Последним танком, созданным в период Великой Отечественной войны, стал тяжелый ИС-3 (объект 703). Он был разработан в 1944-45 годах на опытном заводе №100 в Челябинске под руководством ведущего конструктора М.Ф. Балжи. Серийное производство началось в мае 1945 года, в течение которого было выпущено 1170 боевых машин.
Корпус танка сваривался из катаных боевых листов. Лобовые листы корпуса устанавливлись с двойным наклоном под большим углом к вертикали. Механик-водитель размещался спереди. За его сиденьем, в днище, находился запасной люк. Башня литая, приплюснутой сферической формы. В крыше башни имелся большой овальный люк, закрываемый двумя крышками. В правой крышке закреплялся смоторвой прибор заряжающего МК-4, в левой располагался командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой, в которой находился смотровой прибор ТПК-1.
Ходовая часть ИС-3 состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликтором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.
Механизм поворота башни - планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатым приводами. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать на кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола башня останавливалась.
При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. По башне эту работу осуществлял конструктор Крученых, а по корпусу - конструктор Малинин. При этом следует отметить, что прототип танка ИС-3 имел прямой наклонный лист, как и средний танк Т-34. В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведен до максимально возможного. Толстые 120-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая название "щучий нос". Люк разместили в башне над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем - ее заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту.
Однако при проектировании ИС-3 был допущен целый ряд конструктивных ошибок и просчетов. Поэтому уже в 1946 году была создана комиссия по анализу дефектов этого танка, к которым относились: выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др. С учетом этих недостатков все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков), однако они так и не были доведены до необходимого уровня эксплуатационных требований. в середине 1946 года танк сняли с производства.
Танки ИС-3, вопреки расхожему требованию, не применялись в боевых действиях Второй Мировой войны, но 7 сентября 1945 года один танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной Армии в Берлине в честь победы над Японией, и ИС-3 произвел сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.
Тактико-технические характеристики ИC-3:
Масса в снаряженном состоянии: 45800 кг
Экипаж: 4 чел
Длина: 9850 мм
Ширина: 3200 мм
Высота: 2440 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 4360 мм
Ширина траков: 650 мм
Клиренс: 435 мм
Удельное давление на грунт: 0,82 кг/см кв.
Бронирование
Лоб корпуса/угол наклона: 120 мм/47°
Башня/угол наклона: 230-75 мм/40-50°
Борт/угол наклона: 90 мм/30-90°
Корма/угол наклона: 60 мм/49°
Крыша: 20 мм
Днище: 20 мм
Вооружение: 122-мм пушка Д-25Т обр. 1943г, 7.62мм пулемет ДТМ, 12.7мм пулемет ДШК
Углы вертикального наведения : -3° ; +20°
Боекомплект: 28 выстрелов, 945 патронов калибра 12.7мм, 1000 патронов калибра 7.62 мм
Двигатель: В-11, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя: 520 л.с. при 2000 об/мин
Скорость по шоссе: 40 км/ч.
Запас хода по шоссе: 190 км
Запас ходапо пересеченной местности: 120 км
Преодолеваемые препятствия
Подъем: 32 град.
Ширина рва: 2,5 м
Высота стенки: 1,0 м
Глубина брода: 1,1 м