Одним из лучших итальянских орудий времен 2-й мировой войны справедливо считалась 149-мм пушка (Cannone da 149/35), по основным параметрам не уступавшая советской 152,4-мм А-19 и немецкой 150-мм пушке. Единственным большим недостатком этой артиллерийской системы была её большая масса, которая требовала наличия не только тяжелых тягачей, но и транспортеров большой грузоподъёмности для подвоза боеприпасов. В связи с этим, назрела необходимость создания самоходного лафета, но в 1935 году (когда Cannone da 149/35 была официально принята на вооружение) подходящего шасси ещё не существовало.
В 1942 году, этот проект был, наконец, реализован. Для установки 149-мм орудия было решено использовать ходовую часть среднего танка M15/42 (по другим данным - Р26/40). Выбор был далеко не самым оптимальным, но специалисты фирмы Ansaldo Fossati ничего другого предложить не смогли.
Конструкцию этого шасси иначе как анахроничным назвать было нельзя. По схеме оно сильно напоминало шасси от чехословацкого танка LT vz.35 – на каждый борт приходилось по 8 сдвоенных опорных катков, которые блокировались по два в четыре тележки. В свою очередь, каждая из пар тележек группировалась в единый блок с амортизацией на пластинчатых рессорах. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали 4 сдвоенных ролика. Направляющее колесо находилось сзади, ведущее – спереди. Силовая установка изменений не претерпела.
Между тем, компоновку САУ пришлось изменить, перенеся моторное отделение в среднюю часть корпуса. Впереди, как и на танке, находилась трансмиссия и отделение управления. Боевой отсек, как таковой, отсутствовал – пушка устанавливалась на лафете без какой-либо защиты в кормовой части корпуса. Для уменьшения отката и большей стабильности при стрельбе использовались два упора, крепившихся к кормовому бронелисту корпуса. Легкое стрелковое вооружение отсутствовало.
Бронирование было несколько уменьшено. Лоб корпуса состоял из 25-мм бронелистов, борта – 15 мм, корма – 6 мм.
Работы над Semovente da 149/40 началась в апреле 1942 года, но по ряду причин она затянулась более чем на год. Лишь в августе 1943 года, незадолго до подписания перемирия с союзниками, проект самоходной установки был рассмотрен на заседании макетной комиссии в Генуе. В целом, САУ произвела хорошее впечатление в первую очередь благодаря высвобождавшимся мощностям двух тягачей, для которых постоянно требовались покрышки, запасные части и горючее. Предполагалось, что при выстреле орудие будет вести себя более стабильно при такой же подвижности на местности, как у танка. Кроме того, для развертывания на боевой позиции расчету САУ требовалось около 3 минут, в то время как буксируемого варианта Cannone da 149/40 этот показатель составлял 17 минут. Положительным фактором было и то, что для производства Semovente da 149/40 не требовалось дефицитных материалов при относительно небольшом количестве человеко-часов на сборку каждого орудия.
Постройка Semovente da 149/40 была завершена в конце 1943 года, когда Италия оказалась разделённой на две враждующие части. Прототип был сразу конфискован немцами и отправлен на полигон в Хиллерслебен (Hillersleben), где её присвоили обозначение Gepanzerte Selbstfahrlafette M43 fur 15/42 (854) (i). Данные об испытаниях самоходной установки в Германии отсутствуют, но в любом случае Semovente da 149/40 оказалась последней САУ построенной в Италии в годы войны.
Весной 1945 года американская военная миссия под руководством полковника Джарретта (Jarrett) обнаружила Semovente da 149/40 и приняла решение отправить её в США. Прибыв на Абердинский полигон САУ оставила у американцев неплохое впечатление, после чего Semovente da 149/40 доставили в музей, где она находится до настоящего времени.
Тактико-технические характеристики Semovente da 149/40:
Классификация: штурмовая САУ
Боевая масса: 24000 кг
Экипаж, чел.: 2
Габаритные размеры
Длина, мм: 6570
Ширина, мм: 2940
Высота, мм: 2000
Вооружение: одна 149-мм пушка (Cannone da 149/40)
Приборы прицеливания: оптические прицелы
Бронирование
Лоб корпуса – 25 мм
Борт рубки – 15 мм
Корма – 6 мм
Крыша и днище – 6 мм
Двигатель: SPA 342, 12-цилиндровый, V-образный, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения
Мощность: 330 л.с.
Трансмиссия: механческая с 6-скоростной КПП (5 передач вперед и 1 назад)
Ходовая часть: 8 опорных катков собранных в 4 тележки, 4 поддерживающих ролика на борт, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
Скорость по шоссе: 40 км\ч
Запас хода по шоссе: 275 км
Преодолеваемые премятствия
Высота стенки, м: 1,00
Ширина рва, м: 2,50
Глубина брода, м: 1,15