PzKpfw IV Ausf.A Средний танк Panzerkampfwagen IV (Sd.Kfz.161) был основной боевой машиной немецких танковых войск в течении всей Второй мировой войны. Когда в начале тридцатых годов нынешнего столетия сформировалась немецкая доктрина танковых войск, много сил было затрачено и на создание подходящих танков. Лёгкие танки Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II были сконструированы прежде всего для подготовки танкистов, а участвовать в боевых действиях должны были новые танки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, причём Pz.Kpfw.III предполагался как основной танк, а Pz.Kpfw.IV как танк поддержки. Первоначально Pz.Kpfw.IV был создан как 18-тонный танк, предназначенный для командиров батальонов - отсюда появилось название BW (Batallionfuehrerwagen). Танк BW планировалось вооружить пушкой большого калибра, установленной в единственной башне, и двумя пулемётами - по одному в башне и в корпусе. Учитывая опыт работы над менее удачным ZW (будущим Pz.Kpfw.III), было решено вооружить Pz.Kpfw.IV 75-мм пушкой. Новый танк получил обозначение Vskfz 618 (Versuchkraftfahrzeuge - прототип), 3 апреля 1936 года заменённое на Vskfz 622. Этот танк разрабатывался на фирмах Рейнметалл и Крупп. На Vkfz 622 предполагалось установить броню 16-20 мм, двигатель мощностью 221 кВт (300 л.с.) позволял танку развивать скорость до 35 км/ч. Шасси танка состояло из четырёх тележек с каждого борта, по четыре катка в каждой, амортизированных полурессорами перьевого типа. Ведущее колесо находилось в передней части танка, а направляющее - сзади, гусеница поддерживалась тремя маленькими катками. Боевой путь этого танка начался осенью 1938 года при захвате Судет, а в сентябре 1939 года уже 211 Pz.Kpfw.IV участвовало в агрессии против Польши. Примерно столько же танков этого типа воевало во Франции в мае-июне 1940 года, а во время подготовки вторжения в Великобританию на базе Pz.Kpfw.IV был разработан танк, способный преодолевать водные преграды по дну. Довольно много было Pz.Kpfw.IV и на Балканах и в африканском корпусе генерала РОММЕЛЯ. Во время войны с СССР танкам Pz.Kpfw.IV пришлось сражаться с лучше вооружёнными и бронированными Т-34 и КВ. Танки Pz.Kpfw.IV применялись до конца войны. Несмотря на то, что позже был начат выпуск новых танков Pz.Kpfw.V «Пантера» и Pz.Kpfw.VI «Тигр», «старые» Pz.Kpfw.IV всё равно оставались на вооружении панзерваффе.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ Pz.Kpfw. IV Ausf.A - «нулевая» серия. Боевая масса 17,3 т. Двигатель Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. Габариты 5920х2830х2680 мм. Вооружение: 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола 24 калибра и два пулемета MG 34. Толщина брони 10-30 мм. Изготовлено 35 единиц.
Pz.Kpfw. IV Ausf.B - прямая лобовая плита корпуса. Курсовой пулемет изъят. Введена новая командирская башенка. Двигатель Maybach HL 120TR. Мощность 300 л.с. Изготовлено 45 единиц.
Pz.Kpfw. IV Ausf.C - незначительные отличия от предыдущего варианта. Под стволом орудия появился специальный отбойник, который отгибал антенну радиостанции при повороте башни. На части машин установлен двигатель Maybach HL 120TRM. Изготовлено 140 единиц.
Pz.Kpfw. IV Ausf.D - лобовая часть корпуса как у Pz.Kpfw.IV Ausf.A, включая курсовой пулемет. Изменена маска пушки. В 1940-1941 годах лобовая броня корпуса усилена 20-мм броневым листом. Изготовлено 229 единиц.
Pz.Kpfw. IV Ausf.E - лобовая броня корпуса 30-мм плюс дополнительный 30-мм броневой лист. Лобовая броня башни - 30-мм, маска пушки - 35-37 мм. Установлены новая командирская башенка и шаровая установка курсового пулемета. Боевая масса 21 т. Изготовлено 223 единицы.
Pz.Kpfw.IV Ausf.F(F1) - последняя модификация с короткоствольной пушкой. Прямая лобовая плита корпуса с курсовым пулеметом. Командирская башенка новой конструкции. Одностворчатые люки в бортах башни заменены двустворчатыми. Лобовая броня толщиной 50 мм. Изготовлено 462 единицы.
Pz.Kpfw.IV Ausf.F2 - 75-мм пушка KwK 40 с длиной ствола 43 калибра. Боевая масса 23,6 т. Изготовлено 175 единиц.
Pz.Kpfw. IV Ausf.G (Sd.Kfz.161/1) - двухкамерный дульный тормоз пушки. Танки поздних выпусков вооружались 75-мм пушкой KwK 40 с длиной ствола 43 калибра и имели дополнительную броневую плиту в лобовой части корпуса толщиной 30 мм. Изготовлено 1687 единиц.
Pz.Kpfw. IV Ausf.H (Sd.Kfz.161/2) - 75-мм пушка KwK 40 с длиной ствола 48 калибров. Антенна радиостанции перенесена с борта корпуса на его корму. Установлены противокумулятивные 5-мм экраны. Командирская башенка нового типа с зенитной установкой пулемета MG 34. Изготовлено 3774 единицы.
Pz.Kpfw.IV Ausf.J (Sd.Kfz.161/2) - технологически и конструктивно упрощенный вариант Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Введена система ручного поворота башни танка. Поддерживающие катки без резиновых бандажей. Увеличенная ёмкость топливных баков. Изготовлено 1758 единиц.
Pz.Kpwf.IV принимали участие во всех военных операциях, начиная с захвата Судетской области и заканчивая битвой за Берлин в 1945 году. Накануне вторжения в Польшу в войсках имелось 211 танков Pz.Kpfw.IV, а к началу боевых действий на Западе - 290. Эти танки были в основном сконцентрированы в дивизиях, действовавших на направлениях главных ударов. К началу операции «Барбаросса» вермахт располагал 439 танками Pz.Kpfw.IV, к концу 1941 года 348 из них оказались потеряны. Pz.Kpfw.IV, вооруженные короткоствольными пушками, не могли противостоять советским средним и тяжелым танкам. Лишь с появлением длинноствольной модификации положение выровнялось. К середине 1943 года Pz.Kpfw.IV стал основным немецким танком на Восточном фронте. В операции «Цитадель» они составляли 35% танков, принимавших участие в боевых действиях. В Северной Африке, вплоть до капитуляции германских войск, Pz.Kpfw.IV успешно противостояли всем типам танков союзников. На 10 апреля 1945 года полевые войска располагали 505 танками Pz.Kpfw.IV, еще 130 машин имелось в армии резерва. Помимо Германии, Pz.Kpfw.IV состояли на вооружении в Венгрии (52 шт.), в Румынии (98 шт.), в Болгарии (46 шт.) и в Финляндии (15 шт.). Кроме того, некоторое количество боевых машин этого типа закупили Испания и Турция. На базе Pz.Kpfw.IV строились самоходно-артиллерийские установки, командирские танки, машины передовых артиллерийских наблюдателей, эвакуационные тягачи и мостовые танки. (!) В послевоенный период Pz.Kpfw.IV состояли на вооружении в Финляндии (до 1962 года) и Сирии (до 1967 года).
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz.Kpfw.IV Ausf.F(F1) БОЕВАЯ МАССА, т: 22,3. ЭКИПАЖ, чел.: 5. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5920, ширина - 2880, высота - 2680, клиренс - 400. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK L/24 калибра 75 мм и 2 пулемета MG 34 калибра 7,92 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 85 артвыстрелов и 2700 патронов. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел TZF Sf/1. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 50; борт - 30; корма - 20; крыша и днище - 10; башня - 30-50. ДВИГАТЕЛЬ: Maybach НL120ТRМ,12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; рабочий объем 11867 куб.см; мощность 300 л.с. при 2600 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: трехдисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная планетарная коробка передач, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь обрезиненных опорных катков малого диаметра на борт, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на полуэллиптичеоких листовых рессорах; ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); четыре обрезиненных поддерживающих катка; в каждой гусенице 99 траков шириной 400 мм. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 42. ЗАПАС ХОДА, км: 200. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,3; высота стенки - 0,6; глубина брода, м - 1,0. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5.
|