Обычно работы по созданию первых германских танков связывают с приходом к власти нацистов. Это не совсем верно. Ещё в 1934 году инспектор автомобильных войск рейхсвера генерал-майор Освальд Луц выдвинул проект формирования крупных танковых соединений. Находясь под сильным влиянием начальника своего штаба, подполковника Гейнца Гудериана, он отдал приказ приступить к разработке проекта танка массой 5000 кг.
Заказ был выдан четырём фирмам: «Daimler-Benz», «Rheinmetall-Borsig», «MAN» и «Krupp». Последняя уже располагала готовым проектом «малого трактора» LKA, разработанного инженерами-конструкторами Хогельлохом и Воельфертом. В целях дезинформации танк получил название LaS (Landwirtshaftlicher Schlepper - сельскохозяйственный тягач). Прототип этой машины был готов в июле 1932 года. Первые же 15 серийных танков, получивших индекс 1 LaS Krupp, изготовили в конце апреля 1934 года.
В 1935 году Адольф Гитлер отказался соблюдать условия Версальского договора, запрещавшего Германии строительство танков и развёртывание танковых войск.
Вскоре танк 1 LaS Krupp получил армейское обозначение Pz.Kpfw.I
C 1936 года началось производство модели Pz.Kpfw.I Ausf.B., главным отличием которого от Ausf.A была установка более мощного двигателя. Изменениям подверглись также ходовая часть и корма корпуса.
На базе Ausf.B был разработан также командирский танк Kleiner Panzerbefehls-wagen (малая бронированная командирская машина) KlPzBfWg. Эта машина была оснащена двумя радиостанциями и исполь зовалась в войсках вплоть до 1943 года.
В последующем делались попытки создания новых конструкций в развитие линии Pz.Kpfw.I. Но дальше выпуска небольших партий танков Pz.Kpfw.I Ausf.C и Pz.Kpfw.I Ausf.F дело не пошло.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИPz.Kpfw.I Ausf.A- Базовая модель. Корпус и башня сварные, ходовая часть с пятью опорными катками на борт, последний из которых выполнял роль направляющего колеса. Компоновка, ставшая впоследствии классической для немецких танков, - двигатель сзади, трансмиссия спереди. Изготовлено 818 единиц.
Pz.Kpfw.I Ausf.B- ходовая часть удлинена на один опорный каток, направляющее колесо поднято с грунта. Масса возросла до 6 т, длина -до 4430 мм. Установлены пулеметы MG34, боекомплект - 2250 патронов. Двигатель Maybach NL 38TKRM мощностью 100 л.с. В остальном конструкция танка практически не изменилась. Изготовлено 1016 единиц.
Pz.Kpfw.I Ausf.C (VK 601)- скоростной разведывательный танк.
Разработан фирмой «Краусс-Маффей» в 1942 году в развитие линии Pz.Kpfw.I, но представлял собой совершенно новую машину. Боевая масса - 8 т, двигатель Maybach HL 45Р мощностью 150 л.с., скорость 65 км/ч. Вооружение: 20-мм автоматическая пушка и пулемет MG 34. Ходовая часть с шахматным расположением опорных катков. Изготовлено 40 единиц.
Pz.Kpfw.I Ausf.F (VK 1801)- от предыдущей модификации отличался толщиной лобовой брони - 80 мм. Масса 18 т, скорость 24 км/ч. Вооружение: два пулемета MG 34. Изготовлено 30 единиц.
Боевое крещение Pz.Kpfw.I получили в 1936 году в Испании, куда была отправлена 41 машина варианта Pz.Kpfw.I Ausf.A. Немецкие легкие танки понесли жестокие потери от республиканских Т-26 и БТ-5. Тем не менее к сентябрю 1939 года в вермахте имелось 1445 танков Pz.Kpfw.I, что составляло 45,8% всех боевых машин панзерваффе.
Pz.Kpfw.I участвовали практически во всех кампаниях начального периода второй мировой войны. На 22 июня 1941 года фронтовые части германской армии располагали лишь 74 боевыми машинами этого типа. Остальные использовались в основном в учебных целях и для ведения противопартизанских действий на захваченных территориях. Отдельные Pz.Kpfw.I сохранялись в немецких танковых частях вплоть до 1943 года.
Pz.Kpfw.I послужил базой для создания самоходно-артиллерийских установок, тягачей для подвоза боеприпасов, командирских и мостовых танков и других машин специального назначения.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ТАНКА Pz.Kpfw.I Ausf.A (Sd.Kfz.101)
БОЕВАЯ МАССА, т: 5,4.
ЭКИПАЖ, чел.: 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4020, ширина - 2060, высота - 1720, клиренс - 295
ВООРУЖЕНИЕ: 2 пулемета MG 13 (позже MG 34) калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 1525 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: оптический прицел Zeiss T2F2 двукратного увеличения.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 18; борт, корма - 14; днище - 5; крыша - 7; башня - 15
ДВИГАТЕЛЬ: Krupp М305,4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения; мощность 60 л.с. (42 кВт) при 2500 об/мин, объем 3460 куб.см.
ТРАНСМИССИЯ: сухое двухдисковое сцепление, 5-скоростная коробка передач.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять опорных катков на борт (передний - на индивидуальной подвеске со спиральной пружиной, остальные, сблокированные попарно, на листовых рессорах); три поддерживающих катка; ведущее колесо переднего расположения; гусеница мелкозвейчатая, двугребневая, шириной 280 мм.
СКОРОСТЬ МАКС.,км/ч: 57
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км: 145
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 1,4; высота стенки, м - 0,37; глубина брода, м - 0,6.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: коротковолновая радиостанция Fu 2.