Опыт с экспериментальными моделями танков «Ковенэнтер» и «Крусэйдер» в конце 1940 г, а также итоги боев во Франции и Ливии заставили Министерство снабжения в конце 1940 г. заказать тяжелый крейсерский танк. Многочисленные улучшения включали увеличение толщины брони (65 мм в лобовой части корпуса, 75 мм в лобовой части башни), больший диаметр погона башни (1524 мм), более тяжелая пушка (6-фунтовая) и мощный двигатель, предельная масса 24 т, скорость не ниже 24 миль/ч, большую надежность механических узлов. В январе 1941 г. Танковый комитет рассмотрел предложения. «Воксхолл» предложила уменьшенную модификацию танка «Черчилль», обозначенную А23, но не принятую, а «Наффилд Механизейшн энд Аэро» — конструкцию, созданную на основе танка «Крусэйдер». «Наффилд Механизйшн энд Аэро» получила заказ на постройку к следующей осени шести опытных машин А24. Элементы шасси этой машины, двигатель «Либерти» и планетарная КП «Вильсон» были аналогичны «Крусэйдеру».
Тем временем «Лейланл Моторз», входившая в группу производителей танков «Ковенэнтер» и «Крусэйдер», представила конструкцию, которая использовала шасси, аналогичное «Крусэйдеру», но с авиационным двигателем «Мэрлин» фирмы «Роллс-Ройс» и новой трансмиссией «Меррит-Браун», уже принятой для танка «Черчилль». Однако двигатели «Мэрлин» были в этот период нужны для авиации, но базовое шасси А24 было аналогично по конструкции «Лейланду» (впоследствии шасси получило обозначение А27), и заказ на 500 А24 выдали «с листа» в июне 1941 г. А24, получивший первоначально наименование «Кромвель» I, рассматривался как промежуточный тип до создания танка А27 с двигателем «Мэрлин». Затем решили зарезервировать имя «Кромвель» для танка А27, а А24 получил имя «Кэвэлир» (пример английского юмора — ведь именно «кавалеры» были ярыми врагами Кромвеля), Его первая опытная модель должны была быть построена в январе 1942 г.
С 12-иилиндровым V-образным двигателем «•Либерти» танк А24 «Кэвэлир» не имел никаких преимуществ перед «Крусэйдером» и из-за возросшей массы имел худшую подвижность, надежность и меньший моторесурс. Серийные машины использовали только в качестве учебного «пушечного танка», но в 1943 г. половину из них переоборудовали в машины передовых артиллерийских наблюдателей и использовали в артиллерийских полках БТД во время кампании в Европе в 1944 - 45 гг. Часть других переоборудовали в БРЭМ.
Основные модификации Машина наблюдателей «Кэвэлир» ОР. Пушку заменили муляжом. Аналогична «Центауру» ОР и «Кромвелю» ОР.
БРЭМ «Кэвэлир» ARV. Башня снята, а на ее место установлена лебедка. Машина оснащалась съемной А-образной стрелой. Аналогична «Центауру» ARV и «Кромвелю» ARV
Тактико-технические характеристики Cruiser Mk.VII Cavalier:
Боевая масса: 26925 кг
Экипаж, чел.: 5
Габаритные размеры
Длина, мм: 6121
Ширина, мм: 2758
Высота, мм: 2440
Вооружение: 57-мм пушка и два 7,7-мм пулемета
Боекомплект: 64 снаряда и 4950 патронов
Бронирование: 20-76 мм
Двигатель: Naffild, 12-цилиндровый, 410 л.с.
Скорость: 39 км\час
Запас хода по шоссе: 265,54 км
Преодолеваемые препятствия
Высота стенки, м: 0,91
Ширина рва, м: 2,13
Глубина брода, м : 0,91
Источники:
Полная энциклопедия танков мира 1915-2000 гг. Сост. Г. Л. Холявский. Минск, "Харвест", 1999.
Британские и американские танки второй мировой войны. П.Чемберлен и К.Элис. Москва, АСТ-Астрель. 2003.