|
|
Самоходная противотанковая установка, спроектированная в рамках концепции быстроходного и высокоманевренного истребителя танков Создана на специально разработанной базе, впервые в США имевшей торсионную подвеску. Первая опытная машина Т49 оснащалась пушкой М1 калибра 57-мм, но осенью 1942 г. было выдано задание установить 75-мм пушку М3. Таким образом от проекта Т49 отказались в пользу более тяжело вооруженного варианта Т67. Этот образец, помимо 75-мм пушки, имел коническую башню от САУ Т35. Испытания самоходного орудия прошли вполне успешно, но в связи с изменившимися требованиями на вооружение Т67 принята не была. Следующий вариант Т70 оснащался уже 76-мм противотанковым орудием М1, установленным в открытой сверху башне с развитой кормовой нишей где размещался противовес. Корпус САУ был сварной, лобовая часть башни - литая. Двигатель и агрегаты силовой передачи установлены на специальной раме (рельсах), что позволяет после отсоединения трубопроводов, тяг и шарниров выкатывать двигатель из машины через кормовой люк, а агрегаты силовой передачи - через люк в лобовом листе корпуса. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами двойного действия Торсионы выполнены по типу торсионов советского танка КВ. Для обеспечения постоянства натяжения гусениц при движении по пересеченной местности ведущие и направляющие колеса оборудованы компенсационными устройствами.
Серийный выпуск САУ М18 был налажен фирмой Buick Motor Division (отделение фирмы General Motors). С июля 1943 по октябрь 1944 года было изготовлено 2507 боевых машин этого типа.
На шасси М18 пытались установить 105-мм гаубицу от САУ М12. В декабре 1944 г. был изготовлен всего один опытный образец обозначенный как Т88. Его дальнейшую разработку прервали в связи с завершением войны.
Плавающие САУ Т86 и Т86Е1 предназначались для действий на тихоокеанском ТВД. Корпус этих самоходок был удлинен для обеспечения плавучести. Модель Т86 передвигалась по воде при помощи гусениц, Т86Е1 оснащалась двумя гребными винтами. В декабре 1944 г. была выпущена 105-мм САУ Т87 с модифицированным корпусом и новыми траками гусениц. Ни одна из этих САУ на вооружение не принималась в виду затянувшихся испытаний и последовавшего за этим завершения войны.
Более удачным оказался вариант транспортера общего назначения М39. Первый прототип (Т41) предназначался для перевозки снаряжения, второй (Т41Е1) предполагалось использовать в качестве разведывательной машины. Небольшую серию машин заказали осенью 1944 г.
Самоходные установки "Хеллкет" состояли на вооружении противотанковых батальонов танковых и пехотных дивизий армии США, в ряде случаев совместно с М10. Они участвовали в боевых действиях в Италии и на Западном фронте вплоть до конца войны. После 1945 года были сняты с вооружения армии США и поставлялись в другие страны. В Южной Корее, Венесуэле и Югославии М18 использовались до конца 70-х годов. Партия М18 была также поставлена в Советский Союз, но в боевых действиях они не принимали участия, оставаясь в качестве "неприкосновенного запаса”.
Двигатель Continental RS75 С4, 9-цилиндровый, карбюраторный, звездообразный, воздушного охлаждения: мощность 400 л.с. (284 кВт) при 2400 об/мин.
Трансмиссия Шестеренчатый редуктор, гидравлический трансформатор, планетарная коробка передач, двойной дифференциал, бортовые передачи
Ходовая часть Пять обрезиненных опорных катков на борт, четыре поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения; ширина гусеницы 366 мм
Тактико-технические характеристики M18 Hellcat:
Классификация: противотанковая САУ
Боевая масса, т: 17,7
Компоновочная схема: отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел.: 5
История
Количество выпущенных, шт.: 2507
Размеры
Длина корпуса, мм: 5283
Длина с пушкой вперёд, мм: 6655
Ширина корпуса, мм: 2870
Высота, мм: 2565
Клиренс, мм: 363
Бронирование
Тип брони: стальная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 13/38—64°
Лоб корпуса (середина), мм/град.: 13/24°
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 13/53°
Борт корпуса (верх), мм/град.: 13/23°
Борт корпуса (низ), мм/град.: 13/0°
Корма корпуса (верх), мм/град.: 13/13°
Корма корпуса (низ), мм/град.: 13/35°
Днище, мм: 5
Крыша корпуса, мм: 8
Лоб башни, мм/град.: 25/23°
Маска орудия, мм/град.: 19/0…60°
Борт башни, мм/град.: 13/20°
Корма башни, мм/град.: 13/9°
Крыша башни, мм: открытая
Вооружение
Калибр и марка пушки: 76-мм M1A1
Тип пушки: нарезная
Длина ствола, калибров: 52
Боекомплект пушки: 45
Углы ВН, град.: —10…+20
Прицелы: M76C или T93, M4A1, M47A2
Пулемёты: 1 × 12,7-мм M2HB
Подвижность
Тип двигателя: радиальный 9-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 400
Скорость по шоссе, км/ч: 72
Запас хода по шоссе, км: 160
Удельная мощность, л. с./т: 20,5
Тип подвески: индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,88
Преодолеваемый подъём, град.: 35
Преодолеваемая стенка, м: 0,9
Преодолеваемый ров, м: 1,8
Преодолеваемый брод, м: 1,2