К лёгким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т (позднее — до 20 т) и вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами. Лёгкие танки являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя
К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника
К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее — 40 т) и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Существовали также тяжёлые танки с несколькими орудиями разных калибров. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов
боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся шасси. В широком смысле слова все вооружённые пушками боевые машины могут рассматриваться как САУ
боевые и военные бронированные машины на колёсном и гусеничном шасси, а также военные машины созданные на их базе или предназначенные для их обслуживания и мотоциклы
колесные машины автомобильных парков вооруженных сил. К ним относят: колесные машины боевого назначения; колесные машины тылового, транспортного и специально-технического обеспечения (например, тягачи); колесные машины многоцелевого назначения; прицепы и полуприцепы.
орудие, предназначенное для навесной стрельбы по укрытым целям, а также для разрушения полевых укреплений, стрельбы с закрытых позиций (контрбатарейная стрельба) по аналогично расположенным огневым средствам артиллерии противника, отличающееся наличием плиты, передающей импульс отдачи в землю.
Char 2C (фр. Танк 2C, в ряде источников обозначается, как FCM 2C) — французский сверхтяжёлый танк. Разработан во время Первой мировой войны, однако в военных действиях участия не принимал. Char 2C — крупнейший по метрическим размерам из всех танков, когда-либо принимавшихся на вооружение в мире, и второй по величине из когда-либо построенных (уступающий лишь российскому Царь-танку на колесном шасси). Танк состоял на вооружении армии Франции вплоть до Второй мировой войны, но как и близкий к нему советский тяжёлый танк Т-35, не был эффективен в какой-либо из предполагаемых танкам такого класса ролей (за исключением психологического воздействия на мораль войск).
B1 (фр. Char de bataille B1) — французский пехотный танк 1930-х годов, по массе относимый к средним или тяжёлым. Разрабатывался с 1921 года, но на вооружение был принят только в марте 1934 года. За время серийного производства, с 1935 по 15 июня 1940 года, выпущено 403 танка B1 в различных вариантах. B1 активно использовался в боях с германскими войсками в мае—июне 1940 года, несмотря на изрядную архаичность конструкции, показав превосходную защищённость. Почти половина выпущенных машин после капитуляции Франции захвачена вермахтом и использовалась им вплоть до 1945 года, послужив также основой для создания САУ и огнемётных танков на их базе.
S 35 (фр. Char 1935 S, также S-35 и Somua S35) — французский средний танк 1930-х годов. Был разработан фирмой Somua в 1934—1935 годах в качестве основного танка бронетанковых частей кавалерии, из-за чего в литературе порой классифицируется, как «кавалерийский» или «крейсерский» танк. Первые предсерийные S 35 были выпущены в 1936 году, а его массовое серийное производство началось с 1938 года и продолжалось вплоть до капитуляции Франции в июне 1940 года. Всего было выпущено 427 танков этого типа
M7 (англ. Medium Tank M7) — опытный средний танк США времён Второй мировой войны. Первоначально проектировался с 1941 года как лёгкий танк, замена для устаревшего M3 Стюарт, однако требования усиления вооружения и бронирования привели к росту массы танка в ходе разработки и переклассификации его в средний танк в августе 1942 года. Танк был запущен в предсерийное производство осенью 1942 года, но испытания выпущенных машин показали, что по всем параметрам, кроме скорости и габаритов, они уступают уже производящемуся серийно танку M4 Шерман. Это привело к остановке производства после выпуска всего 7 экземпляров.
«Шерман» (англ. M4 Sherman) — основной американский средний танк периода Второй мировой войны. Широко использовался в американской армии на всех театрах боевых действий, а также в больших количествах поставлялся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР) по программе ленд-лиза. После ВМВ «Шерман» состоял на вооружении армий многих стран мира, а также участвовал во множестве послевоенных конфликтов. В армии США M4 состоял на вооружении вплоть до окончания Корейской войны. Название «Шерман» (в честь американского генерала времён Гражданской войны Уильяма Шермана) танк M4 получил в английской армии, после чего это название закрепилось за танком в американской и других армиях.
40M «Туран» (венг. 40M, Turán) — венгерский средний танк периода Второй мировой войны. Создан в 1940 году на основе чехословацкого танка T-21, разработанного фирмой «Шкода». «Туран» выпускался серийно с апреля 1942 по 1944 год; всего, по разным данным, было выпущено от 424 до 459 танков, не считая прототипов. «Туран» стал наиболее многочисленным венгерским танком Второй мировой войны и составлял основу венгерских танковых дивизий во второй половине войны, активно используясь в боях 1944—1945 годов.
«Матильда» (англ. Tank Infantry Mk II Matilda II) — средний пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны. Спроектирован в 1936—1938 годах, производился до 1943 года и был одним из основных средних танков Великобритании в первые годы войны. Также в значительных количествах танк поставлялся армии Австралии и по программе ленд-лиза — СССР. Несмотря на устаревшую конструкцию, низкую подвижность и слабую пушку, «Матильда» отличалась очень мощным для своего времени бронированием, обеспечившим довольно эффективное её применение в первые военные годы, прежде чем она была заменена сильнее вооружённым и бронированным танком «Черчилль».
Пехотный Mk.I, «Матильда» (англ. Infantry Mk.I, Matilda) — британский средний пехотный танк 1930-х годов. Чаще всего называется «Матильда I», чтобы отличить от более распространённого танка Mk.II «Матильда II», обычно именуемого без цифрового индекса. «Матильда I» была разработана в 1935—1936 годах фирмой «Виккерс» и предназначалась для поддержки пехоты. За время серийного производства, с 1937 по 1940 год, изготовлено 139 экземпляров. «Матильды» активно применялись британскими войсками в боях во Франции в 1940 году, где несмотря на слабость своего вооружения, оказались почти неуязвимы для пушек германских танков. Во время эвакуации британских войск, почти все «Матильды» были оставлены во Франции, а немногочисленные уцелевшие машины применялись впоследствии в качестве учебных.
A41 «Центурион» (англ. A41 Centurion) — средний крейсерский танк армии
Великобритании периода Второй мировой войны. Полное название —
Крейсерский танк, A41, «Центурион» (англ. Tank, Cruiser A41, Centurion).
A34 «Комета» (англ. A34 Comet) — британский средний крейсерский танк времён Второй мировой войны, выпускавшийся с 1944 по конец 1945 года. Дальнейшее развитие крейсерского танка Mk VIII «Кромвель». Вооружен модификацией 17-фунтовой противотанковой пушки HV, более легкой по массе и с меньшей длиной ствола, чем оригинальный вариант, но обладающей немного меньшей бронепробиваемостью (во избежание путаницы с оригинальной 17-фунтовкой ее калибр часто указывался как 77 мм, хотя на самом деле фактически равнялся тем же 76,2 мм). Показал себя эффективным в борьбе со средними и тяжелыми танками вермахта. Фактически представлял собой уже не чисто крейсерский, а основной боевой танк. После войны состоял на вооружении войск Великобритании до 1958 года, приняв участие в Корейской войне, также состоял на вооружении ряда других стран до 1980-х годов.
«Челленджер» (англ. Challenger) — средний крейсерский танк армии Великобритании периода Второй мировой войны. Полное название — Крейсерский танк, модель VIII, «Челленджер» (англ. Tank, Cruiser Mk.VIII, Challenger).
Крейсерский Mk.VIII, A27M, «Кромвель» (англ. Cruiser Mk.VIII Cromwell) — британский средний крейсерский танк периода Второй мировой войны. Был создан в 1941—1942 годах фирмой BRCWc и производился серийно с осени 1943 по 1945 год. Всего было выпущено 1070 «Кромвелей», также немалое количество машин было получено путём модернизации танков Mk.VIII «Кентавр» до стандарта «Кромвеля». В ходе производства танк постоянно модернизировался. «Кромвель» активно использовался британскими войсками в Северо-Западной Европе в 1944—1945 годах, значительная часть выпущенных машин также была передана союзникам Великобритании. «Кромвели» оставались на вооружении до 50-х годов, часть из них была переоборудована в танки «Чариотир».
«Кентавр» (англ. Centaur) — средний крейсерский танк армии Великобритании периода Второй мировой войны. Полное название — Крейсерский танк, модель VIII, «Кентавр» (англ. Tank, Cruiser Mk.VIII, Centaur).
«Кавалер» (англ. Cavalier) — средний крейсерский танк армии Великобритании периода Второй мировой войны. Полное название — Крейсерский танк, модель VII, «Кавалер» (англ. Tank, Cruiser Mk.VII, Cavalier).
«Крусейдер» (англ. Crusader, от crusader — «крестоносец», распространены также варианты «Крусайдер», «Крузейдер») — средний крейсерский танк армии Великобритании периода Второй мировой войны. Полное название — Крейсерский танк, модель VI, «Крусейдер» (англ. Tank, Cruiser Mk.VI, Crusader). Разработан в 1938-1940 годах фирмой Nuffield Mechanisations and Aero Ltd параллельно с крейсерским танком «Ковенантер». В ходе серийного производства в 1941—1943 годах было выпущено более 5300 экземпляров «Крусейдера», ставшего одним из самых многочисленных британских танков Второй мировой. Танк отличался недостаточным вооружением и слабым бронированием, но тем не менее, активно использовался во время боёв в Северной Африке в 1941—1942 годах. С появлением к 1943 более совершенных танков, таких как M4 «Шерман» и Mk VIII «Кромвель», «Крусейдеры» переводились на второстепенные роли или переделывались в самоходные установки.
Крейсерский танк Модель 5, «Ковенантер» (англ. Tank Cruiser Mk.V Covenanter), A13 Mk.III — британский крейсерский танк периода Второй мировой войны. Был разработан в 1939 году как дальнейшее развитие серии крейсерских танков и замена ненадёжным Mk.III и Mk.IV. С 1939 года был произведён 1771 экземпляр. Несмотря на значительное улучшение по сравнению с предшественниками, танк был сочтён неудачным и в боевых действиях участия практически не принимал. Выпущенные «Ковенантеры» использовались в основном в учебных целях, а также переделывались в мостоукладчики, командирские машины и БРЭМ.
Крейсерский танк, Модель 4 (англ. Tank, Cruiser, Mark IV), A13 Mk.II — британский крейсерский танк 1930-х годов, средний по массе. Создан в 1938 как дальнейшее развитие конструкции танка Mk III. В ходе серийного производства в 1938—1939 было выпущено 655 танков этого типа. Танк отличался неудовлетворительной надёжностью и слабым бронированием, но несмотря на это стал первым сравнительно боеспособным и массовым британским крейсерским танком. Mk IV использовались в ходе Французской и Североафриканской кампаний, вплоть до замены более современными образцами и снятия с вооружения к 1942 году.
Крейсерский танк Модель 3 (англ. Tank Cruiser Mk.III), A13 — британский крейсерский танк 1930-х годов. Был разработан в 1936—1937 годах на основе американского танка инженера Д. Кристи и стал первым в линейке британских крейсерских танков, получившим подвеску его конструкции. В 1938—1939 годах было выпущено 65 Mk.III, но новый танк оказался крайне ненадёжным и обладал массой других недостатков, поэтому в массовое производство запущен не был. Выпущенные машины ограниченно использовались во Франции в 1940 году и в Северной Африке в 1941 году.
Крейсерский танк, Модель 2 (англ. Tank, Cruiser, Mark II), A10 — британский крейсерский танк 1930-х годов, средний по массе. Создан в 1934—1936 годах фирмой «Виккерс», параллельно с танком Mk I в качестве лучше защищённой, «пехотной» или «тяжёлой крейсерской» версии последнего. В ходе серийного производства в 1938—1940 годах было выпущено 175 единиц A10 в нескольких вариантах. Танки этого типа оставались на вооружении вплоть до начала Второй мировой войны и ограниченно использовались в ходе Французской и начального периода Североафриканской кампаний, показав неудовлетворительные боевые качества, хотя и лучшие, чем у Mk I. В связи с безнадёжной устарелостью последние уцелевшие танки этого типа были сняты с вооружения к 1941 году.
Крейсерский танк, Модель 1 (англ. Cruiser Tank Mk.I), A9 — британский крейсерский танк 1930-х годов, средний по массе. Создан в 1934—1936 годах фирмой «Виккерс», на роль среднего, позднее — крейсерского, танка. Принят на вооружение в 1936 году, в 1937 году было выпущено 125 единиц A9. Танки этого типа оставались на вооружении вплоть до начала Второй мировой войны и ограниченно использовались в ходе Французской и начального периода Североафриканской кампаний, показав неудовлетворительные боевые качества. Последние уцелевшие танки этого типа были сняты с вооружения к 1941 году в связи с крайней устарелостью.