Пятница, 19.04.2024, 12:29 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Лёгкие танки [39]
К лёгким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т (позднее — до 20 т) и вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами. Лёгкие танки являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя
Средние танки [35]
К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника
Тяжелые танки [16]
К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее — 40 т) и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Существовали также тяжёлые танки с несколькими орудиями разных калибров. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов
Самоходные арт-установки [64]
боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся шасси. В широком смысле слова все вооружённые пушками боевые машины могут рассматриваться как САУ
Системы залпового огня [4]
один из типов ракетных артиллерийских систем. Предназначена для поражения любых групповых целей на дальних подступах
Колёсная и гусеничная техника [34]
боевые и военные бронированные машины на колёсном и гусеничном шасси, а также военные машины созданные на их базе или предназначенные для их обслуживания и мотоциклы
Буксируемая артиллерия [71]
один из трёх старейших родов войск, основная ударная сила сухопутных войск современных Вооружённых Сил
Техника обеспечения [9]
колесные машины автомобильных парков вооруженных сил. К ним относят: колесные машины боевого назначения; колесные машины тылового, транспортного и специально-технического обеспечения (например, тягачи); колесные машины многоцелевого назначения; прицепы и полуприцепы.
Миномёты [9]
орудие, предназначенное для навесной стрельбы по укрытым целям, а также для разрушения полевых укреплений, стрельбы с закрытых позиций (контрбатарейная стрельба) по аналогично расположенным огневым средствам артиллерии противника, отличающееся наличием плиты, передающей импульс отдачи в землю.
Случайная статья
Marder I
Marder I
Ваше мнение
Как Вы думаете, победила бы Красная армия без помощи союзников?
Всего ответов: 960
Статистика

Счетчик PR-CY.Rank


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама
-->





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Сухопутные войска » Колёсная и гусеничная техника

БА-11



   Когда ещё шли работы по бронемашине БА-10 в АБТУ РККА не оставляли замыслы об установке на шасси трехосного грузовика ЗиС-6 (с колесной формулой 6х4) бронекорпуса и дальнейшего превращения его в полноценную боевую машину. Выбор в пользу ЗиС-6 мотивировался не только большей грузоподъёмностью машины, но и более мощным двигателем, что с совокупности с повышенной выносливостью позволяло нарастить толщину бронирования и довести его до уровня легкого танка. Конечно, в серийном варианте ходовую часть грузовика использовать было нельзя, поэтому 17 ноября 1937 года московскому заводу им.Сталина было выдано задание разработать и предоставить опытный образец модернизированного шасси, и передать его для бронировки на Ижорский завод.
Предварительные работы были завершены в начале 1938 года, и на расширенном заседании с участием представителей ЗиСа, Ижорского завода, АБТУ РККА и руководства автомобильной промышленностью СССР, которое состоялось 7 февраля, было принято следующее решение:

   "1. Разработку шасси под бронировку среднего бронеавтомобиля производить на базе ЗиС-6 с форсированным до 90 л.с. двигателем. 2. Предложенное ЗиСом снижение веса шасси принять за основу (2700 кг, исключая вес горючего и бензобаки) с тем, чтобы ЗиС совместно с Ижорским заводом проработал к 9 февраля дополнительные мероприятия по снижению веса. Поверочный расчет шасси производится из условий общего веса бронеавтомобиля в 6,5 т при нагрузке на переднюю ось 1800-2000 кг. 3. Принять к сведению заявление Директора завода тов. Лихачева о том, что ЗиС принимает на себя проектирование и изготовление макета машины и опытного образца. Указанные ЗиСом сроки изготовления опытного образца шасси в 8 месяцев - являются завышенными. При этом сроке правительственное задание об изготовлении и испытании бронеавтомобиля в текущем году не может быть выполненным. 4. Для ускорения работ на Ижорском заводе считать необходимым: а) передать с ЗиСа на Ижорский завод компоновочные чертежи шасси в объеме достаточном для изготовления технического проекта бронеавтомобиля к 1 апреля 1938 года. б) передать Ижорскому заводу макет машины, отличающейся от опытного образца только весовыми данными и мощностью мотора, в мае месяце 1938 года”.

   Специально модернизированное шасси, получившее индекс ЗиС-6к ("короткое”), разрабатывалось конструкторским коллективом, в который входили инженеры Д.В.Саломатин, Б.М.Фиттерман, В.Н.Смолин и другие. Компоновочной схемой будущей бронемашины занимался А.С.Айзенберг. Параллельно на Ижорском заводе под руководством А.Н.Баранова проектировался бронекорпус. С весны 1938 года по документации эта машина проходила как БА-11, и впоследствии за неё закрепили это название. В августе завершили детальную проработку шасси ЗиС-6к, а также представили макет БА-11, предъявленные вскоре на рассмотрение представителям АБТУ РККА. В письме на имя замнаркома обороны К.Е.Ворощилова начальник бронетанкового управления Павлов отмечал следующее:

   "Во исполнение правительственного решения о создании нового среднего разведывательного бронеавтомобиля БА-11 с 20 по 22 августа 1938 года назначенная мною комиссия рассмотрела на ЗиСе эскизный проект и макет в натуральную величину представленный ЗиС шасси и Ижорский заводом корпус. Представленный проект соответствует по тактико-техническим характеристикам требованиям правительственного задания за исключением веса, который по проекту определяется в 7630 кг вместо 7000 кг по заданию. Увеличение веса объясняется тем, что при проектировании, как Ижорский завод, так и ЗиС не смогли уложиться в поставленные перед ними задания. Комиссия признала необходимым изготовить на Ижорском заводе опытный образец бронеавтомобиля на основе представленного проекта и макета, внеся ряд замечаний улучшающих боевые качества машины. Мною лично макет был осмотрен и решения комиссии одобрены. Прошу Вашего решения. Начальник АБТУ РККА Павлов”.

   Видимо помня о предыдущих проблемах, которые сопутствовали созданию бронемашин на шасси грузовиков, замнаркома не спешил с выводами и в своей резолюции рекомендовал построить один опытный образец, предназначавшийся для всесторонних испытаний. По плану, первый прототип БА-11 надлежало предоставить заказчику 1 декабря 1938 года, но из-за многочисленных задержек завод им.Сталина поставил опытное шасси только 20 декабря. От серийной версии ходовая часть ЗиС-6к отличалась следующими особенностями:
- установкой модернизированного двигателя ЗиС-5 мощностью 73,5 л.с. при 2600 об/мин, с алюминиевыми поршнями и степенью сжатия 6,3;
- радиатор опущен вниз на 207 мм, а вентилятор на 180 мм, кроме того изменена форма его лопастей;
- между коробкой перемены передач и демультипликатором установили приспособление для запуска двигателя вручную изнутри машины;
- установлено заднее рулевое управление, имевшее рулевой штурвал, педали газа, сцепления и ножного тормоза (при управлении с переднего поста штурвал снимался);
- сняты тормоза на передних колесах;
- главный карданный вал укорочен на 156 мм;
- рама шасси укорочена на 628 мм, база сокращена до 3550 мм; - внесены изменения в конструкцию заднего моста (поставлен механизм блокировки дифференциала) и рулевого управления, которое установлено под углом в 30 градусов;
- усилен передний мост и передние рессоры (листы толщиной 6,5 мм заменены на 8 мм), на которые поставлены амортизаторы с автомобиля ЗиС-101;
- глушитель перенесен в другое место;
- установлено 12-вольтовое электрооборудование и 2 аккумулятора емкостью 112 а/ч.

   Спустя некоторое время провели обкатку шасси, общий испытательный пробег которого составил 887 км и только после этого его передали для установки бронекорпуса на ИЗ.

   Внешне корпус напоминал БА-10, однако угол установки бронелистов изменили, доведя его до 25 к вертикали. Лобовая броня теперь имела толщину 13 мм, борта – по 10 мм, крыша – 6 мм. Высоту корпуса также уменьшили, что должно было обеспечить лучшую защиту от осколков и крупнокалиберных пуль. Надо отметить, что далеко не все легкие танки того времени имели подобную бронезашиту.

   Для доступа к двигателю в бортах имелось две дверцы на внутренних петлях, открывающиеся на 180 градусов и, кроме того, мог сниматься верхний лист брони, установленный на винтах. Снизу двигатель и коробка перемены передач защищались съемным бронелистом толщиной 6 мм, крепящимся к лонжеронам рамы шасси. Для охлаждении двигателя в передней части корпуса имелись жалюзи на внутренних петлях, а под радиатором устанавливался лоток для направления на него встречного потока воздуха. Моторное отделение отделилось от остальной части корпуса машины броневой перегородкой, покрытой специальной термической изоляцией.

   Для посадки в отделение управления служили две двери на внутренних петлях, обеспечивающих открытие на 80 градусов и удержание в таком положении при помощи специальных фиксаторов. В дверях имелись смотровые щели, закрывающиеся с внутренней стороны броневой заслонкой и замки, обеспечивающие автоматическое запирание при закрытии. Снаружи замки открывались специальным ключом и изнутри имели стопор. По периметру дверей (а также всех люков на БА-11) приваривались гнутые броневые планки для устранения попадания внутрь свинцовых брызг при обстреле машины. Кроме того, в полу боевого отделения имелся люк-лаз, позволивший экипажу в случае необходимости покидать бронеавтомобиль.

   В лобовом листе корпуса перед местом водителя находился смотровой люк на секторных петлях, откидывающийся вверх на 80 градусов и снабженный смотровым прибором "триплекс". Последний в боевом положении закрывался броневой заслонкой со смотровой щелью. Справа от люка водителя находилась шаровая установка курсового пулемета ДТ, рядом с которой в верхнем листе моторного отделения имелся лючок для доступа охлаждающего воздуха к радиостанции.

   В кормовом листе корпуса крепился смотровой прибор "триплекс" для наблюдения за дорогой при движении задним ходом. Кроме того, здесь находилось два лючка с броневыми заглушками над заправочными горловинами бензобаков, которые размещались в задней части бронеавтомобиля.

   Башня БА-11 в форме усеченного конуса с углами наклона стенок 25 градусов, установленная на шариковый погон, крепилась к крыше корпуса специальными захватами. В ее бортах имелось три отверстия для стрельбы из револьвера, закрытые броневыми заглушками, и два смотровых прибора со стеклами "триплекс", а в крыше - люк посадки экипажа с лючком для флажковой сигнализации, броневой колпак для ПT-1 и колпак вентилятора. Вращение башни осуществлялось при помощи зубчатого поворотного механизма с двумя скоростями, в походном положении она фиксировалась стопором, изготовленным по типу БА-10. Вооружение БА-11 состояло из спаренной установки 45-мм танковой пушки образца 1931 года и пулемета ДТ, помещенной в маске башни и имеющей облегченные кронштейны подъемного механизма. Еще один ДТ находился в лобовом листе корпуса.

   Для стрельбы использовались телескопический танковый прицел ТОП и перископический ПТ-1. Боекомплект к пушке - 104 снаряда - размещался вдоль бортов над нишами задних мостов в двух горизонтальных (по 32 штуки) и четырех вертикальных (по 10 штук) стеллажах. К пулеметам имелось 49 дисков (3087 патронов), из них по 21 находились рядом со снарядными укладками и 7 в башне. Кроме того, в боекомплект БА-11 входило 20 ручных гранат Ф-1, уложенных в четыре сумки и закрепленных за спинками сидений экипажа в башне.

   В боевом отделении размещался ящик ЗИП для пушки, инструментальный ящик и аптечка, а также топор, прикрепленный к крышке люка-лаза. В отделении управления находился ящик-ЗИП для пулеметов, химическое, подрывное имущество, продовольственный запас "НЗ", на полу крепились заводная рукоятка и лом, на крыше двуручная пила и комплект антенн, слева на стенке корпуса огнетушитель, а брезентовое ведро и трос - за стеллажами пулеметных дисков.

   Снаружи бронеавтомобиля крепились: домкрат - слева на грязевом щитке задних мостов, лопата - под левой входной дверью, цепи "Оверолл" с приспособлением для натяжения на кормовых листах.

   Все контрольные и измерительные приборы располагались на специальном щитке под рулевым колесом переднего поста управления. Здесь находились: спидометр, манометр, аэротермометр, часы, замок зажигания с контрольной лампочкой, указатель уровня бензина, лампочка освещения щитка и тумблер включения плафона освещения в отделении управления.

   Средства связи состояли из переговорного устройства ТПУ-2 между водителем и командиром машины, и радиостанции 71-ТК-1. Последняя располагалась справа от водителя в два яруса для большей компактности: внизу передатчик, над ним приемник. Щиток рации вместе с главным переключателем находился на правом борту отделения управления. Щелочные аккумуляторы для питания накала ламп приемника крепились на специальном кронштейне за радиостанцией, а сухие батареи БАС-80 - на левом борту отделения управления. Телефоны и микрофоны находились в ящике позади места стрелка-радиста.

   Радиостанция комплектовалась штыревой антенной из трех звеньев общей длиной 4 метра, закрепленной в бронированное поворотное устройство, что позволяло при необходимости укладывать антенну вдоль борта машины. Боевая масса БА-11 с экипажем из 4 человек и шинами типа ГК составила 8260 кг.

   Перед отправкой на полигон опытный образец БА-11 совершил заводской пробег общей протяженностью 1717 км. Устранив выявленные недостатки бронеавтомобиль был предоставлен специалистам НИБТ, под наблюдением которых БА-11 прошел всесторонние испытания, длившиеся с мая по сентябрь 1939 г. На этот раз пробег оказался намного большим: по асфальтовому шоссе было пройдено 778 км, по щебенчатому - 1889, по проселочным дорогам - 1108 и 137 км по целине. Как и следовало ожидать, при значительной большей, чем у БА-10М, боевой массе БА-11 обладал худшими показателями проходимости. Отчасти это являлось следствием использования подмоторного бронелиста, который уменьшал клиренс и мешал при преодолении земляных насыпей и при движении по мягкому грунту. Скоростные показатели тоже оказались невысокими. Максимальная скорость составила всего 55,5 км\ч, а средние скорости "чистого движения при движении в тяжелых дорожных условиях” признали недостаточными.

   Много нареканий вызывала система охлаждения двигателя и вентилирования боевого отсека. В частности отмечалось, что при температуре наружного воздуха 22-25 градусов при движении по шоссе на 1-й передаче со скоростью 23-28 км/ч вода в радиаторе закипала через 4-6 минут, а на проселке или целине это происходило через 2 минуты. Температура внутри БА-11 при движении по щебенчатому шоссе через 15-20 минут достигала 25-28 градусов, концентрация углекислого газа (СО) при этом не имела токсического характера. Однако при стрельбе концентрация СО во много раз превышала все гигиенические нормы. Тем не менее, в отчете об испытания было указано что "работа экипажа в таких условиях тяжелая, но как показывают данные других бронемашин, возможна".

   Неудачной была признана укладка снарядов, что снижало скорострельность до 5 выстрелов в мину, вместо 10-12 у БА-10М, и неудобная система заправки топливом. Кроме того, БА-11 плохо управлялся, имел большие радиусы поворота из-за большей базы, а также значительные усилия на штурвале руля из-за перегрузки переднею моста.

   Преимуществ у БА-11 оказалось гораздо меньше. По сравнению с БА-10 отметили более прочную конструкцию шасси и рулевого управления, применение 12-вольтового напряжения в сети, лучшую обзорность за счет применения приборов "триплекс" и ПТ-1, значительное увеличение боекомплекта, большую толщину брони основных листов при значительных углах их наклона, удачно разработанную защиту от поражений поворотных кулаков, дифференциалов мостов и замков дверей и люков.

   Таким образом, в предъявленном виде БА-11 не мог быть рекомендован к принятию на вооружение. В заключительной части отчета о проведенных на полигоне НИБТ испытаниях говорилось следующее:

"1. Бронеавтомобиль БА-11 на шасси ЗИС-6к по надежности броневой защиты, мощности вооружения, количеству боеприпасов, прочности шасси, наличию рулевого управления, лучшей обзорности, значительно лучше БА-10 и отвечает требованиям, предъявляемым к современным бронеавтомобилям среднего типа. 2. Бронеавтомобиль непригоден к эксплуатации вследствие недоработки двигателя и его установке на бронеавтомобиле, в частности обеспечения надежного охлаждения и выбор степени сжатия. 3. Подлежат доработке конструктивные и производственные недостатки, указанные в выводах. 4. Бронеавтомобиль БА-11 после установки на него двигателя в 90 л.с. будет соответствовать предъявляемым к нему требованиям макетной комиссии".

   С целью устранения наиболее существенных недоработок было принято решение установить на бронеавтомобиль дизельный двигатель Д-7 (97,5 л.с.), с возможностью повышения его мощности до 100-120 л.с. Это позволило бы улучшить динамические качества БА-11 и отчасти повысить его проходимость по пересеченной местности. Также рекомендовалось перенести крепления запасных колес на 150-200 мм назад, переработать боеукладку и т.д.

   Не дожидаясь, пока бронеавтомобиль будет доведен до требуемого технического уровня, 19 декабря 1939 года вышло постановление СНК №443сс, в котором ИЗ предписывалось собрать к 15 апреля 1940 года установочную партию из 15 машин. Больше того, с 1 июня того же года планировалось прекратить выпуск БА-10М и поставить на конвейер БА-11. Несколько позже к машинам установочной партии прибавили ещё одну, на которой намеревались отработать установку дизельного двигателя. Отличия предсерийных машин заключались в установке решетчатых лобовых жалюзей и незначительными мелкими доработками.

   Уложиться в срок Ижорскому заводу вновь не удалось. Первые пять шасси ЗиС-6к прибыли только 1 марта 1940 года, а к 1 апреля из Москвы доставили остальные одиннадцать. На 20 июня положение складывалось следующим образом: заложено и сварено 16 корпусов и 13 башен, в состоянии окончательной сборки находилось 14 корпусов и 7 башен.

   В июне 1940 года завод выпустил 5 машин, в июле – 8 и в августе ещё 3. Таким образом, общее количество изготовленных БА-11 составил 16 машин, не считая прототипа. Тем же летом три бронеавтомобиля были выделены для войсковых испытаний по маршруту Киев - Житомир - Бердичев - Проскуров протяженностью 4820 км. Отзывы о БА-11 были в целом положительными, но вместе с тем отмечалась ненадежная трансмиссия, из-за чего при пробеге часто выходили из строя КПП, демультипликатор и карданный вал.

   Более обнадеживающими оказались испытания дизельного варианта, имевшего обозначение БА-11Д. Бронеавтомобиль был оснащен двигателем Д-7 осенью 1940 года и в ходе тестов на полигоне НИБТ "намотал” 5051 км. Оказалось, что при массе 8650 кг опытный образец БА-11Д имеет аналогичные с БА-11 показатели по проходимости, но динамические качества и эксплуатационные показатели (средняя скорость движения, расход горючего и запас хода) у него оказались лучше. Лишь максимальная скорость у БА-11Д снизилась до 48,8 км\ч. Дизельный вариант бронемашины был рекомендован к серийному производству, но из-за того, что промышленность не смогла наладить выпуск двигателей Д-7, этот план остался нереализованным.

   В это же время обсуждался вопрос о переносе серийной постройки БА-11 на 1941 год, но уже в ноябре 1940 года было принято решение приостановить работы над трехосными бронемашинами вплоть до освоения автомобильными заводами полноприводных шасси ЗиС с формулой 6х6. Как известно, сделать это до войны не удалось и выпуск БА-11 более не возобновлялся, хотя есть информация о том, что осенью 1941 года предпринималась попытка вновь поставить эту бронемашину на конвейер на Подольском заводе им.Баранова.

   Сведений об эксплуатации и боевом применении последнего советского трехосного бронеавтомобиля сохранилось крайне мало. Все выпущенные БА-11 были распределены между четырьмя военными округами, причем первая машина установочной партии была отправлена в конце лета 1940 года в Приволжский ВО, и ещё 8 к концу года находились в распоряжении Киевского ОВО.

   К началу войны (на 1 июня 1941 года) места дислокации БА-11 почти не изменились, за исключением того, что по одну машину передали Ленинградскому ВО, три направили в Московский ВО (предположительно они попали в полк Академии БТиМ) и ещё два бронеавтомобиля находились на капитальном ремонте на заводе-изготовителе. Все БА-11 переданные в действующую армию относились ко 2-й категории – то есть были боеспособны, но требовали текущего ремонта.

   До сих пор распространено мнение, что практически все БА-11 были потеряны на ленинградском направлении, однако это далеко не так. Единственная машина этого типа, приданная ЛВО, оказалась самой долгоживущей и числилась в составе различных подразделений, пока не попала во 2-й отдельный автоброневой батальон. Вплоть до конца 1942 года батальон, в составе которого также находилось 10 бронеавтомобилей БА-10 и одна импровизированная бронемашина на шасси ЗиС-6, участия в боях не принимал и использовался в качестве усиления обороны и подвижного резерва. По состоянию на 1 января 1945 года БА-11 ещё числился в составе 2-го оабб и был списан только после окончания войны.

   Возможно, недостаток информации о судьбе остальных бронемашин и породил легенду об утрате большинства БА-11 на северном направлении, однако немецкие трофейные фотографии свидетельствуют совсем об обратном. К сожалению, установить подразделения, которым были приданы БА-11 Киевского ОВО пока не удалось, но с большой долей вероятности можно утверждать, что все 8 машин были потеряны летом 1941 года. Судя по сохранившимся снимкам в боях приняли участие далеко не все из них – большая часть бронеавтомобилей была брошена своими экипажами из-за отсутствия топлива и технических неисправностей, причем отдельные образцы достались немцам практически целыми. Об их использовании в вермахте, а также о БА-11, оставшихся в Московском и Приволжском военных округах, какие-либо сведения отсутствуют.

Тактико-технические характеристики БА-11:
Классификация: тяжёлый бронеавтомобиль
Боевая масса, т: 8,13
Экипаж, чел.: 4
История
Годы производства: 1939—1941
Годы эксплуатации: 1939—1942
Количество выпущенных, шт: 18
Размеры
Длина корпуса, мм: 5295
Ширина корпуса, мм: 2490
Высота, мм: 2390
База, мм: 3550
Колея, мм: 1920
Клиренс, мм: 265
Бронирование
Тип брони: стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град.: 13
Борт корпуса, мм/град.: 10—13
Корма корпуса, мм/град.: 13
Днище, мм: 4
Крыша корпуса, мм: 8
Лоб башни, мм/град.: 13
Борт башни, мм/град.: 13
Корма башни, мм/град.: 13
Вооружение
Калибр и марка пушки: 45-мм 20К
Тип пушки: нарезная
Длина ствола, калибров: 46
Боекомплект пушки: 114
Прицелы: телескопический ТОП обр. 1930 г, перископический ПТ-1 обр. 1932 г.
Пулемёты: 2 × 7,62-мм ДТ
Боекомплект пулемётов: 3087
Подвижность
Тип двигателя: рядный, 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Модель двигателя: ЗИС-16
Мощность двигателя, л.с.: 90 (кВт.: 66,2)
Удельная мощность,л.с/т: 11,1
Колёсная формула: 6×4
Тип подвески: на листовых рессорах
Скорость по шоссе, км/ч: 64
Запас хода по шоссе, км: 316
Преодолеваемый подъём, град.: 22
Преодолеваемый брод, м: 0,6









Источники:
М.Коломиец "Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945"
Сайт - http://www.aviarmor.net/TWW2/armored_cars/ussr/ba-11.htm
Категория: Колёсная и гусеничная техника | Добавил: Weapons-of-War (20.01.2010)
Просмотров: 6741 | Теги: бронеавтомобиль, Советский, БА-11, Тяжелый, ба, 45мм | Рейтинг: 5.0/1 |
| |
Всего комментариев: 0
Другие статьи:
Американская самоходно-артиллерийская установка, класса самоходных гаубиц M41
Немецкий 8-тонный полугусеничный артиллерийский тягач MittlererZugkraftwagen Sd.Kfz.7
Арт-тягач `Комсомолец`
Советская 76,2-мм зенитная пушка 9К обр.1928г.
Немецкий четырехместный бомбардировщик Dornier Do.217
Немецкая 42/28-мм легкая противотанковая пушка lePaK-41
Немецкий одноместный штурмовик Henschel Hs.129
Советская самоходная зенитная установка ЗСУ-37
Немецкий катапультный разведчик и патрульный гидроплан Focke Wulf Fw.62
Тяжёлый танк Carro Armato Pesante P26/40

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
Электронная Книга Памяти Украины Cкачать бесплатно книги, журналы, документальные фильмы о ВМФ война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
mk (35)
37мм (32)
1945 (29)
9мм (29)
pistole (28)
20мм (25)
Т-34 (23)
PaK (19)
Carro (18)
ил-2 (18)
45мм (16)
Armato (16)
Pzkpfw (16)
як-3 (16)
m3 (14)
Як (14)
СУ (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
ЯК3 (10)
ИС (9)
M1 (8)
Pz (8)
ил 2 (8)
май (8)
30мм (7)
Panzer (7)
M2 (6)
PzB (6)
Steyr (6)
ил (6)
PzB-39 (5)
StuG (5)
ИС-2 (5)
ИСУ (5)
т34 (5)
1910 (4)
23мм (4)
Berlin (4)
Gewehr (4)
III (4)
M11/39 (4)
mas (4)
Mk.IV (4)
mp (4)
P-35 (4)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2024