В 1940 в США были созданы Armored Force - Бронетанковые войска. Новый род войск отнял у кавалерии главную ударную наступательную роль. В новых условиях менялась тактика, требовались новые бронетанковые вооружения. В частности, составная часть американских БТВ - Tank Destroyer Command (истребители танков) ощутила острую нехватку мобильных 37мм противотанковых орудий. В качестве временной меры решили использовать М6 GMC (Gum Motor Carrier - самоходная артиллерийская установка) с 37мм пушкой. Фактически, это был небольшой грузовичок переделанный в истребитель танков и неспособный эффективно справляться с возложенными обязанностями.
В июле 1941 Ordnance department (Департамент новых разработок) инициировал создание нового GMC со следующими требованиями: 37мм пушка во вращающейся башне, спаренный пулемёт 30.cal., пулемёт 30.cal в шаровой установке, высокая скорость и мобильность, двигатель Hercules от бронеавтомобиля скаут М3А1, колёсная формула 6х4, вес до 5 тонн, низкий силуэт, лобовое бронирование защищающее от крупнокалиберного пулемёта 50.cal., боковая и кормовая броня от 30.cal., пригодность для массового недорогого производства.
В октябре 1941 инициатива Ordnance department была одобрена и заказ на участие в конкурсе получили 2 фирмы:
-Ford Motor Company с прототипом Т22
-фирма Fargo (отделение Crysler Corporation) с прототипом Т23.
Кроме того, свою заинтересованность участвовать в конкурсе выразила фирма Studebaker. Основываясь на заявленных тактико-технических требованиях эта фирма даже создала за свой счёт прототип бронеавтомобиля - 37mm GMC T43. Проект оказался интересным и 23 января 1942 был включён в официальный конкурс под именем Т21.
Позднее Ordnance department даже допустил к конкурсу модели с колёсной формулой 4х4 названные Т22Е1 и Т23Е1.
В марте 1942 стало окончательно ясно, что 37мм пушка слишком слаба для борьбы с танками. Прототипы переделали из лёгкого истребителя танков в лёгкий бронеавтомобиль. Несостоявшийся истребитель танков теперь должен был заменить устаревший колёсно--гусеничный бронеавтомобиль Скаут М3А1.
16 марта 1942 Т22, прототип фирмы Форд, начал испытываться на полигоне в Абердине. 18-19 мая 1942 его отправили в форт Нокс для испытаний с оружием. Бронеавтомобиль произвёл на военных такое хорошее впечатление, что работы над всеми остальными прототипами были свёрнуты. Комиссия решила, что после определённых модификация Т22 может применяться как разведывательный бронеавтомобиль в танковых войсках и кавалерии и как САУ Истребителями танков. 21 апреля 1942 Т22 официально признали победителем тендера. Работу над остальными прототипами сначала официально свернули, потом, в 1943, исключительно из приличия опять возобновили. При таких обстоятельствах прототип Фораго так и не появился, а Студебекер доработал таки свой проект до конца, но это уже носило чисто формальный характер.
Вскоре появился прототип Т22Е2. Это была пятая по счёту пилотная машина и она воплощала в себе все накопленные пожелания. В частности, отказались от курсового пулемёта, появились бронированные спонсоны для радиостанции, переделано пространство вокруг водительского люка, усовершенствована пушка. Впрочем, Т22Е2 был далёк от совершенства. Кавалеристы прямо заявили, что Т22 не сможет передвигаться за ними по пересечённой местности и колёсно-гусеничный скаут М3А1 им больше подходит. Идея применения Т22 в качестве истребителя танков была в корне дискредитирована ещё в марте 1942. Вскоре и командующий бронетанковыми войсками выразил своё недовольство Т22Е2. Для кавалеристов Т22Е2 был слишком тяжёлый и немобильный, для танкистов - слишком лёгкий, а для Истребителей танков - слишком слабый. Тем не менее AFB (Armored Force Board) заявил про необходимость производства 3534 этих бронеавтомобилей. Причём 2000 БА полагалось для Истребителей танков и ещё 1534 для кавалерии... Когда англичанам предложили купить по ленд-лизу это новое вооружение они в мае 1942 однозначно отказались. Вместо Т22Е2 Туманный Альбион приобрёл лёгкий 4-х колёсный Chevrolet Т17Е1 и Т17Е2, от которых отказались американцы.
22 июня 1942 Т22Е2 был классифицирован, как Лёгкий бронеавтомобиль М8 Грейхаунд (M8 Light Armored Car "Greyhound").
Время шло, американская армия оставалась с устаревшим скаутом М3А1, а новый бронеавтомобиль никак не могли принять на вооружение из-за путанных требований заказчика. Чтобы внести ясность в требования и наконец определиться с новым бронеавтомобилем 13 октября 1942 учредили специальную комиссию во главе с генералом Палмером. На то время в Абердине ожидали своей участи 5 основных прототипов бронеавтомобиля: Т13, Т17, Т17Е1, Т18, Т18Е1, Т19, Т21, Т22, скаут Т24, САУ Т49, Т55, Т59. Комиссия Палмера определила, что бронеавтомобили в основном должны соответствовать требованиям разведки и рекогносцировки, быть лёгкими, дешёвыми и с 37мм пушкой. Этим самым фактически блокировалось создание средних и тяжёлых БА. Результат комиссии Палмера оказался весьма неоднозначным и подвергался серьёзной критике. В общем-то, именно этой комиссии Т22Е2 обязан своему принятию на вооружение, несмотря на многочисленные недостатки.
Производство 8.000 М8 поручили Форду, однако переговоры между фирмой и правительством про условия заказа затянулись с 1 мая 1942 по март 1943. Тем временем заинтересованные стороны и незаинтересованные стороны, которым навязали М8 отстаивали свои очередные противоречивые требования изменить конструкцию БА. А машина продолжала морально стареть ещё не выехав из заводских ворот. Armored Force Board опять подвергла испытаниям М8 и 21 августа 1943 рекомендовала принять модифицированный БА на вооружение. Серийный выпуск М8 Грейхаунд начался с марта 1943 на заводе Ford Motor Company в городе Сент Пол в штате Миннесота (St. Paul, Minnesota).
Конструкция бронеавтомобиля М8 Грейхаунд
Уже из самого названия бронеавтомобиля ясно, что броня была тонкой - 16мм лоб корпуса, 9,5мм борта и корма, 19-22мм башня. Броня была сварная, башня с открытым верхом. Высота М8 Greyhound - 2235мм, ширина - 2540мм, длина 5003мм.
Машина оснащалась карбюраторным 6-цилиндровым двигателем JXD Hercules объёмом 320 кубических дюймов (5242 см3), жидкостного охлаждения. При мощности 110 л.с. автомобиль разгонялся на ровной дороге до 88 км/ч. Три полноприводные оси, полуэллиптические рессоры и гидравлические амортизаторы обеспечивали высокую проходимость и плавность хода. Привод на передние колёса мог отключаться. Размер колёс 9,00"х20". Чтобы машина могла ездить на низкооктановом топливе предусматривалась компрессия 6,5:1. Бензобак на 56 галлонов обеспечивал запас хода 560 км. Трансмиссия предусматривала 6 передних передач и 1 заднюю. Трансмиссия оснащалась демультипликатором и двойным дифференциалом. Переключение скоростей осуществлялось через гидравлический привод, который однако страдал протеканием. Возле водителя под приборной панелью находился топливный насос чтобы облегчить запуск на тот случай, если откажет чувствительный к морозам карбюратор Zenith. Тормоза тоже были гидравлическими. Конструктивно все двигатели серии JX приводили в действие насос и генератор.
Машина была рассчитана на 4 члена экипажа и практически не имела места для дополнительных пассажиров, впрочем ещё человека два туда могло втиснуться. В передней части М8 слева сидел водитель, справа радист. Башня была двухместной: слева - наводчик орудия, справа - командир, который по совместительству был заряжающим.
М8 Greyhound вооружался 37мм пушкой М6, которая стояла и на лёгком танке Стюарт (Stuart). В номенклатуру боеприпасов 37мм пушки М6 входили выстрелы:
фугасные (НЕ) - М63;
бронебойные (АР) - М74;
осколочные - М2;
бронебойные подкалиберные (АРС) - M51B1, M51B2.
Боекомплект пушки состоял из 80 выстрелов, которые хранились в башне и задней части боевого отделения. Орудие оснащалось телескопическим прицелом M70D.
Маломощная 37мм пушка годилась лишь для борьбы с пехотой и слабо бронированными целями. Впрочем если немецкие средние танки могли не бояться 37мм снарядов, то японским было лучше не испытывать судьбу.
С 37мм орудием был спарен пулемёт Browning .30 caliber M1919A4 (7,62мм) с запасом в 1575 патронов. Для защиты от самолётов противника в задней части башни на штыревом кронштейне устанавливался более мощный пулемёт Browning .50 caliber M2НВ (12,7мм) с боекомплектом на 420 патронов.
Личное вооружение экипажа составляли карабины М1, 12 ручных гранат. Спаренный пулемёт мог сниматься и устанавливаться на треногу возимую в машине, для стрельбы вне бронеавтомобиля. Кроме того, в бронемашине размещались 6 противотанковых мин М1А1, которые экипажи часто игнорировали в пользу чего-то более полезного в бою.
Зенитное вооружение М8 Грейхаунд постоянно лихорадило. Заказчики из разных родов войск долго не могли прийти к общему мнению о необходимости зенитного пулемёта и варианте его крепления. Первые серийные М8 Грейхаунд вообще не имели зенитного вооружения из-за того, что кавалерия хотела зенитный пулемёт, а истребители танков не видели в нём нужды. Кавалеристы, однако, настояли на своём и успешно опробовали на башне кольцевое крепление пулемёта М32. В этом вопросе их даже поддержали истребители танков, однако из-за недостатка данных турелей пришлось установить турель М49С. 16 декабря 1943 было официально решено оснащать новые М8 Грейхаунд кольцевой турелью. Кавалеристы были довольны. Однако 18 апреля 1944 Ordnance решил отказаться от М49С и перейти на штыревое крепление зенитного пулемёта - D67511. Крепление имело недостатки, два его аналога тоже не впечатляли и в итоге опять часть серийных М8 остались без зенитного пулемёта. Тем временем кавалеристы не унимались - в полевых условиях кустарно устанавливали и испытывали разные типы турелей тяготея, однако, к кольцевым. Наконец 23 августа 1944 вышел окончательный приказ и инструкция на установку кольцевой турели М50. Подытоживая турельную лихорадку, можно констатировать, что часть серийных бронеавтомобилей имели кольцевую турель, штыревую, нестандартизированные кустарные или вообще не имели никакой.
С 22 июля 1944 приняли новый вариант боеукладки. К предыдущим 64 артиллерийским выстрелам добавились ещё два ящика: на 20 и на 43 выстрела. Эргономика боевого отделения, конечно пострадала, но экипажи предпочитали потесниться, лишь бы не остаться в нужный момент без снарядов.
Бронеавтомобиль мог оснащаться радиостанцией: SCR-506. Вместе с ней или вместо неё иногда стояли SCR-508, SCR -510, SCR-608, SCR-610. Бронеавтомобили с двумя радиостанциями с октября 1944 начали получать второй дополнитеольный генератор "Little Joe".
В ходе испытаний в ноябре 1943 выяснилась большая уязвимость М8 Грейхаунд к немецким противотанковым минам. Пол бронеавтомобиля оказался настолько тонким, что подрыв на мине часто мог сопровождаться поражением всего экипажа или большей его части. Эту проблему не успели решить к моменту начала боевых действий американцев на европейском театре боевых действий. Только 28 апреля 1944 в Ordnance Technical Bulletin №35 были опубликованы инструкции, как в полевых условиях усиливать переднюю часть днища для защиты экипажа. Для усиления использовались бронелисты тольщиной в четверть дюёма, а особенностью их закалки был более твёрдый лицевой слой. С июня 1944 в войска начали поступать уже и серийные М8 Грейхаунд с усиленным днищем.
Вес М8 Грейхаунд составлял 7,809 тонн.
Модификации М8 Грейхаунд Кроме линейного М8 Greyhound была разработана командирская версия Грейхаунда. Командирский БА приняли на вооружение 18 февраля 1943 и в апреле 1944 стандартизировали как Armored Utility Car М10. При этом возникла путаница, поскольку на вооружении американской армии уже стоял истребитель танков М10 GMC. Бронеавтомобиль пришлось переименовать в Armored Utility Car М20.
В отличие от линейного М8 командирский Грейхаунд был без башни и имел открытый верх окружённый парапетом высотой 15 дюймов. М20 вооружался кольцевой турелью с крупнокалиберным 12,7мм пулемётом Browning .50 caliber M2.
Производство М20 началось в июле 1943 на заводе Ford в Чикаго.
Командирская версия бронеавтомобиля использовалась в разных войсках, которые, естественно, видвигали свои требования к этой машине. В итоге, уже 2 августа 1943 появилось официальное решение отказаться от вооружения М20 пулемётом Browning .50 caliber M2. Впрочем, войскам использовавшим М20 непосредственно на передовой разрешалось оставить пулемётное вооружение. Таким образом, серийные М20 могли быть как с пулемётом, так и без него.
15 августа 1944 был одобрен переход с пулемётной турели М49 на турель М66. Новая кольцевая установка давала меньшее рассеивание при стрельбе.
В боевом отделении могли помещаться до 6 человек. Вес М20 составил 7105 кг. Фирма Ford изготовила 3.680 ( по другим источникам 3.791) командирский бронеавтомобиль М20.
Всего в модификациях М8 и М20 собрали 12.314 (по другим данным 12.364) бронеавтомобиля.
Боевое применение М8 Грейхаунд Осенью 1943 М8 Грейхаунд начал поступать на Средиземноморский театр военных действий. Основная масса бронеавтомобилей направлялась в механизированную кавалерию, где использовалась в разведывательно-рекогносцировочных целях. Первый бой М8 Грейхаунд состоялся 29 января 1944 в составе 91-го CRSM. Это подразделение выполняло отвлекающую роль в 36-й пехотной дивизии пытавшейся переправиться через р. Рапидо на пути в Аль-Кассино. Американские войска захватили плацдарм возле Анцио и М8 из Co. B, 81 ARB совершали разведывательный рейд. Наткнувшись на немцев американцы вынужденно перешли к обороне. В завязавшейся перестрелке М8 были подбиты. Естественно, что применение бронеавтомобиля М8 в несвойственных ему функциях ничего хорошего не принесло.
Следует отметить, что боевое применение М8 в Италии не принесло славы этому бронеавтомобилю. Особенности горной местности и неотработанная тактика не способствовали успешному применению М8. Наглядно проявилась низкая мобильность М8 Грейхаунд на пересечённой местности. Разведывательные рейды оказались привязаны к дорогам, что сильно снижало успешность ведения разведки. К тому же немцы не забывали предусмотрительно минировать дороги и тут подтвердился ещё один недостаток М8 - слабое бронирование днища. Большие потери в экипажах при подрыве на минах оказались очень серьёзной проблемой.
В высадке в Нормандии участвовало около 1.500 бронеавтомобилей Грейхаунд, часть из которых были модифицированы. Несмотря на свою разведывательную направленность М8 в первые дни активно поддерживали пехоту и парашютистов в обороне. Главными целями М8 в боях за плацдармы были немецкая пехота и противотанковые пушки. В боевых донесениях особенно высоко отмечен огонь крупнокалиберных пулемётов М8.
Впрочем, особенности местности и конструктивные недостатки М8 окончательно выявили тактическую ущербность бронеавтомобиля. Главной задачей М8 Грейхаунд была разведка и рекогносцировка. БА надлежало незаметно проникать на территорию противника, вести разведку, при необходимости открывать огонь и тут же уходить, но ни в коем случае не вступать в прямое столкновение с противником.
В Нормандии местность изобилует полями разделёнными живой изгородью. Вот эта изгородь и плохая проходимость М8 по пересечённой местности не позволяли незаметно проникать в тыл врага. Механизированной кавалерии приходилось вести разведку с дорог, но дорог было не много и они блокировались немецкими войсками или минными заграждениями. Наткнувшись на немецкую засаду бронеавтомобилю было уже очень трудно отступить. М8 не мог развернуться на узкой дороге, с трудом мог использовать задний ход и был вынужден принимать затяжной открытый бой, к которому М8 в принципе не годился. Слабое бронирование и вооружение оставляли мало шансов выйти победителем. Исходя из этого в Нормандии М8 старались использовать для охраны флангов и тыла или как подвижный резерв.
Когда Союзникам удалось выбраться из Нормандии, то М8 Грейхаунд начал великолепно проявлять себя будучи используемым по прямому назначению.
Иногда подразделения М8 использовались, как авангард наступающих войск. Бронеавтомобили быстро выдвигались в нужный пункт, в ближнем тылу врага, захватывали его и удерживали до подхода основных сил. Подобная тактика осуществлялась англичанами в операции Маркет Гарден, когда лёгкие бронеавтомобили сумели проскочить через несплошные позиции немцев, чтобы прийти на помощь парашютистам захватившим мосты в немецком тылу.
По мере продвижения Союзников вглубь Германии становилась окончательна ясна слабость М8 против немецкого оружия. Всё чаще роль М8 Грейхаунд сводилась к патрулированию.
Довелось М8 и М20 принять участие и в боях на Тихоокеанском ТБД. Из-за особенностей гористой-лесистой местности американцы привлекли незначительное количество этих бронеавтомобилей и мало их использовали. Грейхаунды находились в составе нескольких батальонов истребителей танков, а морская пехота вообще обошлась без этих БА. Несколько бронеавтомобилей участвовало в боях на Филиппинах и Окинаве.
Поставки М8 Грейхаунд по ленд-лизу По линии ленд-лиза М8 Грейхаунд ушёл только в три страны: Англию, Францию и Бразилию.
В середине 1943 Англия заключила два соглашения с США на поставку 5.000 бронеавтомобилей. Реально, Объединённое Королевство получило лишь 496 БА. 2 Грейхаунда отгрузили Англии в 1943, 454 в 1944 и ещё 40 в 1945.
Франция позаимствовала у США не просто бронеавтомобиль, а и саму структуру подразделений с М8. В июле 1945 французы получили 288 М8 и 45 М20, а до конца года их число соответственно увеличилось до 689 М8 и 205 М20.
Бразильская Пехотная Экспедиционная Дивизия получила 5 М8 в 1943 и ещё 15 в 1944. Эта дивизия участвовала в боях зимой 1944 и в боях в долине р.По в 1945.
Не гнушались трофейными М8 и немцы. Онемеченные Грейхаунды не сводились в однородные формирования и воевали пока их не подобьют или они сами сломаются.
Послевоенное применение М8 Грейхаунд После окончания 2МВ американцы постарались спешно пересесть с М8 на М38, а вот М20 успешно продолжал использоваться по назначению.
Последний М8 был списан в декабре 1952.
В октябре 1949 37 М8 получила Корейская Республика, которые участвовали в Корейской войне.
Заметное боевое применение М8 и М20 осуществили французы в Индокитае в 1954. Из бывших французских бронеавтомобилей Армия Республики Вьетнам сформировала 4 бронированных эскадрона, которые участвовали во вьетнамской войне. Французские М8 и М20 отметились в Камбодже, Лаосе и Алжире.
По линии НАТО М8 попали в Германию, Бельгию, Норвегию, Италию, Грецию, Португалию и Турцию. Досталось и неприсоедиившимся Австрии с Югославией. В 50-х годах армии этих стран перешли на более современные бронеавтомобили, а М8 и М20 частично передали другим ведомствам, а частично списали.
Кроме вышеперечисленных стран, М8 состояли на вооружении армий: Колумбии, Бразилии, Сальвадора, Гаити, Гватемалы, Мексики, Ямайки, Перу, Венесуэлы, Марокко, Эфиопиии, Ирана, Саудовской Аравии, Южной Кореи, Тайваня, Таиланда, Туниса, Конго, Камеруна, Малайзии, Алжира, Кипра, Нигерии, Синегала, Того, Верхней Вольты, Конголезии, Заира.
Тактико-технические характеристики Light Armored Car M8, Greyhound:
Классификация: лёгкий бронеавтомобиль
Боевая масса, т: 7,81
Экипаж, чел.: 4
История
Годы производства: 1943—1944
Годы эксплуатации: с 1943
Количество выпущенных, шт: 8523
Размеры
Длина корпуса, мм: 5003
Ширина корпуса, мм: 2540
Высота, мм: 2235
База, мм: 3251
Колея, мм: 1930
Клиренс, мм: 285
Бронирование
Тип брони: стальная катаная и литая гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 13 / 60° — 19 / 45°
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 16 / 30°
Борт корпуса, мм/град.: 10 / 22°
Корма корпуса, мм/град.: 10 / 0°
Днище, мм: 6
Крыша корпуса, мм: 6
Лоб башни, мм/град.: 19 / 15°
Маска орудия, мм/град.: 25 / 0…60°
Борт башни, мм/град.: 19 / 18°
Корма башни, мм/град.: 19 / 17°
Крыша башни, мм: 6
Вооружение
Калибр и марка пушки: 37-мм M6
Тип пушки: нарезная
Длина ствола, калибров: 56,6
Боекомплект пушки: 80
Углы ВН, град.: −10…+20
Прицелы: телескопический M70D
Пулемёты: 1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 7,62-мм M1919A4
Боекомплект пулемётов: 420 × 12,7-мм, 1575 × 7,62-мм
Подвижность
Тип двигателя: рядный, 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Модель двигателя: Hercules JXD
Мощность двигателя, л.с.: 110 (кВт. 81)
Удельная мощность,л.с/т: 14,1
Колёсная формула: 6×6
Тип подвески: на листовых рессорах и гидравлических амортизаторах
Скорость по шоссе, км/ч: 88
Запас хода по шоссе, км: 400
Преодолеваемый подъём, град.: 35
Преодолеваемый брод, м: 0,6
Литература
М.Барятинский. Бронетанковая техника США 1939-1945 гг. — М.: Бронеколлекция, выпуск № 3, 1997.