Быстроходные танки построенные по проекту американского инженера Кристи наряду с такими неоспоримыми преимуществами, как большой запас хода, высокая скорость и прочее, обладали ещё и рядом серьёзных недостатков. Некоторые из них были в принципе неисправимы в рамках серии БТ, однако часть изъянов можно было устранить путём модернизации колёсно-гусеничных машин. Именно на повышение эксплуатационных и тактико-технических характеристик танков серии БТ была направлена начавшаяся в январе 1933 года, ещё до завершения работ над проектом БТ-5, работа КБ Харьковского паровозостроительного завода. Первоначальный проект новой боевой машины, разработанный с учётом заданных характеристик, был следующим: предполагалось оснастить танк новым двигателем М-17, более надёжный, чем ставившийся ранее М-5, с эксплуатацией которого было достаточно много проблем, а так же новый БТ должен был иметь абсолютно новую башню с 76 мм. пушкой в качестве основного вооружения. Корпус нового танка планировалось спроектировать заново полностью сварным, с лучшими характеристиками обзора для механика водителя. Планировалось так же оснастить танк топливными баками увеличенной ёмкости.
В итоге планировалось создать абсолютно новый танк, который не являлся бы простой модернизацией БТ-5, а был бы машиной новой концепции в рамках серии БТ. Это была концепция сильно вооружённого танка с большим запасом хода, полностью отвечавшего требованиям доктрины глубокой операции (советская стратегия "блицкрига").
К началу 1934 года техническая документация на танк, получивший наименование БТ-7 была готова. Первый прототип танка был сделан к празднику труда - 1 мая, а второй - к очередной годовщине Октябрьской Революции 7 ноября 1934 года.
Начались испытания опытных образцов летом и продолжились осенью 1934 года. По их результатам была забракована оригинальной конструкции башня, сделанная в форме эллипса со скошенной крышей, на которую можно было ставить без внесения существенных изменений все существовавшие тогда танковые орудия от 45 мм. до 76 мм. Причиной отказа от этой башни было раздельное крепление орудия и пулемёта в ней. Так же после испытаний решили отказаться от курсового пулемёта и упростить корпус.
В итоге в серию пошёл танк, далёкий от прототипа и более похожий на БТ-5. Дело в том, что на серийные БТ-7 до 1935 года ставили башню от БТ-5. Однако серьёзное отличие нового танка от его предшественника крылось в новом двигателе М-17Т, а так же в корпусе, который был шире чем у БТ-5, но с более обтекаемой но с более обтекаемой ходовой частью. БТ-7 стал и особенно его последние модификации, стали пиком совершенства советских колёсно-гусеничных танков, построенных по проекту Кристи. В этом танке были по максимуму устранены недоработки, которые приводили к проблемам с эксплуатацией БТ-2 и БТ-5. Однако создать средний ударный и максимально универсальный танк из БТ-7 не удалось, так как бронирование оставалось на низком, как собственно и у других таков довоенной постройки, как советских, так и зарубежных, уровне. К тому же 45 мм пушка уже не удовлетворяла требований современных войн. В 1940 году выпуск БТ-7, который стал символом мощи танковых частей Красной Армии в довоенный период, прекратился. Всего было выпущено 5587 танков БТ-7 всех модификаций.
Описание. Характерными особенностями первых опытных образцов БТ-7 было наличие курсового пулемета справа от механика-водителя и башни оригинальной конструкции в форме эллипса со скошенной крышей. Причем в проекте предусматривалась возможность установки в ней без изменений любой из существенных тогда танковых пушек: 76-мм - КТ-28 или ПС-3 и 45-мм 20K образца 1932/38 года.
В нише башни размещались вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 76-мм снарядов или радиостанция. Танки прошли обширную программу испытаний летом и осенью 1934 года. В итоге для машины с экипажем из трех человек курсовой пулемет был признан ненужным, а башню из-за раздельной установки пушки и пулемета.
Поэтому в начале 1935 года в серийное производство пошел танк с несколько упрощенным бронекорпусом и уже отработанной в производстве башней от танка БТ-5. Однако от идеи колесно-гусеничной машины с 76-мм пушкой не отказались и Авто-бронетанковое управление (АБТУ) поручило заводу разработать проект установки на БТ-7 башни от танка Т-26-4.
В башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей размещалась 45-мм танковая пушка 20K, спаренный с нею пулемет ДТ. На части танков устанавливались радиостанции 71-ТК с поручневой антенной. Экипаж состоял из трех человек: командир, он же наводчик, заряжающий и механик-водитель. С 1937 года начался выпуск БТ-7 с конической башней. Вооружение танка осталось прежним, но боезапас был увеличен на 44 снаряда. На всех линейных танках устанавливался пулемет ДТ в кормовой нише. Для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемета ночью танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, размещенными на маске пушки. Впоследствии такие фары ставили и на танки более ранних выпусков.
Срехскоростную коробку передач заменили трехскоростной. Внесли изменения в трансмиссию, усилили ведущие колеса колесного хода; уширили резиновые бандажи ленивца и ведущих колес гусеничного хода. На последних в 1938 году резиновые бандажи были ликвидированы. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали заменять на мелкозвенчатую.
Параллельно с основной модификацией с 1936 по 1938 год было выпущено 154 артиллерийских танка БТ-7А с башней увеличенного размера и 76-мм пушкой КТ-26, боекомплект которой состоял из 50 выстрелов (на танке с рацией - 40). В опытном порядке на БТ-7А устанавливались 76-мм пушки Л-10 и Ф-32.
В 1938 году на ХПЗ построили четыре опытных танка БТ-8 с дизелем В-2. После сравнительных испытаний БТ-7 и БТ-8 в 1940 году начали производство дизельных танков. Для обеспечения программы производства двигателей В-2, которые ставили и на тяжелые арттягачи "Ворошиловец", двигательное производство ХПЗ было выделено в самостоятельный завод №75. С декабря 1939 года стали выпускать танк БТ-7А (заводской индекс А-7М или А-8), внешне почти неотличимый от БТ-7. Жесткость корпуса повысили за счет установки раскосов, в днище появился люк-лаз, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра. Большая экономичность дизеля позволила сократить запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках.
На базе танков БТ разных модификаций проектировались и строились опытные и экспериментальные танки. В 1935-1937 годах на заводе № 48 в Харькове по проекту изобретателя-самоучки командира взвода 4-го танкового полка Украинского военного округа Н.Ф.Цыганова на базе БТ-5 и БТ-7 были построены колесно-гусеничные танки типа БТ-ИС.
Главным их отличием от серийных БТ являлся привод колесного хода на три пары опорных катков. Машины довольно успешно прошли испытания, но серийно не строились. По проекту того же Цыганова был построен танк БТ-СВ-2 "Черепаха" с новой формой бронекорпуса и башни. В опытном порядке создавались командирский КБТ-7 с неподвижной рубкой вместо башни; огнеметный ОТ-7; химический ХБТ-7, предназначенный для огнеметания, заражения местности отравляющими веществами, дегазации и постановки дымовой завесы; мостоукладчик СБТ; радиоуправляемые танки (по тогдашней терминологии - телетанки) ТТБТ-7 и ТУБТ-7. Кроме того, испытывались различные приспособления для повышения проходимости - болотоходные гусеницы, деревянные фашины и т.д.
Боевое применение. БТ-7 получил боевое крещение на Халхин-Голе в 1939 году. Там танки этого типа прошли расстояние в 500 км на колёсах, и одев гусеницы вступили в бой. Ввиду отсутствия у врага серьёзных оппонентов для советской машины, БТ-7 в целом показали себя очень хорошо. Однако отмечались следующие проблемы: слабая броневая защита, отсутствие (на большинстве машин) радиосвязи, а так же требовавшая высокой степени подготовки механиков-водителей сложность в управлении. Затем БТ-7 применялись в "освободительном походе в Польшу" после раздела этого государства. Там остро проявился один недостаток: сложность в управлении.
Во время "Зимней войны" с Финляндией БТ-7 вызвали ряд нареканий, как впрочем и большинство других танков, принявших участие в этой кампании. Однако ввиду общего численного превосходства над противником, а так же ввиду фактического отсутствия у него танков (у финнов было лишь незначительное число танков "Виккерс" 6 тонный), все недостатки советского танка не могли оказать серьёзного отрицательного влияния на ход кампании.
Однако несмотря на бытующее сегодня мнение о полном устаревании танка БТ-7 к 1941-ому году, это утверждение не совсем соответствует действительности. БТ-7 был уникальной для своего времени машиной, обладавшей исключительными динамическими характеристиками и обладавшей относительно хорошими для лёгких танков характеристиками вооружения и защищённости. В сравнении с немецкими танками, с которыми БТ-7 предстояло столкнуться в ходе самого серьёзного испытания боем, советский танк смотрелся вполне убедительно. Немецкие машины Pz-I и Pz-II не шли в сравнение с БТ, от которого они отставали по всем (практически) исключения характеристикам. С составлявшим 25% немецкого танкового парка к 1941 году, танком чешского производства Pz-38(t), БТ-7 был в целом на одном уровне, т. е. схож по характеристикам. А превосходство немецких танков Pz-III и Pz-IV в мощи вооружения и толщине брони могли в некоторой степени компенсироваться превосходными динамическими характеристиками советского быстроходного танка.
В годы Великой Отечественной войны танки БТ-7 наиболее активно использовались в её начальный период, когда они наряду с Т-26 составляли основу танкового парка СССР, символом мощи которого они являлись. Огромные потери этих машин постепенно снижали их число в действующем парке РККА, и к 1943 году применение БТ-7, ввиду малого их количества, было уже ограничено. Тем не менее БТ-7 приняли участие и в сражениях заключительного этапа войны - они применялись в феврале 1944 года в операции по снятию блокады Ленинграда, а в августе-сентябре 1945 года были применены в операции по уничтожению Японской Квантунской армии в Маньчжурии, в операции которая положила конец Второй Мировой Войне. В Северном Китае БТ-7 сумели проявить, в условиях полного превосходства РККА над противником и ввиду отсутствия у японцев, как и на Халхин-Голе современных танков, свои наилучшие характеристики.
Так же в период ВОВ танки БТ всех модификаций внесли свой немаловажный вклад в подготовку танкистов, будучи используемыми в учебных подразделениях РККА.
Завершительным эпизодом в карьере "советского танка Кристи" БТ-7 стал парад победы в Харбине в сентябре 1945 года. Эксплуатация танка и извлечённые из неё уроки внесли весомый вклад в развитие советского танкостроения.
Характеристики БТ-7:
Вес: 13,8 т.
Экипаж: 3 чел.
Длина: 5,66 м.
Ширина: 2,29 м.
Высота: 2,42 м.
Двигатель: бензиновый М-17Т.
Мощность двигателя: 373 кВт (500 л.с.).
Количество передач: 12.
Скорость по шоссе: 72 км/ч (на колесах), 52 км/ч (на гусеницах).
Запас хода по шоссе: 500 км (на колесах), 350 км (на гусеницах).