История легкого танка L6\40 началась в середине 1930-х гг., когда Италия приступила к проведению “победоносного” похода против Эфиопии. К этому времени основу танкового парка составляли легкие Fiat 3000 различных модификаций и танкетки CV3\33 (L3), созданные на основе британской Carden-Lloyd Mk.VI. Они хорошо подходили для действий против легковооруженной пехоты или для разведки, но как только дело доходило до столкновений с пушечными танками участь легких итальянских машин была незавидной. Тем не менее, итальянская армия и не думала отказываться от чисто “разведывательных” танков, оставив танкетки L3 в производстве до 1939 г. Отчасти эта мера была вынужденной, так как двумя годами ранее были сформулированы требования к легкому танку, способному не только вести разведку, но и бороться с легкобронированными машинами противника.
Выбор пал на танк фирмы Fiat-Ansaldo, получившего позднее обозначение L6\40. Его непосредственными предшественниками были 5-тонные танки, изначально разработанные для поставок на экспорт. Наиболее перспективная модель Carro Armato 5-tonn имела бронирование, доходившее в лобовой части до 30 мм, и вооружалась 37-мм пушкой, установленной в лобовом листе корпуса, и 8-мм пулеметом в башне прямо над ней. Экипаж состоял из 3-х человек. Зарубежных покупателей так и не нашлось, зато 5-тонные танки весьма хорошо подходили под новую спецификацию для итальянской армии. Оценив возможности прототипов техническая комиссия предложила фирме внести ряд существенных изменений. В частности, нарекания вызывала схема расположения вооружения, так как пушка имела ограниченные углы обстрела, а работа экипажа проходила в достаточно стесненных условиях. Пришлось пойти на уступки и перепроектировать не только корпус и башню, но и ходовую часть.
Первые два прототипа модернизированного танка были готовы в 1936 г. Чтобы выяснить оптимальный состав вооружения один из опытных образцов получил два спаренных 8-мм пулемета, а второй – 37-мм пушку и спаренный с ней 8-мм пулемет. Ходовые испытания опытных L6\40 прошли без особых происшествий, но процесс доработки растянулся до 1940 г. К этому времени армия выдала заказ на 283 танка, вооруженных 20-мм автоматической пушкой и спаренным с ней 8-мм пулеметом. Предполагалось, что L6\40 заменит в частях танкетки L3, однако на самом деле оба типа машин использовались параллельно.
Небольшой серией в конце 1941 г. был выпущен огнеметный вариант танка Carro Assalto L6\40 Lanciaflamme. Вместо 20-мм пушки он оснащался огнеметом Fiat-OCI и 8-мм пулеметом. Огнесмесь помещалась в бак в корпусе танка и хотя её количество было невелико дальность огнепуска составляла около 100 метров, что делало танк опасным противником для пехоты. К сожалению о боевом применении огнеметных танков L6\40 ничего не известно.
Поставки серийной продукции начались зимой 1941 г. Хотя L6\40 считался новинкой итальянские танкисты не были особо рады его появлению. Ожесточенные бои в Северной Африке, а затем в Европе показали, что такие танки можно использовать преимущественно для охраны и патрулирования, в то время как их бросали в бой на хорошо укрепленные позиции с противотанковой артиллерией.
Танки L6/40 состояли на вооружении танковых батальонов (по 40 машин) подвижных дивизий кавалерии «Челере», дислоцированных в Югославии (1-я, 2-я) и на советско-германском фронте (3-я дивизия, 67-ой берсальерский танковый батальон). Самой незавидной была участь L6\40 отправленных вместе с Итальянским Экспедиционным корпусом в СССР. Если в конце 1941 – начале 1942 гг. действия итальянцев были достаточно успешными, то в ходе битвы за Сталинград они потеряли большую часть своей тяжелой техники, в числе которой были и танки. Основная сила удара пришлась на части 8-й армии, оборонявшихся вместе с немцами, при этом основные потери танковые подразделения понесли не от огня противника, а в результате суровых погодных условий.
В Северной Африке с мая 1942 года использовались три полковые разведывательные группы кавалерии (Raggrupamento Esplorante Corazzato или Repar-to Esplorante Corazzato-R.E.Co), оснащенные 30 танками L6/40 каждая. Группы lll/Lancieri di Novora, lll/Nizza Cavalleria, lll/Lodi Cavalleria придавались штабам корпусов для разведки и связи. За время боевых действий легкий танк L6/ 40 зарекомендовал себя надежной и неприхотливой, но слабовооруженной машиной.
Досталось танковым частям также и от югославских партизан. К 1942 г. группа армий, расположенных в Албании и бывшей Югославии, имела в своем составе порядка 140 танкеток L3 и 130 легких танков L6\40. Позднее к ним присоединились средние танки М13\40 и САУ Semovente da 47\32. В частности, группа эскадронов San Guisto располагала 30 танкетками L3, 15 танками L6 и 21 бронеавтомобилем АВ-41, III gruppo die Monte Reale – действовала в Хорватии и Черногории – имела по 15 L3/35 и L6/40, II gruppo cavallegere Guide – находилась в районе Тираны (Албания), имела 15 L3/35 и 13 L6/40, IV кавалерийская gruppo Nizza – находилась в Албании, имела 2 эскадрона танков L6/40 – 15 единиц и 21 бронеавтомобиль АВ-41, IV gruppo Monteferrato – Албания, 30 танков L6/40. В 1943 году на территории бывшего Королевства Югославия также находилась IV gruppo Alessandria – придана подвижной дивизии Eugenio di Savoia, имела 9 САУ Semovente 47 и 13 танков L6/40. Несколько машин L6/40 досталось югославским партизанам, которые применяли их против немецких, хорватских и словенских частей. По окончании Второй мировой войны оставшиеся танки передали во вновь созданную армию Италии, где они прослужили несколько лет.
После капитуляции Италии оставшиеся танки поступили на вооружение вермахта под индексом Pz Kpfw L6(i) и использовались в танковом батальоне горно-стрелковой дивизии СС «Принц Евгений» в Югославии, а также в 336-ой пехотной и 26-ой танковой дивизиях в Италии и Словакии. По германскому заказу в течение 1944 года было изготовлено еще 17 танков этого типа.
Исходя опыта применения танков L6\40 итальянское командование распорядилось создать на его базе вспомогательные боевые машины. Одной из первых таких разработок стал командирский танк Carro Commando L40. Он отличался отсутствием башни и перепроектированным корпусом. Теперь в полуоткрытой рубке устанавливалась радиостанция RF.3С, с левой стороны корпуса монтировался 13,2-мм пулемет, а для защиты от авиации имелся зенитный 8-мм пулемет на корме. Точное количество переоборудованных командирских танков неизвестно.
Практически всю войну остро стояло проблема подвоза боеприпасов на передовую. Если в немецкой армии для этой цели использовали тысячи полугусеничных транспортеров и трофейных бронированных машин типа Renault UE или Lorraine L37\38, то итальянцы здесь ничем особым похвастать не могли. Чтобы решить эту проблему в 1941 г. разработали транспортеры боеприпасов Cingoletta L40 (на шасси легкого танка L6\40) и Fiat 2800 (его шасси было аналогично британскому транспортеру Bren Carrier). Обе машины вооружались 8-мм пулеметом и могли перевозить 4-х человек или порядка 500 кг груза. Об их серийном производстве точной информации нет.
Следующей машиной стала Carro Portamunizioni L40, предназначавшаяся для подвоза боеприпасов самоходным орудиям Semovente 41M da 90\53. Башня и вооружение при этом демонтировались (хотя некоторые машины все же имели 8-мм зенитный пулемет), а освободившееся место использовали для перевозки 40 снарядов. Всего, в течении 1942 г., было переоборудовано 30 танков.
Но наиболее удачной стала САУ Semovente da 47\32. В её открытой сверху рубке располагалось 47-мм противотанковое орудие, способное эффективно бороться не только с легкими танками типа Т-60 или БТ, но и с более тяжелыми машинами. Большая част этих САУ осталась в Италии, но 19 единиц использовались в 1942 г. в боях против советских войск, правда без особого успеха.
Модификации:L6/40 базовая модификация
L6/40 L.F. огнемётный танк, оснащённый огнемётом на месте пушки.
Тактико-технические характеристики Fiat L6/40:
Боевая масса, т: 6,8
Компоновочная схема: отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел.: 2
Количество выпущенных, шт: 283
Размеры
Длина корпуса, мм: 3820
Ширина корпуса, мм: 1860
Высота, мм: 2175
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 30
Борт корпуса (верх), мм/град.: 15
Корма корпуса (верх), мм/град.: 15
Лоб башни, мм/град.: 40
Борт башни, мм/град.: 40
Корма башни, мм/град.: 40
Вооружение
Калибр и марка пушки: 37-мм Model 30 37/40 или 20-мм Breda 35
Боекомплект пушки: 312 для 20-мм
Пулемёт: 1 × 8-мм Breda 38
Боекомплект пулемёта: 1560
Подвижность
Тип двигателя: рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Модель двигателя: Spa 18D
Мощность двигателя, л.с.: 70
Запас хода по шоссе, км: 200
Скорость по шоссе, км/ч: 42
Преодолеваемый подъём, град.: 40
Преодолеваемая стенка, м: 0,7
Ширина преодолеваемого рва, м: 1,8
Преодолеваемый брод, м: 0,8