В Отечественную войну РККА вступила не имея в войсках серийной САУ, которая могла бы использоваться как для непосредственной поддержки пехоты в наступлении, так и для борьбы с бронетехникой противника (поступившие на вооружение в конце 30-х годов САУ СУ-5 на базе легкого танка T-26 были выпущены крайне ограниченной серией и применялись лишь эпизодически в 1939 году во время похода в Польшу).
Летом 1941 года этот вопрос встал настолько остро, что в сентябре того же года появилась на свет суррогатная САУ ЗИС-30 на базе бронированного арттягача "Комсомолец". Эта машина имела малый запас хода, была перетяжелена и неустойчива, но она могла бороться с любыми бронеобъектами Panzerwaffe и это искупало все недостатки.
Существовал еще один путь к оснащению Красной Армии дешевой и технологичной в производстве САУ. Еще в 30-е годы проводились небезуспешные опыты по разработке САУ и ЗСУ на базе самого массового легкого танка Т-26, приведшие к разработке и изготовлению ряда опытных образцов.
Самая массовая советская САУ второй мировой войны. Легкая самоходная установка СУ-76 на базе танка Т-70 была разработана как эффективное средство сопровождения пехоты и конницы. Осенью 1942 г. начался серийный выпуск. Серийное производство осуществлялось заводами № 38 (г. Киров), № 40 (г. Мытищи) и ГАЗ.
Серийные модификации: СУ-76 (СУ-76М) на шасси танка Т-70 усиленного добавлением еще одного опорного катка. Боевое отделение (рубка), открытая сверху и частично сзади. Полуавтоматическая 76-мм пушка ЗИС-3 с клиновым вертикальным затвором вела огонь осколочно-фугасными, бронебойными и подкалиберными снарядами. Силовая установка состояла из двух бензиновых (что являлось одним из недостатков) карбюраторных двигателей, соединенных с силовой передачей параллельно. Агрегаты последней также были запараллелены и соединялись на уровне главных передач. Механик-водитель располагался в носовой части машины слева, а справа моторно-трансмиссионная группа и орудийный расчет из трех человек - в рубке. Скорость до 45 км/ч. Боевая масса 11,2 т.
Несмотря на некоторые слабости в боевых свойствах СУ-76 (противопульное бронирование, бензиновые двигатели), машины этого типа, дополняя другие типы танков с САУ, широко использовались в боевых действиях. Имея в боекомплекте различные типы боеприпасов, СУ-76 могли поражать живую силу, артиллерию и бронированные цели противника. Подкалиберный снаряд установки с дистанции 500 м пробивал броню толщиной до 100 мм. Самоходная установка обладала хорошей проходимостью на пересеченной местности, позволявшей ей сопровождать пехоту как огнем, так и колесами.
Ее выпуск продолжался до конца войны (даже после снятия с производства Т-70). Всего за годы войны (с декабря 1942 г. по июнь 1945 г.) было выпущено 360 СУ-76, а всех модификаций изготовлено 14292.
В конце января 1943 г. два первых самоходно-артиллерийских полка отправили на Волховский фронт для прорыва блокады Ленинграда. В 1944- 1945 гг. для стрелковых дивизий было сформировано 70 самоходно-артиллерийских дивизионов. В первой половине 1944 г. началось формирование легких самоходно-артиллерийских бригад РВГК. СУ-76М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны, а потом в войне с Японией. 130 машин было передано Войску Польскому. В послевоенный период СУ-76М состояли на вооружении Советской Армии до начала 1950-х гг., а в армиях ряда стран еще дольше. В войсках армии КНДР они принимали участие в войне в Корее.
*В войсках эту самоходку называли "сучкой", "голожопым Фердинандом" или "коломбиной".Боевое применение. Суммарный выпуск всех модификаций СУ-76 по июнь 1945 года составил 14292 машины – примерно 60% от объема выпуска всех САУ за годы войны. Производство велось заводами №38 (г.Киров), №40 (г.Мытищи) и ГАЗ им.Молотова (г.Горький).
Модернизированная машина поступила в войска вовремя, но была встречена личным составом неоднозначно - отношение варьировалось от "суки" до "коломбины". Первое отрицательное впечатление сформировалось из-за того, что поначалу самоходки попытались использовать как танки. Так первые СУ-76 были направлены в самоходно-артиллерийские полки (сап) смешанного состава. Летом 1943 года было принято штатное расписание легкого сап, по которому в нем имелась 21 машина. Лишь со временем пришло понимание того, что главной задачей СУ-76 является сопровождение пехоты и тесное взаимодействие с ней; задачи борьбы с танками перешли к более мощным артсистемам, созданным на базе Т-34 и ИС-2. Поэтому в конце 1944 году стали формироваться самоходно-артиллерийские дивизионы по 16 машин, входившие в штатный состав стрелковых дивизий.
Конечно, СУ-76 имела в числе 60-ти снарядов боекомплекта и бронебойные, но ее главным достоинством были компактность, высокая маневренность, способность действовать на лесисто-болотистой местности и слабых грунтах (удельное давление на грунт - 0,545 кг/см2) в боевых порядках пехоты, расстреливая прямой наводкой ДОТы и укрепленные здания.
Кстати, применение СУ-76 на конечном этапе войны при штурме городов выявило еще один недостаток – удобное для работы полуоткрытое боевое отделение при попадании обычной ручной осколочной гранаты превращалось в братскую могилу для всего экипажа.
С другой же стороны, машина имела громадное преимущество перед любым другим нашим танком или САУ, т.к. именно открытое боевое отделение предотвращало гибель экипажа и машины в случае попадания кумулятивного снаряда, включая немецкие "фаустпатроны", "панцерфаусты" и "парцерштреки".
Первая партия СУ-76 (25 штук) была изготовлена к 1 января 1943 года и направлена в учебный центр самоходной артиллерии. В конце января два первых самоходно-артиллерийских полка смешанной организации (1433-й и 1434-й сап) отправили на Волховский фронт для участия в прорыве блокады Ленинграда. В марте 1943 года были сформированы еще 2 полка - 1485-й и 1487-й, которые воевали где-то на западном фронте.
По штату 1943 года в легком самоходно-артиллерийском полку имелась 21 САУ СУ-76М. В конце 1944 и начале 1945 года для стрелковых дивизий было сформировано 70 самоходно-артиллерийских дивизионов СУ-76М (по 16 машин). В первой половине 1944 года началось формирование легких самоходно-артиллерийских бригад РВГК (60 СУ-76М и 5 Т-70).
К концу войны в Красной Армии насчитывалось 119 легких самоходно-артиллерийских. полков и 7 самоходно-артиллерийских бригад. Польской армии передали 130 штук СУ-76М. На базе СУ-76М создана ЗСУ-37, вооруженная 37-мм автоматической зенитной пушкой. Производилась она на заводе №40 в Мытищах. В войне участия принять не успела. В 1945-1946 годах было изготовлено 75 штук.
С окончанием Второй Мировой войны служба СУ-76М не закончилась. В Советской Армии они эксплуатировались до начала 50-х годов, 130 машин, переданных в период войны Войску Польскому, так же были списаны к середине 50-х, несколько десятков доставшихся КНДР приняли довольно активное участие в Корейской войне, но в большинстве своем ее не пережили.
Рассказ о СУ-76 был бы не полным, если не упомянуть о дальнейших попытках ее модернизировать. В декабре 1943 года испытали артсамоход СУ-74Б с противотанковой пушкой ЗИС-2, а в 1944 на испытания вышла САУ ГАЗ-75 с 85-мм пушкой Д-5-С85А. При одинаковой с СУ-85 артсистеме, она была вдвое легче, а толщина лобовой брони была вдвое больше (45мм у СУ-85 и 90мм у ГАЗ-75). Все эти машины не пошли в серию по разным причинам, но главной из них было нежелание ломать налаженный технологический процесс из-за внесения мелких изменений (как в случае с двигателями) или вообще полностью перестраивать его при переходе на производство новых машин.
Модификации:СУ-76П По мере насыщения армии танками новых типов высвобождающиеся Т-26 могли бы быть переделаны в САУ, но массовые потери этих машин в начальный период войны и невозможность замены оставшихся в войсках по причине массовой эвакуации танковых заводов на Урал и в Сибирь поставили крест на такой возможности. Правда в 1941-42 годах в блокированном Ленинграде малой серией производилась САУ СУ-76П, представлявшая собой 76-мм полковую пушку, установленную на шасси Т-26 за простым щитовым прикрытием и имевшую круговой сектор обстрела. Эта мера вынужденной, так как осажденный город мог обходиться лишь оставшейся внутри кольца техникой.
Осенью 1941, года из-за недостатка 45мм осколочно-фугасных боеприпасов Ленинградского фронта, легкие танки РККА, вооруженные 45мм пушками (Т-26, БТ), оказались безоружны и бесполезны против вражеской пехоты и полевых укреплений. Поэтому Военный Совет Ленфронта подал заявку в НКТП о возможности перевооружения танков БТ и Т-26 рудием КТ калибра 76,2мм, некоторое количество которых, демонтированных с танков Т-28, имелось на предприятиях Ленинграда.. И уже в октябре того же года на заводе №174 была изготовлена и испытана легкая САУ на базе танка Т-26. Испытания прошли удовлетворительно и по их результатам Военный Совет Ленфронта обязал эвакуированный завод №174 наладить выпуск этих САУ. Новое орудие получило обозначение СУ-76 (начиная с 1943 года эта САУ была переименована в СУ-76П "полковая", чтобы не возникало путаницы с новой серийной машиной под тем же индексом).
САУ поддержки завода 37 Очередная легкая штурмовая САУ поддержки семейства СУ-76. Работы по созданию САУ начаты по приказу НКТП от 3 марта 1942 г. В конструкции использованы стандартные узлы шасси танков Т-60 и грузовых автомобилей ГАЗ.
Опытный образец поступил на испытания в мае 1942 г, но ни шасси ни артсистема (пушка ЗИС-3Т) программу испытаний не выдержали.
ГОКО рекомендовал продолжить работы в данном направлении, однако уже с использованием узлов танка Т-70. Но начавшееся немецкое наступление на Сталинград заморозило работы над подобной САУ на полгода.
ГАЗ-71, СУ-12 завода 38 (СУ-76) Государственный Комитет Обороны по ходатайству ГАУ РККА поручил 19 октября 1942 года (приказ № 2429сс) конструкторам ГАЗа и Коломенского завода №38 разработать и запустить в серию легкую САУ с 76-мм дивизионной пушкой ЗИС-3. За основу взяли шасси и силовую установку танка Т-70, увеличив длину корпуса и добавив один каток.
В ноябре 1942 года оба завода представили на испытания первые образцы новой САУ, вооруженные 76мм дивизионной пушкой ЗИС-3Ш ("Ш" - штурмовая). Машина горьковчан имела индекс ГАЗ-71, а машина завода №38 - СУ-12. 9 декабря 1942 г. приемочная комиссия составила акт, согласно которому образец ГАЗ-71 был назван не отвечающим требованиям технического задания и не обладающим надлежащей надежностью. Машина же СУ-12 была рекомендована для принятия на вооружение под названием "штурмовая самоходная пушка поддержки пехотных и танковых подразделений СУ-76". Официально серийное производство началось с 1 января 1943 года.
Проектировщики силовой установки применили не последовательное расположение двух двигателей ГАЗ-202, а параллельное, с работой на общий выходной вал. Полностью закрытый корпус был сварен из катаных бронелистов толщиной 10-35 мм; отделение управления располагалось в передней части машины (посередине между двигателями), а рубка с орудием ЗИС-3Ш – в корме. Экипаж из трех человек имел дополнительный пулемет ДТ и личное оружие.
Серийное производство САУ началось официально с 1 января 1943 г. К концу января 1943 года два первых самоходно-артиллерийских полка отправились на Волховский фронт.
СУ-76М (СУ-12М) Именно во время боевого применения и проявились недостатки параллельной схемы силовой установки СУ-12, проявившиеся в возникновении резонансных крутильных колебаний, которые приводили к быстрой поломке КПП. Колебания проявлялись в режиме самой нагруженной 2-й скорости КПП и происходили из-за невозможности синхронизации работы двух двигателей ГАЗ-202 на общем валу.
По результатам боевого применения производство СУ-76 было остановлено 21-го марта 1943 года после выпуска 360 машин. В связи с предстоящей летней компанией ГКО установил очень жесткие сроки на устранение выявленных недостатков. Уже в апреле в г.Киров начались испытания доработанной СУ-76М (СУ-12М; М – модернизированная) на шасси танка Т-70М, а в июне они пошли в производство.
Эти машины отличались доработанным силовым агрегатом и трансмиссией, в производстве использовался задел старых корпусов от СУ-76.
Введение в трансмиссию дополнительных пружинных муфт между двигателями и КПП и фрикционной проскальзывающей муфты на общем валу, а также применение подмоторных амортизаторов снизили аварийность, но все же не исключили ее.
В мае 1943 года началось производство СУ-76М. Всего за годы войны было выпущено 13932 СУ-76М. Именно эти машины участвовали в боях на Курской Дуге.
СУ-76И (СУ-С-1) После обнаружения конструктивного дефекта СУ-76 (СУ-12), от НКТП потребовалось найти срочное решение по выполнению заказа на САУ поддержки к летней кампании 1943 г.
Наиболее разумным показалось предложение А.Каштанова о производстве САУ на шасси трофейных танков. В числе трофеев Красной Армии насчитывалось значительное количество исправных и боеспособных танков T-III и T-IV. Поэтому в 1942 году было принято решение разработать на их базе самоходно-артиллерийские установки, вооруженные советскими 76,2-мм пушками ЗИС-3 (самоходка СУ-76И) и 122-мм специальными орудиями С-1 (самоходка СУ-122И).
За основу СУ-122И была взята конструкция самоходной 122-мм гаубицы СГ-122, уже прошедшей испытания на Гороховецком полигоне. В немного измененнную боевую рубку СГ-122 вместо гаубицы М-30 было установлено специальное орудие С-1, созданное на базе танковой пушки Ф-34. 6 марта 1943 г. опытный образец новой САУ вышел на заводские испытания.
Самоходная установка СУ-76И была разработана на базе немецкого танка Т-III. На самоходке устанавливалась 76,2-мм полуавтоматическая пушка Ф-34 конструктора В.Г. Грабина. В лобовом листе рубки, на ее бортах и на крыше имелись смотровые щели со стеклоблоками.
Серийное производство САУ велось на заводе 37 с 1 мая по 1 октября 1943 г. Всего изготовлены 201 машина СУ-76И и около 1000 СУ-122И.
СУ-15, СУ-16, СУ-38 Летом 1943 года конструкторские бюро заводов ГАЗ и №38 предложили независимые проекты модернизации СУ-76. ГАЗ предлагал использовать отечественные дизели ЗИС-16Ф или ЗИС-80, или американский дизель "Giberson" (110 лс). Также прелагалось перевооружить САУ 76,2мм пушкой С-1. Но по ряду причин этот проект (ГАЗ-74А) доведен до конца так и не был.
Завод №38 предложил сразу три варианта модернизации: СУ-15, СУ-16 и СУ-38. Они были вооружены 76,2мм орудиями С-15, в качестве двигателя был выбран ГАЗ-203 (стоявший на Т-70).
СУ-15 представляла собой корпус и ходовую часть СУ-12, но оснащенные последовательно спаренной двигательной установкой ГАЗ-203 с новой компоновкой воздухоотводящих каналов, новым размещением радиатора и орудием СУ-15. Боевая рубка имела несколько большие размеры, чем боеотсек СУ-12, так как в ней размещался радиатор и проходил воздуховод двигателя.
СУ-16 отличалась применением полной базы серийного Т-70 (двигатель, трансмиссия и ходовая часть). Боевая рубка в ней была открытой сверху. Из-за малой длины корпуса командир в боевых условиях мог находиться в рубке только сидя.
СУ-38 была подобна СУ-16 (также использовались шасси и силовая установка Т-70), но отличалась увеличенной до 45 мм толщиной брони при полностью закрытом смещенном вперед боевом отделении. Это было сделано для улучшения распределения нагрузки на опорные катки и нижнюю ветвь гусеницы. Командир также располагался «верхом на двигателе», сидя правым боком вперед.
Летом 1943 года были проведены совместные испытания всех трех образцов завода №38. Испытания показали, что СУ-16 наиболее удачна для ведения огня, но имеет неудачное расположение экипажа. Два другие артсамохода (СУ-15 и СУ-38) оказались перетяжеленными, что привело к быстрому выходу из строя опорных катков. Поэтому было принято решение о доработке СУ-15 по облегчению конструкции.
СУ-15М (СУ-76) Одновременно с производством СУ-76М ГАЗ начал доработку СУ-15, т.к. все основные агрегаты (двигатель, орудие, трансмиссия) производились там же, а танки Т-70 постепенно снимались с производства.
Модернизированная САУ (заводской индекс СУ-15М) отличалась от предшественницы отсутствием части задней стенки и крыши боевого отделения (как у СУ-16), последовательной установкой двигателей ГАЗ-202 с общей системой охлаждения и трансмиссией.
По результатам Государственных испытаний, проходивших в 23 августа 1943 года, САУ была принята на вооружение под обозначением СУ-76 (подчеркиваю, что СУ-15М имела войсковой индекс СУ-76, а не СУ-76М). Серийное производство СУ-76 началось в 1 октября 1943 года.
СУ-74Б Артсамоход СУ-74Б с противотанковой пушкой ЗИС-2. Был испытан в декабре 1943 года, но в серию не пошел по разным причинам. Главной из них было нежелание ломать налаженный технологический процесс из-за внесения мелких изменений (как в случае с двигателями), или вообще полностью перестраивать его при переходе на производство новой машины.
ГАЗ-75 САУ ГАЗ-75 с 85-мм пушкой Д-5-С85А. В 1944 году вышла на испытания. При одинаковой с СУ-85 артсистеме, она была вдвое легче, а толщина лобовой брони была вдвое больше (45мм у СУ-85 и 90мм у ГАЗ-75). Но в серию САУ не пошла по разным причинам. Главной из них было нежелание ломать налаженный технологический процесс из-за внесения мелких изменений (как в случае с двигателями), или вообще полностью перестраивать его при переходе на производство новой машины.
Тактико-технические характеристики СУ-76 образца 1942 года:
Классификация: САУ непосредственной поддержки
Боевая масса, т: 11,2
Компоновочная схема: объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади
Экипаж, чел.: 4
История
Годы производства: 1942—1945
Годы эксплуатации: 1943 — 1950-е
Количество выпущенных, шт.: 14 292
Размеры
Длина корпуса, мм: 5000
Ширина корпуса, мм: 2740
Высота, мм: 2200
Клиренс, мм: 300
Бронирование
Тип брони: стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 25 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 35 / 30°
Борт корпуса, мм/град.: 15 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град.: 10 / 20°
Корма корпуса (середина), мм/град.: 15 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град.: 15 / 30°
Днище, мм: 7 / 81—90°
Крыша корпуса, мм: 7
Лоб рубки, мм/град.: 35 / 25°
Борт рубки, мм/град.: 10 / 25°
Корма рубки, мм/град.: 10 / 20°
Крыша рубки, мм/град.: 7
Вооружение
Калибр и марка пушки: 76,2-мм ЗИС-3
Тип пушки: нарезная
Длина ствола, калибров: 51,6
Боекомплект пушки: 60
Углы ВН, град.: −3…+25
Углы ГН, град.: ±15
Подвижность
Тип двигателя: спаренные рядные, 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 2 × 70
Скорость по шоссе, км/ч: 44
Запас хода по шоссе, км: 250
Удельная мощность, л. с./т: 12,5
Тип подвески: индивидуальная, торсионная
Преодолеваемый подъём, град.: 30
Преодолеваемая стенка, м: 0,6
Преодолеваемый ров, м: 2,0
Преодолеваемый брод, м: 0,9