Легкий танк Т-60 разработали по инициативе главного конструктора завода №37 Астрова в августе 1941 года, как "сухопутный" вариант плавающего танка Т-40. Всего за 2,5 недели были выполнены чертежи и изготовлен опытный образец. Постановлением ГКО танк был принят на вооружение, и уже 15 сентября первые серийные боевые машины покинули заводские цеха.
Корпус танка изготавливался из катаных броневых листов, соединяемых сварными швами. При этом лобовым листам придавался большой угол наклона. Башня восьмигранной формы с люком командира в крыше была смещена к левому борту на 285 мм от оси корпуса. В ней располагалась пушка ТНШ-20 длиной ствола 82 калибра (танковый вариант авиационной пушки ШВАК) конструкции Б. Шпитального. В конструкции орудия использовалась схема вооружения, разработанная в ОКБ-16 для 37-мм авиапушки НС-37, а ствол был заимствован от мотор-пушки МП-20. Экипаж имел возможность снять спаренный с пушкой пулемет для использования его вне танка. В боковых гранях башни справа и слева от стрелка выполнялись узкие щели, оборудованные двумя смотровыми приборами типа "триплекс".
В состав боекомплекта Т-60 входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды со взрывателем мгновенного действия и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником. Введение в боекомплект подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость пушки до 35 мм (с дистанции 500 метров).
Поскольку силовых агрегатов ГАЗ-202 катастрофически не хватало, в октябре 1941 года разрешили ставить на Т-60 любые подходящие по мощности и габаритам двигатели. Вероятно, этим и объясняется наличие в войсках отдельных машин с нештатными силовыми установками, чаще всего с двигателями Форд V-8 мощностью 65 и 90 л.с., которые перед войной импортировались в немалых количествах и устанавливались в основном на автомобилях ГАЗ-М-1 специального назначения. В крайнем случае, была возможна установки (в том числе и в войсках) маломощного силового агрегата ГАЗ-М, но с большой потерей в динамике танка, а также других более или менее подходящих автомобильных двигателей.
Предпусковой подогреватель двигателя позволял осуществлять свободный запуск в самые сильные морозы.
Ходовая часть танка состояла из четырех обрезиненых опорных катков на борт, трех поддерживающих катков, направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: сцепление, смонтированное на двигателе, коробка передач, главная (поперечная) передача, бортовые фрикционы и бортовые передачи.
На машинах первых выпусков первое время устанавливались цельнолитые спицевые опорные катки, иногда даже без резиновых бандажей. Потом их стали повсеместно делать без бандажей, так как резина стала дефицитной. Опорные катки и ленивцы сделали полностью взаимозаменяемыми.
Для повышения проходимости по болотистым грунтам и снегу применялись съемные штампованные уширители гусениц, массовое производство которых освоили в 1942 году.
Радиостанция устанавливалась не на всех сериях машин, на первых ее не было совсем. Внутренняя связь осуществлялась с помощью ТПУ-2 или сигнальными лампами.
Механик-водитель располагался посередине в выступающей вперед рубке с откидывающимся лобовым щитком и верхним входным люком толщиной 10 мм (позже 13 мм). В днище танка размещался аварийный люк.
Первоначально Т-60 изготавливал только московский завод №37, затем к нему присоединился Коломенский паровозостроительный завод имени В.В. Куйбышева. В октябре 1941 года оба завода были эвакуированы: первый в Свердловск, второй в Киров, где последний, объединившись с заводом "Первое Мая", образовал новое предприятие - завод №38 Наркомата танковой промышленности, и продолжил выпуск Т-60. Кроме того, производство этого танка было освоено на заводе №264 (Сталинградская судоверфь) в Сарепте и Горьковском автомобильном заводе. Главным конструктором танкового производства на ГАЗе стал Н.А. Астров.
В 1942 году, несмотря на создание и принятие на вооружение более боеспособного легкого танка Т-70, параллельное с ним производство Т-60 сохранялось. Всего за 1942 год выпущено 1639 танков. Всего с 1941 года выпустили 5839 Т-60, армия приняла 5796 машин. Пушек ТНШ-20 для них произвели с большим запасом. В 1942 году - 8506, в 1943 году еще 200 штук.
На базе Т-60 в 1942 году была создана зенитная установка Т-60З ("З" - зенитный), иначе она называлась Т-90, со спаренной установкой двух зенитных пулеметов ДШК(12,7 мм)в открытой башне увеличенных размеров. Из-за несовершенства приводов наведения машина эта на вооружение не принималась, хотя необходимость в подобном изделии оставалась очень острой и для него можно было бы использовать часть освободившегося парка танков Т-60. К тому же с развертыванием контрнаступлений в 1943 году он мог принести ощутимую пользу в уличных боях.
В том же году в опытном порядке на базе Т-60 построили открытую самоходную артиллерийскую установку ОСУ-76, вооруженную 76,2-мм пушкой ЗИС-3.
В октябре 1941 года на заводе "Компрессор" в Москве была закончена разработка 24-зарядной пусковой установки БМ-8-24 для 82-мм реактивных снарядов на базе Т-60. Эту машину приняли на вооружение и передали для серийного производства на ряд заводов.
Основные модификации танка Т-60: БМ-8-24реактивная установка (1941 г.)
ЗСУ на базе Т-60 с 37-мм зенитной автоматической пушкой (1942 г.)
Т-60З (T-90)зенитная самоходная установка (два 12,7-мм ДШК) (1942 г.)
САУ на базе Т-60 с 76,2-мм пушкой ЗИС-5 (1942 г.)
ОСУ-76полуоткрытая САУ с 76,2-мм пушкой ЗИС-3 (1944 г.)
КТкрылатый танк Антонова (1942 г.)
В 1943 году легкий танк Т-60 был снят с производства ввиду низкой удельной мощности, недостаточной маневренности и слабых бронирования и вооружения.
Тактико-технические характеристики Т-60:
Боевая масса, т: 5,8—6,4
Экипаж, чел.: 2
История
Количество выпущенных, шт.: 5920
Размеры
Длина корпуса, мм: 4100
Ширина корпуса, мм: 2392
Высота, мм: 1750
Клиренс, мм: 300
Бронирование
Тип брони: гомогенная катаная высокой твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 15/70° и 35/16°
Лоб корпуса (середина), мм/град.: 35/−28°
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 10/−76°
Борт корпуса, мм/град.: 15/0°
Корма корпуса (верх), мм/град.: 10/76°
Корма корпуса (низ), мм/град.: 25/−14°
Днище, мм: 10
Крыша корпуса, мм: 13
Маска орудия, мм/град.: 20
Борт башни, мм/град.: 25—35/25°
Крыша башни, мм: 10
Вооружение
Калибр и марка пушки: 20-мм ТНШ
Длина ствола, калибров: 82,4
Боекомплект пушки: 750
Углы ВН, град.: −7…+25°
Углы ГН, град.: 360°
Прицелы: ТМФП-1, механический
Пулемёты: 1 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя: рядный 4-тактный 6-цилиндровый карбюраторный
Мощность двигателя, л. с.: 70
Скорость по шоссе, км/ч: 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20—25
Запас хода по шоссе, км: 410—450
Удельная мощность, л. с./т: 10,7—12,0
Тип подвески: торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,53—0,63
Преодолеваемый подъём, град.: 34°
Преодолеваемая стенка, м: 0,6
Преодолеваемый ров, м: 1,7
Преодолеваемый брод, м: 0,9