Разработка Jagdtiger началась в феврале 1943 года, а 20 октября 1943 года деревянный макет прототипа был представлен Адольфу Гитлеру. Jagdtiger'у отводилась роль поддержки пехоты и уничтожение вражеской бронетехники на больших дистанциях. Два прототипа, один с подвеской Porsche на 8-ми дорожных колёсах, и один с подвеской Henschel на 9-ти колёсах, были закончены к февралю 1944 года. Первое обозначение этого истребителя было Jagdpanzer VI, но позже он был назван Jagdtiger и получил номер Sd. Kfz. 186. Начало производства планировалось на декабрь 1943 года, но фактически оно началось только в июле 1944. Но и тогда производство Jagdtiger проходило медленным, так как приоритетным был признан выпуск Panzer V Panther. В январе 1945 года акцент был перенесён на Jagdtiger, но общая тяжёлая военная ситуация так и не позволила увеличить его выпуск. Jagdtiger базировался на шасси и компонентах тяжёлого танка Tiger II (Королевский Тигр), но был вооружён 128мм. орудием Pak 44 L/55 (взятым с супертяжёлого танка "Maus") и двумя 7,92мм. пулемётами MG34/42. Орудие имело ограниченный траверс 10 градусов влево и вправо. Это орудие было самым большим и самым мощным противотанковым орудием Второй Мировой Войны. Максимальная дальность полёта снаряда - 22410 метров. Оно могло уничтожить любой из имеющихся в то время танков Союзников, с дистанции, намного превышающей дистанцию ведения огня на поражение любого имевшегося тогда противотанкового орудия Союзников. Орудие устанавливалось в расположенной по центру корпуса, тяжелобронированной надстройке. Боковые бронеплиты надстройки представляли из себя одно целое с боковыми бронеплитами корпуса.
Jagdtiger конструктивно повторял Tiger II, за исключением того, что вместо башни устанавливалась надстройка. В связи с этим, профиль Jagdtiger выше, чем у Tiger II, что делало его удобной мишенью для врага. Jagdtiger управлялся экипажем из 6-ти человек, а внутреннее пространство надстройки позволяло разместить только 38-40 снарядов боезапаса. Jagdtiger страдал теми же недостатками, как и "Королевский Тигр": из-за большого веса он был медлителен, а повышенный расход топлива (5 литров на 1 км) резко ограничивал его радиус действия. Эти проблемы так и не были устранены и многие Jagdtiger в ходе боёв были брошены либо взорваны своими экипажами, чтобы не попасть в плен к Союзникам. Самой выгодной тактикой применения Jagdtiger было использовать их из статичных, хорошо закамуфлированных позиций, дав им использовать во всю силу их мощные орудия.
В конце 1944 года Krupp предложил установить на Jagdtiger 128мм. орудие KwK L/66, но это так и не было реализовано. Также предлагалось вооружить Jagdtiger 88мм. орудием KwK 43 L/71 вместо 128мм. Pak 44 L/55. В апреле 1945 года такое перевооружение было проведено на четырёх Jagdtiger, которые получили обозначение Panzerjager Tiger mit 88mm Pak 43/3 (Sf) Sd.Kfz.185, те же, что были вооружены 128мм. орудием Pak 44 L/55, имели обозначение Sd.Kfz.186. Jagdtiger оснащался двумя различными типами подвески: Henschel (74 машины) и Porsche (11 машин изготовлено с февраля по сентябрь 1944 года). Подвеска Porsche была проще и в то же время в два раза дешевле, и требовала меньше времени при производстве, чем подвеска Henschel. Дорожные колёса подвески Henschel были несколько меньше по диаметру применяемых в подвеске Porsche. Адольф Гитлер лично пожелал, чтобы на базе Jagdtiger был разработан огнемётный танк, но его желание так и не было выполнено.
Всего, с июля 1944 по апрель 1945 года, было выпущено 85 Jagdtiger (заказано было - 150). Jagdtiger производился компанией Nibelungenwerke в городе St. Valentin, а испытывался в Доллершейме (Dollersheim), в Австрии.
Jagdpanzer поступили на вооружение в две танковые части: 512-й и 653-й schwere Panzerjager Abteilung. 512-й sPzJagAbt был сформирован летом 1944 года, и состоял из двух рот (1-ой ротой командовал Albert Ernst и она называлась Kampfgruppe Ernst, 2-ой ротой командовал Otto Carius). Командовал ими майор Scherf. Части 512-го sPzJagAbt приняли участие в операции "Fruhlingerswachen" в Венгрии (как часть 6-й танковой армии SS), а затем в обороне Фатерлянда на обоих, Восточном и Западном, фронтах. 653-й sPzJagAbt был сформирован весной 1945 года и был количественно, возможно, не более роты. Скорей всего эта часть принимала участие в германском наступлении в Арденнах, а затем была переброшена на Западный фронт (участки Рейна и город Карлсрухе (Karlsruhe)). В сентябре 1945 года американские военные испытали захваченный Jagdtiger, который смог пробить лобовую броню самого мощного на то время американского танка M26 General Pershing с дистанции 2100 метров. Уцелело лишь несколько экземпляров Jagdtiger, и один из них сегодня можно увидеть в экспозиции Bovington Tank Museum в Англии и другой на испытательном полигоне в Абердине, США.
Тактико-технические характеристики Jägdtiger (H):
Классификация: истребитель танков
Боевая масса, т: 75,2
Компоновочная схема: моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления в центре
Экипаж, чел.: 6
История
Годы производства: 1944—1945
Годы эксплуатации: 1944—1945
Количество выпущенных, шт.: от 70 до 79, по разным данным
Размеры
Длина корпуса, мм: 7800
Длина с пушкой вперёд, мм: 10654
Ширина корпуса, мм: 3625
Высота, мм: 2945
Клиренс, мм: 490
Бронирование
Тип брони: стальная катаная и литая
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 150 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 100 / 60°
Борт корпуса, мм/град.: 80 / 0°
Корма корпуса, мм/град.: 80 / 30°
Днище, мм: 40
Крыша корпуса, мм: 40
Лоб рубки, мм/град.: 250 / 15°
Борт рубки, мм/град.: 80 / 25°
Корма рубки, мм/град.: 80 / 10°
Крыша рубки, мм/град.: 45
Вооружение
Калибр и марка пушки: 128-мм PaK 44
Тип пушки: нарезная
Длина ствола, калибров: 55
Боекомплект пушки: 40
Углы ВН, град.: −7…+15
Углы ГН, град.: ±10
Прицелы: телескопический W.Z.F.2/1
Пулемёты: 1 × 7,92-мм MG-34, на части машин 1 × 7,92-мм MG-42
Другое вооружение: 92-мм гранатомёт
Подвижность
Тип двигателя: V-образный, 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 700
Скорость по шоссе, км/ч: 42
Запас хода по шоссе, км: 110
Запас хода по пересечённой местности, км: 60
Тип подвески: индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,06
Преодолеваемый подъём, град.: 35
Преодолеваемая стенка, м: 0,85
Преодолеваемый ров, м: 2,5
Преодолеваемый брод, м: 1,6
Литература:
М. Свирин. Самоходная артиллерия вермахта