Поражения британских войск в крупномасштабных (по тогдашним меркам союзников) танковых сражениях с германским корпусом «Африка» в Западной пустыне в 1941 г. заставили британский Генштаб просить Танковый комитет исследовать возможность установки на британские крейсерские и пехотные танки тяжелой пушки с высокой начальной скоростью снаряда, способной поразить любой имеющийся образец германской БТТ. Для пехотного танка сформулировали требования к установке на шасси «Черчилля» 3-дюймовой (76-мм) зенитной пушки с ограниченным сектором обстрела, но позднее от этой идеи отказались. В это время в разработке находилась 17-фунтовая (76,2-мм) ПТП, привлекшая внимание для установки на крейсерский танк А27. Однако корпус А27 был слишком узок, для башни под 17-фунтовую пушку. Поэтому фирма «Бирмингем Кэрриедж энд Вэгон», ставшая впоследствии головной по А27, занялась разработкой проекта, близкого к А27, но с удлиненным корпусом и увеличенной на один опорный каток на каждом борту ходовой частью — для компенсации возросшей массы — и расширением центральной части корпуса.
К маю 1942г. развернулись работы над тремя опытными моделями, и к августу того же года первая машина поступила на испытания. В А30, как обозначили ее, насколько возможно использовали узлы и агрегаты танка «Кромвель». Механическая их часть была в основном идентична, использовался тот же двигатель «Роллс-Ройс» «Метеор». Башню для 17-фунтовой пушки разработали и построили на фирме «Стосерт энд Питт» на базе башни, опробованной той же фирмой на танке TOG-2.
Испытания опытной машины выявили слишком большую массу, натри английские («длинные», 1016 кг) тонны превысившую массу «Кромвеля», что привело к поломкам подвески ходовой части. Перегруженными оказались цапфы пушечной установки, слабым был и привод поворота башни. Впоследствии на танк установили электропривод башни «Метадайн». Размеры выстрела 17-фунтовой пушки, габариты башни и казенника ограничивали боеукладку.
Впоследствии пришлось уменьшить толщину брони для снижения массы и повышения подвижности. На январь 1943 г. испытания опытной машины оправдали бы себя только при уверенности в серийном заказе. К этому времени уже появился германский Pz. IV с длинноствольной 75-мм пушкой, за которым следовал тяжелый «Тигр», и тот факт, что проект А30 давал возможность быстро получить танк с 17-фунтовой пушкой, склонил чашу весов в его пользу. Был выдан заказ на 200 машин, которые предполагалось распределить по БТД в таких же пропорциях к линейным машинам, как ЗСУ или танки непосредственной огневой поддержки. Это означало бы, что командиры дивизий получали бы танки, которые в случае необходимости смогли бы почти на равных бороться с германскими танками, оснащенными 75-мм или 88-мм пушками. Ввиду ряда неблагоприятных качеств танка, выявленных испытаниями, решили также изучить возможность установки 17-фунтовой пушки на танк М4 «Шерман» (к тому времени широко использовавшийся британской армией) в качестве гарантии на случай неудачи с А30.
Ряд проблем возник при запуске танка «Челленджер», как теперь называли А30, в серийное производство. Первые серийные машины были готовы только в мае 1944 г., к этому времени оказалось, что отсутствуют приспособления для преодоления глубоких бродов. Это требовалось для высадки танков с десантных кораблей и барж на берег в планировавшейся операции «Оверлорд» (начатой 6 июня 1944 г.). Тем временем уже имелись «Шерманы» с 17-фунтовой пушкой — известные под именем «Фэйрфлай» — принятые для замены «Челленджера». Однако в конце 1944 г. в ходе боев в Европе «Челленджеры» использовались в разведывательных полках британских БТД для усиления своей огневой мощью танков «Кромвель» с 75-мм пушкой, которым они придавались.
Тактико-технические характеристики Cruiser Mk.VIII Challenger:
Классификация: крейсерский танк
Боевая масса: 33 021 кг
ЭКИПАЖ, чел.: 5
Габаритные размеры
Длина, мм: 8150
Ширина, мм: 2910
Высота, мм: 2770
Вооружение: 76-мм пушка и 7,62-мм пулемет
Боекомплект: 42 снаряда
Бронирование: 10 – 101 мм
Двигатель: карбюраторный, Rolls-Royce “Meteor”, 12-цилиндровый, мощностью 600 л.с.
Ходовая часть: (на один борт) 6 сдвоенных опорных катков, заднее ведущее колесо
Скорость: 51 км/ч
Запас хода по шоссе: 193 км
Преодолеваемые препятствия
Высота стенки, м: 0,91 м
Ширина рва, м: 2,44 м
Глубина брода, м: 1,37 м
Источники:
Полная энциклопедия танков мира 1915-2000 гг. Сост. Г. Л. Холявский. Минск, "Харвест", 1999.
Британские и американские танки второй мировой войны. П.Чемберлен и К.Элис. Москва, АСТ-Астрель. 2003