также служил щитом для орудия. В его нижнем правом углу имелась литая деталь, закрывающая смотровую щель механика-водителя, в середине — вырез под орудийный ствол и в левом верхнем углу — отверстие под перископ. Место радиста перенесли в открытое сверху боевое отделение, при необходимости радист выполнял обязанности второго заряжающего.

   К лобовому 25-мм бронелисту крепилась угловая броня, в правом листе имелась боковая смотровая щель механика-водителя, левый был монолитным. Платформа, к которой крепилась рубка, имела ширину большую, чем ширина корпуса, к бортам которого приваривались горизонтальные металлические площадки толщиной 10 мм. Борта рубки образованы слегка наклоненными внутрь трапециевидными бронелистами, над моторным отделением монтировались ещё два трапециевидных бронелиста.

   В кормовой части открытой сверху рубки имелась двустворчатая бронированная дверца. Экипаж САУ из четырёх человек получил круговую защиту от огня стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. В непогоду рубка сверху затягивалась брезентом, брезент крепился к металлическим дугам и бортам рубки. Как и на истребителях танков, ствол пушки САУ крепился в походном положении Н-образным опорой-фиксатором, а казенник — хомутом.

   Масса САУ, получившей обозначение «15 cm sIG 33 (Sfl.) auf Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. H» или более короткое — Sd.Kfz. 138/1, не превышала 10800 кг. Величина вполне сравнимая с массой истребителя танков. Проходимость установки была удовлетворительной.

   Для постройки прототипа САУ Sd.Kfz. 138/1 использовалось шасси Ausf. H № 1767. Номера шасси остальных 89 самоходок следующие: 1950–1967, 1970–2015 и 2076–2100. Самоходно-артиллерийская установка получила кодовое имя «Dietmar». Первые 25 машин завод отгрузил заказчику в феврале 1943 г., за ними последовало 40 САУ в марте и 25 — в апреле 1943 г. В апреле были также изготовлены 27 установок на базе шасси варианта Ausf. H: в апреле–июне завод изготовил ещё 110 машин 9-й серии. В июне выпуск САУ был приостановлен и возобновился только через четыре месяца, в ноябре 1943 г., когда завод ВММ передал заказчику 10 машин; их планировалось строить как самоходки 10-й серии Ausf. M с моторным отделением в средней части корпуса и установленной в корме рубкой, но, в конечном итоге, их достроили по проекту Sd.Kfz. 138/1. Ещё десять самоходок построили вместо зенитных установок Flakpanzer 38 (t). Эти машины выпускались параллельно с производством САУ, а количество заказанных ЗСУ уже в процессе выполнения программы снизили на 10 штук.

Sd.Kfz.138/1 Ausf. M «Grille»
   После перевода производства истребителей танков на выпуск машин модификации Ausf. M было решено выпускать самоходные пушки 15 cm sIG также на базе Ausf. M.

   Выпуск САУ завод ВММ начал в конце 1943 г., к этому времени в производстве истребителей танков Sd.Kfz. 138 Ausf. M уже широко применялась сварка, которую внедрили и в технологический цикл сборки самоходных пушек. В отличие от вариантов САУ и истребителей танков модели Ausf. H, которые сильно отличались друг от друга, машины на базе шасси Ausf. M были практически идентичны. САУ и истребитель танков модификаций Ausf. M незначительно отличались друг от друга формой бронелистов рубки, орудиями и лафетами для пушек; компоновки и толщины брони обеих машин — идентичны.

   Как и на всех других самоходных установках, ствол пушки САУ в походном положении закреплялся откидным фиксатором, а казенная часть — хомутом. Брезентовый тент над открытым верхом рубки укреплялся на четырех штырях, смонтированных по углам боевого отделения, от провисания тент предохраняла металлическая арка, смонтированная в средней части рубки. Аналогичные приспособления для натяжения тента имел и истребитель танков Sd.Kfz. 138 Ausf. M.

   Прототип САУ Sd.KFz. 138/1 Ausf. M был готов в ноябре 1943 г., до конца года удалось собрать ещё 14 установок данной модели. Всего было заказано 118 САУ, получивших, как и предшествующий вариант Sd.Kfz. 138/1, кодовое наименование «Schwerin». Оставшиеся 114 машин были доставлены в Оломоуц для установки вооружения в январе–мае 1944 г. Самоходки поступали на вооружение панцергренадерских полков различных дивизий. Самоходно-артиллерийская установка Sd.Kfz. 138/1 Ausf. M получила наименование «Grille» («сверчок») одновременно с присвоением имени «Marder» истребителю танков.

   Из-за малого возимого боезапаса САУ (20 выстрелов раздельного заряжения) была необходимость иметь в составе батарей бронированные транспортировщики боеприпасов. Амбразура под пушку в лобовом листе рубки транспортера боеприпасов закрывалась бронезаслонкой, в нижней части бронезаслонка крепилась к рубке на петлях, в верхней — хомутами. С января по май 1944 г. завод в Праге изготовил 93 транспортера боеприпасов Sd.Kfz. 138/1 Mun Ausf. M . Машины получили кодовый номер «311» вместо традиционного кодового наименования.

   Самоходно-артиллерийские установки «Grille» оставались в серийном производстве вместе с истребителями танков «Hetzer» до самого конца воины.

Боевое применение
   Тяжелые пехотные пушки на самоходном бронированном шасси в период кампании во Франции имелись на вооружении шести немецких танковых дивизий. Но только с поступлением в войска 200 новых самоходок Sd.Kfz. 138/1, удалось увеличить огневую мощь пехотных подразделений танковых дивизий, причем усиление огневой мощи произошло не столько за счет количества, сколько за счет качества. В соответствии со штатным расписанием танковых и панцергренадерских дивизий 1943–45 г.г. каждое соединение имело всего по 12 самоходных пехотных пушек. Они не входили в состав дивизионной артиллерии, вооруженной САУ и буксируемыми орудиями, подразделения самоходных пехотных пушек придавались непосредственно панцергренадерским полкам в качестве машин огневой поддержки. И механизированные полки на бронетранспортерах, и моторизованные полки на грузовых автомобилях имели в своем составе по шесть самоходных пушек (организационно пушки сводились в 9-ю роту). Такая организация являлась теорией чистой воды, так как 200 установок Sd.Kfz. 138/1 не могли обеспечить потребности всех танковых и панцергренадерских дивизий.

   По 12 самоходок получили 1-я, 2-я, 4-я, 5-я, 16-я, 17-я, 24-я, 26-я танковые, 3-я и 29-я панцергренадирские дивизии вермахта, панцергренадеские дивизии «Великая Германия» и «Фильдхернхалле», танковые дивизии СС «Адольф Гитлер», «Дас Рейх» и «Мертвая голова». Оставшиеся машины использовались для подготовке экипажей и в резервных частях.

   Вышеперечисленные дивизии действовали, главным образом, на Восточном фронте или в Италии. Самоходные установки Sd.Kfz. 138/1 хорошо зарекомендовали себя в боевой обстановке, но из-за потерь в тяжелых боях их количество уменьшалось. Желание восполнить потери привело к заказу в ноябре 1943 г. небольшой партии машин Sd.Kfz. 138/1 из десяти штук. Партию изготовили в начале 1944 г., машины поступили на вооружение рот четырех танковых дивизий: «Мертвой головы», 2-й, 4-й и 17-й.

   К этому времени уже проходила испытания усовершенствованная самоходная установка с двигателем. Решением проблемы стало введение в состав батарей трех орудийного состава четвертая машина, лишенная орудия предназначенной для перевозки боеприпасов. Транспортеры боеприпасов выпускались параллельно с изготовлением самоходных пушек. С января по май 1944 г. завод ВММ построил 93 таких машины. С заводом был также заключен контракт на поставку вооружения для 40 последних транспортеров, изготовленных в мае: таким образом, в случае необходимости эти машины можно было в полевых условиях переоборудовать в «нормальные» самоходки, вооруженные 150-мм орудиями.

   Согласно германским источникам на март 1945 в войсках числилось 173 самоходки «Grille», однако не уточнялось, сколько среди них собственно самоходных пушек и сколько — транспортеров боеприпасов. Последние 13 самоходок поступили на вооружение трех танковых дивизий в апреля 1945 г.: по три машины получили 18-я и 20-я дивизии, семь — 25-я. Согласно данным чехословацкой армии в октябре 1948 г. на территории страны находилось 13 транспортеров боеприпасов из последней партии, которые, при необходимости, можно было конверсировать в самоходные пушки.

Тактико-технические характеристики G.W.38 für s.I.G.33/2 (Sf.):
Классификация: самоходная гаубица
Боевая масса, т: 11,5
Компоновочная схема: моторное, трансмиссионное отделения и отделение управления спереди, боевое в рубке сзади
Экипаж, чел.: 5
История
Годы производства: 1943—1944
Годы эксплуатации: 1943—1945
Количество выпущенных, шт.: 282
Размеры
Длина корпуса, мм: 4835
Ширина корпуса, мм: 2150
Высота, мм: 2400
Клиренс, мм: 400
Бронирование
Тип брони: стальная катаная, поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 10 / 67°
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 15 / 15°
Борт корпуса (верх), мм/град.: 10 / 15°
Борт корпуса (низ), мм/град.: 15 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град.: 10 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град.: 10 / 41°
Днище, мм: 10
Крыша корпуса, мм: 8
Лоб рубки, мм/град.: 10 / 9°
Борт рубки, мм/град.: 10 / 16°
Корма рубки, мм/град.: 10 / 17°
Крыша рубки, мм/град.: открытая
Вооружение
Калибр и марка пушки: 150-мм s.I.G.33/2
Тип пушки: гаубица
Длина ствола, калибров: 12
Боекомплект пушки: 15
Углы ВН, град.: −3…+72
Углы ГН, град.: ±5
Дальность стрельбы, км: 4,7
Подвижность
Тип двигателя: рядный, 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 150
Скорость по шоссе, км/ч: 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20
Запас хода по шоссе, км: 185
Запас хода по пересечённой местности, км: 140
Удельная мощность, л. с./т: 13,0
Тип подвески: сблокированная попарно, на листовых рессорах
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,75
Преодолеваемый подъём, град.: 30
Преодолеваемая стенка, м: 0,85
Преодолеваемый ров, м: 1,9
Преодолеваемый брод, м: 0,9






Литература:
   1. «Panzer 38 (t) и машины на его базе», часть 2, Военно-техническая серия.— Киров.: Кировское общество любителей военной техники и моделизма.
   2. «Panzer 38 (t) и машины на его базе», часть 3, Военно-техническая серия.— Киров.: Кировское общество любителей военной техники и моделизма.

Категория: Самоходные арт-установки | Добавил: Weapons-of-War (30.10.2009)
Просмотров: 8279 | Теги: 15cm, немецкая, гаубица, Штурмпанцер, Sturmpanzer, 150мм, САУ, Артиллерийская, Самоходная, Grille | Рейтинг: 0.0/0 |
| |
Всего комментариев: 0
Другие статьи:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
САУ (128)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
MK (35)
37мм (32)
he (30)
1945 (29)
20мм (25)
Cruiser (24)
tank (24)
Т-34 (23)
105мм (22)
mg (20)
Pak (19)
Carro (18)
Do (18)
Ил-2 (18)
Renault (17)
152мм (16)
45мм (16)
douglas (16)
Pzkpfw (16)
Як-3 (16)
150мм (14)
15cm (14)
M3 (14)
як (14)
су (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
122мм (10)
155мм (10)
Curtiss (10)
FW (10)
JU (10)
Junkers (10)
Ба (10)
ЯК3 (10)
Martin (9)
ИС (9)
10.5cm (8)
40мм (8)
Fiat (8)
hs (8)
M1 (8)
ил 2 (8)
кв (8)
май (8)
30мм (7)
panzer (7)
12.8cm (6)
2cm (6)
40M (6)
Bell (6)
Boeing (6)
Steyr (6)
ил (6)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2025