После прихода в 1933 году нацистов к власти и начавшейся в Германии усиленной милитаризации правительство Чехословакии предприняло ряд шагов по повышению обороноспособности страны. В рамках процесса совершенствования сухопутных войск основные усилия были направлены на формирование новых бронетанковых частей и оснащение их более современной техникой. Военным бюджетом Чехословакии на период с 1934 по 1937 год выделялось 240 млн чешских крон (около 10 млн долларов в тогдашних ценах) на закупку 279 легких и 42 средних танков. К моменту принятия этой программы фирма Skoda разработала и изготовила прототип легкого танка SU. Танк с экипажем из трех человек имел массу 7,5 т и броневую защиту от 8 до 15 мм. Вооружение его состояло из 47-мм пушки Skoda A2 и двух пулеметов vz.24 калибра 7,92 мм, имевших водяное охлаждение. Последние представляли собой германские пулеметы Schwarzlose периода Первой мировой войны, производившиеся на чехословацких заводах. Танк мог развивать скорость до 30 км/ч, а запас хода составлял 150 км.
По окончании испытаний было решено серийно танк SU не выпускать, поскольку он не вполне соответствовал тем техническим требованиям, которые к тому времени выдвинули военные. В частности, он совершенно не соответствовал им по толщине броневой защиты.
Впрочем, к этому времени Skoda разработала улучшенный образец— S-ll-a (S — Skoda, ll-a — вторая группа легких танков, предназначенная для действий с кавалерией). По сравнению с SU, эта боевая машина имела увеличенную до 25 мм лобовую броню корпуса и башни.
В свою очередь, фирма CKD, не желая оставаться в стороне от выгодных военных заказов, предложила свой проект танка — Р-II-а и в октябре 1934 года представила военным его макет. Р-II-а, по существу, представлял собой модернизированный танк LT vz.34. Однако военные предпочли S-ll-a, и еще до завершения испытаний двух прототипов, проходивших в июле 1935 года на полигоне в Миловицах, выдали заказ фирме Skoda на 160 машин. Министерство обороны Чехословакии приняло решение, что танк S-ll-a, уже получивший к тому времени армейское обозначение LT vz.35, станет производиться на заводах обеих фирм. В июне 1936 года начались испытания первых пяти серийных танков, выпущенных фирмой Skoda. Их результаты оказались малоутешительными: было много поломок, скорость не превышала 17 км/ч вместо 34 км/ч по техзаданию. Правда, в конце концов все эти недостатки удалось устранить.
В связи с тем, что работа над новым танком LT vz.38 (а именно его предполагалось сделать основным в чехословацкой армии) затягивалась, военные в ноябре 1937 года заказали еще 103 танка LT vz.35. При этом 52 из них изготовила Skoda, а 51 — CKD. Таким образом, паритет между двумя фирмами был соблюден.
Сразу после объявления всеобщей мобилизации в сентябре 1938 года фирма Skoda получила заказ еще на 105 LT vz.35. Военные опасались, что уже заказанные ранее фирме CKD новейшие легкие танки LT vz.38 не поступят в войска в ближайшее время. Впрочем, этот заказ просуществовал совсем недолго — сразу после подписания Мюнхенских соглашений его отменили. Справедливости ради необходимо отметить, что в случае конфликта с Германией осенью 1938 года реализация этого заказа была бы под большим вопросом. В качестве реальной альтернативы быстрого пополнения своих танковых частей чехословацкая армия могла рассчитывать на боевые машины из румынского заказа — несколько десятков танков LT vz.35, из партии в 126 единиц, изготовленных для этой страны и находившихся на заводе Skoda, могли быть конфискованы.
Однако сразу после подписания Мюнхенских соглашений и связанных с этим изменений международной и внутренней ситуации чехословацкая армия потеряла интерес к развитию своих бронетанковых частей. Военные даже были готовы пойти на их сокращение и продать некоторое количество старых танков. В это же время основные чехословацкие танкостроительные фирмы также были не прочь расширить свои экспортные поставки, тем более, что ряд стран проявлял интерес к их продукции. Наиболее важным из потенциальных покупателей была Англия.
Интерес британцев к танку LT vz.35 не был случайным — по состоянию на 1938 год английская армия не располагала ничем равным этой машине ни по бронезащите, ни по вооружению. Англичане предполагали закупить 100 танков из имеющихся в наличии у чехословацкой армии и еще 100 — у фирмы Skoda. Наряду с этим английская компания Alvis Straussler изъявила желание приобрести лицензию на производство LT vz.35. Переговоры продолжались с сентября 1938 по апрель 1939 года, но политическая ситуация вокруг Чехословакии и немецкая оккупация страны в марте 1939-го сделали подобное соглашение невозможным.
Во второй половине 1938 года переговоры с фирмой Skoda по поводу приобретения лицензии вел и Советский Союз. Переговоры, показали заинтересованность СССР в приобретении только одного танка. Чехи опасались, что, используя их машину в качестве прототипа, в Советском Союзе могут начать ее безлицензионное производство. В таком развитии событий Skoda была не заинтересована, и сделка не состоялась.
Интерес к LT vz.35, как к оружию потенциального противника, проявляла и нацистская Германия. Сначала немцы пытались получить информацию через подставные компании, но этот план не удался. Затем абвер рискнул открыто шпионить, используя немецкую резидентуру в Чехословакии. Несколько агентов удалось арестовать, но какую-то информацию добыть им все же удалось. Возможно, данными с немцами поделилась и Румыния. Фирма Skoda предлагала свои танки S-II-a Югославии. Проект несколько переработали — появились новая башня с 47-мм пушкой и дизельный двигатель. Но контракт заключен не был — помешала политическая ситуация.
Оккупация Чехии прервала и переговоры с Польшей. Они и без того шли трудно из-за традиционно плохих отношений между этими странами. Польская разведка смогла ознакомиться с танками R-2 (вариант LT vz.35 для Румынии) в начале 1939 года, когда их перевозили в Румынию через польскую территорию. Военная делегация из Польши посетила Пльзень 9 марта 1939 года. Поляки, правда, были заинтересованы в приобретении средних танков S-ll-s. Но это уже не имело никакого значения — спустя шесть дней немцы перешли чехословацкую границу.
Первые машины с немецкими солдатами появились в Миловицах рано утром 15 марта 1939 года. В течение месяца для отправки в Германию подготовили 244 конфискованных чехословацких танка LT vz.35. Такая быстрота была не случайной — немцам машина понравилась. Учитывая, что основным у Вермахта в то время являлся легкий танк Pz.ll, считавшийся промежуточной и чуть ли не учебной моделью, а более мощные Pz.III и Pz.IV выпускались промышленностью в малых количествах, это вполне объяснимо. LT vz.35 значительно превосходил немецкие легкие (и даже средние ранние модификации Pz.lll) танки по вооружению, не уступая им в маневренности и броневой защите. В Панцерваффе танк получил обозначение Pz.Kpfw.35(t), или проще — Pz.35(t): с буквы «t» начинается немецкое слово tschechisch — чешский. Эта буква ставилась в скобках после обозначений всех образцов чехословацкого вооружения и боевой техники, принятых на вооружение Вермахта.
Несколько танков LT vz.35 отправили для испытаний на Куммерсдорфский полигон, несколько абсолютно неисправных списали, остальные поступили на вооружение 11-го танкового полка (11.Panzer Regiment) в Падерборне и в 65-й танковый батальон (65.Panzer Abteilung) в Зеннелагене.
Танки были несколько доработаны в соответствии со стандартами германской армии. Первым делом немцы установили на них свои радиостанции Fu 2 или Fu 5, работавшие в телефонном режиме, а также заменили достаточно примитивную внутреннюю лампочную сигнализацию танковым переговорным устройством. За счет сокращения боекомплекта до 72 артвыстрелов и 1800 патронов ввели пятого члена экипажа — заряжающего. Внесли изменения и в электрооборудование: магнето Scintilla заменили на «бошевское», установили светомаскировочную фару Notek, габаритные и конвойные фонари, принятые в Вермахте. В кормовой части танка, на надгусеничных полках и крыше МТО, разместили канистры с топливом. Часть машин переоборудовали в командирские, получившие обозначение Pz.Bef.Wg.35(t). Танки командиров рот получили вторую радиостанцию (Fu 7) со штыревой антенной, для размещения которой пришлось ликвидировать установку курсового пулемета. Его амбразуру заглушили круглой броневой накладкой. Танки командиров батальонов и машины штаба полка получили дополнительную радиостанцию Fu 8 с рамочной антенной, смонтированной в кормовой части корпуса. На этих танках из башенного вооружения сохранился только пулемет. Пушка демонтировалась и заменялась деревянным макетом; естественно, без казенной части. Все командирские танки оснащались гирокомпасом. Всего в этот вариант немцы переоборудовали около 20 линейных танков Pz.35(t).
Вооружение
На танк устанавливали 37-мм полуавтоматическую пушку Skoda А-3 vz.34 с длиной ствола 40 калибров и два пулемёта ZB 53 vz.35 или vz.37 калибра 7,92 мм. Оба пулемёта устанавливали в шаровые установки — один в башне, другой в корпусе. Боекомплект состоял из 72 снарядов и 1800 патронов.
Двигатель
Танк оснащался 6-цилиндровым карбюраторным двигателем Skoda Т-11 мощностью 120 л.с. при 1800 об/мин. При этом танк мог развивать максимальную скорость 34 км/ч, а запас хода(при вместимости топливных баков 153 л) был 190 км(учитывая размер Чехословакии этого было достаточно).
Трансмиссия
У LT vz.35 была трёхступенчатая 12-скоростная(6 вперёд, 6 назад) планетарная коробка передач с пневматическими сервоприводами.
Ходовая часть
Подвеска(относительно 1 борта) состояла из 8 сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно и собранных в 2 тележки каждая из которых подвешивалась на четырёх четвертьэллиптических рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом устанавливался один сдвоенных каток, облегчавший танку преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на три сдвоенных поддерживающих катка. Все катки были обрезинены. Конструкция ходовой части обеспечивала танку мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачивания. Литые кронштейны тележек подвески крепились к корпусу танка заклёпками.
Боевое применение
Во время польской кампании 1-я лёгкая дивизия по разным причинам потеряла 77 танков 35(t). По завершении боевых действий все они были отремонтированы и вернулись в строй. В октябре 1939 года на базе 1-й лёгкой дивизии была сформирована 6-я танковая, и чешские танки в дальнейшем воевали в её составе. Перед французской кампанией немцы располагали 128 танками 35(t), из которых в ходе боёв безвозвратно потеряли 15. На 1 июня 1941 года в вермахте насчитывалось 198 танков, из которых 11 было в ремонте. В боевых частях у советской границе было 149 танков, 6-я танковая дивизия входила в группу армии «Север» и наступала на ленинградском направлении. В сентябре её перебросили на московское направление, где она дошла до Клина. В условиях русской зимы танкам пришлось туго — начисто замерзал, например, пневматический сервопривод управления коробкой передач. Число боевых машин неуклонно сокращалось и 10 декабря 1941 года был подбит последний 35(t) на Восточном фронте. Больше в боевых частях танки не использовались — только в качестве учебных, около 30 с демонтированными башнями использовались в качестве артиллерийских тягачей в частях береговой артиллерии на датском побережье.
Румынские R-2 действовали на южном фланге советско-германского фронта, в частности, в боях под Одессой, Сталинградом.
После оккупации Чехословакии, некоторые танки поступили на вооружение Словакии, которые в 1944 году участвовали в боях против немцев во время национального восстания. Несколько башен было установлено на броневагоны словацкого бронепоезда.
Классификация: лёгкий танк
Боевая масса, т: 10,5
Компоновочная схема: классическая
Экипаж, чел.: 3
История
Годы производства: 1936—1938
Годы эксплуатации: 1936 — начало 1950-х
Размеры
Длина корпуса, мм: 4900
Ширина корпуса, мм: 2055
Высота, мм: 2370
Клиренс, мм: 350
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град.: 25
Борт корпуса, мм/град.: 16
Корма корпуса, мм/град.: 16
Днище, мм: 8
Крыша корпуса, мм: 8
Лоб башни, мм/град.: 25
Борт башни, мм/град.: 16
Корма башни, мм/град.: 16
Крыша башни, мм: 8
Вооружение
Калибр и марка пушки: 37-мм vz.34UV
Тип пушки: нарезная
Длина ствола, калибров: 39
Боекомплект пушки: 78 снарядов
Пулемёты: 2 × 7,92-мм ZB. vz.37
Подвижность
Тип двигателя: рядный, 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 120
Скорость по шоссе, км/ч: 34
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 12—16
Запас хода по шоссе, км: 160
Удельная мощность, л. с./т: 11,4
Тип подвески: сблокированная попарно, на листовых рессорах
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,51