Гаубица М-30 разрабатывалась конструктором Ф.Ф. Петровым параллельно с 105-мм гаубицей. Полемика вокруг калибра гаубиц, необходимых для Красной Армии, велась давно, и точку в ней поставило высказывание маршала А.И. Егорова в пользу 122-мм орудий. М-30 имеет лафет с раздвижными станинами, обладает большими углами наводки и допускает транспортировку с высокой скоростью.
Орудие соответствовало всем предъявленным к нему требованиям, было безопасным в эксплуатации и относительно дешевым и простым в производстве. 122-мм гаубицы М-30 выпускались советской промышленностью в течение всей войны и широко использовались на всех фронтах. Относительно ее боевых качеств известно высказывание маршала Г.Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».
Созданию этой гаубицы предшествовала относительно продолжительная дискуссия о том, каким должен быть калибр новой гаубицы, предназначенной для вооружения дивизионных артполков и частей РГК Красной Армии. Некоторые военные специалисты выступали за создание 105-мм гаубицы как более легкой и мобильной. Конец этой дискуссии был положен на состоявшемся в марте 1937 г. в Москве совещании, посвященном состоянию и развитию артиллерийской техники. Выступивший на совещании начальник Генштаба Красной Армии маршал А.И. Егоров, однозначно высказался в пользу более мощной 122-мм гаубицы. На этом жe совещании было принято решение поручить проектирование гаубицы группе конструкторов во главе с В.Н. Сидоренко. Конструктору Ф.Ф. Петpoвy было разрешено представить на своеобразный конкурс свой проект гаубицы, созданный в инициативном порядке. Осенью 1937 г. оба проекта были рассмотрены специальной комиссией, которая одобрила проект Ф.Ф. Петрова. Первый опытный образец новой гаубицы поступил на заводские испытания в конце апреля 1938 г., а государственные испытания были начаты в середине 1938 г. Гаубица успешно выдержала испытания и была в том же году принята на вооружение под названием «122-мм гаубица обр. 1938 г. (М-30)». Для ускорения обеспечения войск новыми гаубицами их производство было развернуто сразу на нескольких заводах. Характерными особенностями гаубицы являются лафет с раздвижными станинами, большие углы возвышения и горизонтального обстрела и высокая подвижность при механической тяге. Ствол гаубицы состоит из трубы, кожуха и навинтного казенника. Помещенный в казеннике затвор — поршневой, с эксцентрически расположенным отверстием для выхода бойка ударника. Закрывается и открывается затвор поворотом рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производятся также в один прием — оттягиванием курка спусковым шнуром; в случае осечки спуск ударника может быть повторен, так как ударник всегда готов к спуску. После выстрела гильза удаляется выбрасывающим механизмом при открывании затвора. Такая конструкция затвора обеспечила скорострельность 5 — 6 выстрелов в минуту. К лафету относятся: люлька, противооткатные устройства, верхний станок, подъемный, поворотный и уравновешивающий механизмы, нижний станок с двумя раздвижными станинами, ходовая часть с подрессориванием, прицельные приспособления и щитовое прикрытие.
Устройство лафета гаубицы допускает угол вертикального обстрела от -3° до 63° 30' и горизонтального — 49°. Как правило, стрельба из гаубицы ведется при разведенных станинах. В отдельных случаях — при внезапном нападении на походе танков, пехоты или конницы, или если местность не позволяет развести станины — допускается стрельба при сведенных станинах. При этом угол горизонтального обстрела будет 1° 30'. При разведении и сведении станин автоматически производится выключение и включение пластинчатых рессор ходовой части. В раздвинутом положении станины фиксируются автоматически. Благодаря этим особенностям переход из походного в боевое положение занимает всего 1 — 1,5 мин. Прицельные приспособления гаубицы состоят из прицела, независимого от орудия, и панорамы системы Герца. В годы войны применялись прицелы двух типов: с полунезависимой линией прицеливания и с независимой линией прицеливания. Гаубицу можно перевозить как механической, так и конной тягой (шестеркой лошадей). Скорость перевозки механической тягой по хорошим дорогам до 50 км/ч, по булыжным мостовым и проселочным дорогам до 35 км/ч. При конной тяге гаубицу возят за передком; при механической тяге ее можно перевозить непосредственно за тягачом. Вес гаубицы в боевом положении 2450 кг, в походном без передка около 2500 кг, в походном с передком около 3100 кг. 122-мм гаубицы М-30 выпускались советской промышленностью в течение всей войны и широко использовались на всех фронтах. Относительно ее боевых качеств известно высказывание маршала Г.Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».
Модификации и опытные образцы на базе М-30За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. На базе ствольной группы гаубицы М-30 выпускались следующие образцы артиллерийских орудий:
М-30С — слегка модифицированный вариант М-30 для монтировки на самоходной артиллерийской установке СУ-122.
У-11 — новое орудие с баллистикой, идентичной М-30, предназначенное для вооружения танков и самоходных установок. От М-30 орудие У-11 отличалось сильно изменённой конструкцией противооткатных устройств, которые были уменьшены в размерах для лучшей компоновки в стеснённых условиях боевого отделения машины. Самоходный вариант У-11 устанавливался на опытную САУ СУ-122М, но не выдержал испытаний по причине низкой надёжности. Танковый вариант гаубицы У-11 устанавливался на опытный танк Объект 234, который также известен как ИС № 2 (не путать с серийными ИС-2, вооружёнными длинноствольной 122-мм пушкой Д-25).
Д-6 — ещё один вариант гаубицы с баллистикой, идентичной М-30, предназначенный для монтажа в САУ. Гаубица Д-6 была смонтирована на опытной САУ СУ-122-III, но как и У-11, не выдержала испытаний по причине низкой надёжности.
Самоходные артиллерийские установки с М-30М-30 устанавливалась на следующие САУ:
СУ-122. САУ на базе танка Т-34. Выпускалась с декабря 1942 г. по август 1943 г. Всего выпущено 638 шт.
СГ-122. САУ на базе трофейных немецких танков PzKpfw III и САУ StuG III. Выпущено около 20 шт. в начале 1943 г.
12,2-cm Kanone (r) auf Geschutzwagen Lorraine-Schlepper (f). Немецкая САУ, представляющая собой установку трофейной гаубицы М-30 на шасси трофейного же французского тягача Lorraine. Известно об одном экземпляре данной САУ, действовавшей во Франции на железнодорожной платформе, входящей в состав бронепоезда.
Масса в походном положении, кг: 2900—3100
Масса в боевом положении, кг: 2360—2500
Калибр, мм: 122
Длина ствола, мм/клб: 2800/22,7
Длина канала ствола, мм/клб: 2278/18,7 (нарезной части)
Длина, мм: 5900 (с передком 8600)
Ширина, мм: 1975
Высота, мм: 1820
Клиренс, мм: 330—357
Начальная скорость снаряда, м/с: 515
Угол возвышения: от -3° до 63°30'
Угол горизонтального обстрела: 49°
Скорострельность, выстр/мин: 5–6
Скорость возки по шоссе, км/ч до 50
Дальность стрельбы, м: до 11800
Дальность прямого выстрела, м: до 825
Высота линии огня, мм: 1200
Вес осколочно-фугасного снаряда, кг: 21,76
Расчёт, чел. 8
Экземпляры, шт: 19266
Тягач Я-12 с 122-мм орудием М-30
|
|
|
|