В 1941 году было принято решение о разработке, наряду с танком А27, оснащенным дефицитным в то время двигателем Meteor, так называемого промежуточного варианта с производившимся в больших количествах мотором Liberty. Последний мог применяться в комплексе с новой трансмиссией Merritt-Brown, которая пришла на смену старой планетарной трансмиссии типа Wilson, использовавшейся на английских танках еще во время 1-й мировой войны.
Проект танка разработала фирма English Electric, и он получил название A27L (L-Liberty). Вариант с двигателем Meteor обозначался индексом А27М. В производстве Centaur участвовало несколько фирм: Leyland, LMS, Hartand, Fowler, English Electric и Nuffield. Всего с августа 1942 года по февраль 1944 года было выпущено 3134 Centaur всех модификаций (включая и ЗСУ). Таким образом, этот танк, менее знаменитый, чем Cromwell, стал самым массовым "тяжелым крейсером" английской армии во 2-й мировой войне. Танк выпускался в трёх основных модификациях:
Centaur I - первый вариант танка, вооруженный 6-фунтовой пушкой.
Centaur III - 75-м м пушка Мк V или Мк VA. Значительная часть машин этой модификации была получена путем переделки из Centaur I.
Centaur IV - танк поддержки, вооруженный 95-мм гаубицей. Гаубица стреляла осколочно-фугасными и дымовыми снарядами. Начальная скорость 328 м/с. Боекомплект 51 выстрел. Боевая масса танка 28,874 т.
С конца 1943 года, когда удалось развернуть производство двигателей Meteor и 75-мм пушек, началось массовое переоборудование "сенторов" до стандарта "Кромвеля". Отличить эти танки друг от друга можно было только по незначительным деталям. Например, разным был механизм натяжения гусениц.
"Centaur", в которых не были заменены двигатели, переоборудовались в машины артиллерийских наблюдателей, БРЭМ. бульдозеры, а также в бронетранспортеры Centaur Kangaroo ("Кентавр-Кенгуру").
В своем оригинальном виде "сенторы" в боевых действиях не участвовали. Исключение составляют только танки RMASG (Royal Marine Armoured Support Group - "Танковая группа поддержки Королевской морской пехоты"). Вошедшие в нее около 100 танков "Кентавр IV" поддерживали действия британской морской пехоты при высадке в Нормандии в июне 1944 года.
Тактико-технические характеристики Cruiser Mk.VIII Centaur:
Боевая масса: 26949 кг
Экипаж, чел.: 5
Габаритные размеры
Длина, мм: 6352
Ширина, мм: 2895
Высота, мм: 2444
Вооружение: пушка Мк V или Мк VA калибра 6 фунтов, 2 пулемета BESA калибра 7,92 мм, 1 зенитный пулемет Bren калибра 7,7 мм, 1 дымовой гранатомет калибра 50,5 мм
Боекомплект: 75 артвыстрелов, 4950 патронов к пулеметам BESA, 600 патронов к пулемету Bren, 30 дымовых гранат
Приборы прицеливания: телескопический прицел № 39 Мк.I
Бронирование
лоб: 64 мм
борт и корма: 32 мм
крыша: 14 мм
днище: 6,5 мм
башня: 20..76 мм
Двигатель: Liberty Мк.V, 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 395 л.с. (290 кВт); рабочий объем 27040 см3
Трансмиссия: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, трансмиссия Merritt-Brown Z5 (пятискоростная несинхронизированная коробка передач, планетарные механизмы поворота и колодочные тормоза), бортовые передачи
Ходовая часть: пять обрезиненных опорных катков большого диаметра на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), подвеска индивидуальная на цилиндрических пружинных рессорах (1, 2, 4 и 5-й опорные катки имели гидравлические амортизаторы двухстороннего действия); в каждой гусенице 125 траков шириной 356 мм, шаг трака -100 мм
Скорость: 43 км\ч
Запас хода по шоссе: 265 км
Преодолеваемые препятствия
Высота стенки, м: 0,90
Ширина рва, м: 2,30
Глубина брода, м : 1,20
Средства связи: радиостанция №19
Источники:
Полная энциклопедия танков мира 1915-2000 гг. Сост. Г. Л. Холявский. Минск, "Харвест", 1999.
Британские и американские танки второй мировой войны. П.Чемберлен и К.Элис. Москва, АСТ-Астрель. 2003.