В 1942 американские Танковые Войска (Armored Force) решили укомплектовать каждую танковую дивизию самоходными гаубицами. Для реализации этого плана, в декабре 1942 был начат проект Т64 – на шасси лёгкого танка М5 фирмы Cadillac поставили 155мм гаубицу. Испытания, проведённые в 1943, показали обнадёживающие результаты. Однако в серию эта машина не пошла, потому, что в армии США появился новый лёгкий танк М24. В рамках программы Light Combat Team было решено перепроектировать T64 HMC под шасси нового перспективного М24, вместо устаревшего М5. 20 января 1944 начались работы над проектом Т64Е1. В декабре 1944 Кадиллак закончил работы над пилотом, после чего машину передали на Абердинский полигон. Испытания проводил Отдел Полевой Артиллерии (Field Artillery Board) и в целом остался доволен. По результатам тестов в конструкцию внесли незначительные изменения. 28 июня 1945 Т64Е1 был стандартизирован, как M41 155mm HMC (М41 155мм самоходная гаубица), а неофициально получил прозвище "Gorilla" (Горилла). Впрочем, контракт на производство 250 машин был выдан Massey-Harris ещё раньше – в мае 1945. Хотя производство САУ началось в том же месяце, до конца года успели изготовить только 85 штук, что привело даже к срыву многих контрактов летом.
Планировалось каждый M41 HMC снабдить подвозчиком боеприпасов Т22Е1, сделанным на базе этой же САУ, с открытым отделением для боеприпасов в задней части. В январе 1944 проект над этим транспортёром отменили в итоге M41 HMC сопровождался подвозчиком М39.
Общая компоновка 155mm HMC схожа с М19: впереди отделение управления, двигатель посередине корпуса, орудие сзади. Чтобы погасить отдачу 155мм гаубицы, сзади вручную опускался специальный упор и одновременно с ним платформа для расчета, значительно увеличивая рабочее пространство. M41 155mm HMC обслуживали 12 человек, 8 из которых ездили в подвозчике боеприпасов M39. Элевация 155мм гаубицы М1 от -5 до +45 градусов, траверс – 17 градусов влево и 20 вправо, возимый в САУ боекомплект 22 выстрела, вес САУ 19.252 кг, длина 584,12см, скорость 64,36 км/ч, преодолеваемый ров 274,32см. Экипаж для самозащиты имел два .45cal пистолета-пулемёта и три .30cal карабина.
Один M41 HMC американцы передали Британии для ознакомления.
M41 HMC появился слишком поздно, чтобы принять участие в 2МВ, зато в корейской войне это САУ применялось очень активно. Например 92-й батальон полевой артиллерии Red Devils, вооружённый M41 HMC сделал 150.000-й и 3000.000-й выстрелы по коммунистическим войскам в Корее. На вооружении M41 HMC простоял до середины 1950-х.
Тактико-технические характеристики 155mm Howitzer Motor Carriage M41:
Классификация: самоходная гаубица
Боевая масса, т: 19,3
Компоновочная схема: отделение управления спереди, моторное посередине, боевое сзади
Экипаж, чел.: 5
История
Количество выпущенных, шт.: 85
Размеры
Длина корпуса, мм: 5842
Ширина корпуса, мм: 2845
Высота, мм: 2388
Клиренс, мм: 432
Бронирование
Тип брони: стальная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 13/60°
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 13/45°
Борт корпуса, мм/град.: 13/12°
Корма корпуса (верх), мм/град.: 6/0°
Корма корпуса (низ), мм/град.: 13/0°
Днище, мм: 10—13
Крыша корпуса, мм: 13
Борт рубки, мм/град.: 6
Вооружение
Калибр и марка пушки: 155-мм M1
Тип пушки: гаубица
Длина ствола, калибров: 23,0
Боекомплект пушки: 22
Углы ВН, град.: —5…+45
Углы ГН, град.: —20,5…+17
Дальность стрельбы, км: 14,8
Прицелы: M69D
Подвижность
Тип двигателя: спаренные V-образные 8-цилиндровые карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 2 × 110
Скорость по шоссе, км/ч: 56
Запас хода по шоссе, км: 160
Удельная мощность, л. с./т: 10,4
Тип подвески: индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,75
Преодолеваемый подъём, град.: 35
Преодолеваемая стенка, м: 1,0
Преодолеваемый ров, м: 2,8
Преодолеваемый брод, м: 1,0