В 1931 году командование французской армии объявило конкурс на разработку нового разведывательного бронеавтомобиля. В конкурсе приняли участие три фирмы: Pegeout, Renault и Panhard. Последняя в октябре 1933 изготовила образец, получивший название «Panhard 178». Эта машина оказалась победителем.
Бронеавтомобиль имел классическую компоновку, водитель размещался впереди и вёл наблюдение за дорогой через смотровую щель. За отделением управления находилось боевое отделение с башней, разработанной мастерской Винсенской фабрики. В башне были размещены с 13,7-мм и 7,5-мм пулемёты. Кормовая часть машины была разделена на четыре части. В центре располагался радиатор с вентилятором, сзади два бензобака ёмкостью 118 и 23 литра, располагавшиеся один за другим. Перед радиатором были установлены двигатель (справа) и второе место водителя (слева). Глушитель, закреплённый вертикально внутри брони, немного выступал с правой стороны. Посадка экипажа из пяти человек, осуществлялась через две двери в центральной части корпуса: впереди — справа и сзади — слева.
Колёсный движитель состоял из четырёх ведущих колес с пневматическими шинами. Машина была снабжена реверсом, что позволяло двигаться назад и вперёд с одинаковой скоростью. Плавность хода обеспечивалась полуэллиптическими листовыми рессорами и гидравлическими амортизаторами. Дабы легче было преодолевать склоны, Panhard 178 снабдили двумя небольшими гусеницами длиной 0,9 метра каждая, разместив их под днищем корпуса. Управление гусеницами осуществлялось из машины.
Испытания бронеавтомобиля специально созданной комиссией прошли с 9 января по 2 февраля 1934 года. В ходе испытаний, на которых Panhard прошел 1001 км по дорогам и 100 км по пересечённой местности, была достигнута максимальная скорость 68,5 км\ч и средняя скорость 43,5 км\ч. Приёмная комиссия констатировала, что машина имеет очень хорошую подвеску и сохраняет устойчивость на больших скоростях, обладает неплохой проходимостью по пересечённой местности и брод глубиной 0,6 метров. Несмотря на то, что Panhard 178 оказался тяжелее, длинее и выше , чем предусматривалось заданием, его преимущества перед другими машинами были очевидны. 15 февраля 1934 года комиссия своим заключением рекомендовала принять Panhard 178 на вооружение. Осенью 1934 года после испытания в стрельбах в Версале и участия в манёврах кавалерии в Реймсе бронеавтомобиль был принят на вооружение под индексом AMDPanhard образца 1935 года, или AMD-35.
Первую партию из 30 машин изготовили осенью 1934 года, и производство их продолжалось без перерывов до июля 1940 года.
Серийный бронеавтомобиль значительно отличался от прототипа. Корпус стал уже и длиннее, люки водителей также были переконструированы. Глушитель вынесли наружу и усовершенствовали решётку моторного отделения, установили ящик для инструментов и ЗИП, убрали гусеницы под днищем. А самое главное, появилась башня больших размеров с 25-мм пушкой Гочкиса образца 1934 года, и пулеметом «Рейбель» калибра 7,5 мм. Башня, разработанная фирмой «Пюто», имела индекс APX-3. С 29 июня по 2 декабря 1937 года в связи с рекламациями «Панары» из 6-го кирасирского полка проводили длительные испытания серийной машины под номером N 91688 (пройдено около 3500 км). В результате в конструкцию броневика внесли изменения, повысившие его надёжность. В это же время фирма Panhard получила два заказа от службы связи на бронированную машину под мощную радиостанцию ER-27 с дальностью действия до 150 км. Броневики предназначались для командных пунктов крупных соединений механизированной кавалерии и были изготовлены к началу 1939 года на базе Panhard 178, но с заменой башни неподвижной рубкой. К началу боевых действий все 24 машины находились в форте д'Исси, где и были захвачены немцами.
С началом войны выпуск Panhard 178 серьёзно сдерживало отсутствие башен АРХ-3. Например, к 17 мая 1940 года не хватало 68 башен, к 22 мая — 61. Последняя ведомость производства «Панаров» датируется 7 июня 1940 года. К этому времени на заводе имелось 3 готовых бронеавтомобиля, 55 находились в производстве, 52 из них не имели башен. Одиннадцать дней спустя было решено установить на 21 броневик, не имевший башен, круглую рубку без крыши с шестью бойницами для стрельбы из ручного пулемёта. Кроме того, часть машин вооружили 25-мм и 47-мм пушками за щитами.
Всего же с начала серийного производства по июнь 1940 года выпустили 527 разведывательных бронеавтомобиля Panhard 178. В составе кавалерийских частей французской армии они приняли участия в войне с Германией весной 1940 года. При грамотном использование эти броневики могли представлять серьёзную угрозу всем немецким броневикам и танкам. Однако большинство «Панаров» достались немцам в совершенно исправном состоянии.
Немцы очень активно использовали трофейные «Панары», получившие у них индекс Pz.Spah.204 (f). Более 200 машин поступило в полевые части вермахта и в войска СС (наибольшее число машин со стандартным французским вооружением попало в 7.PzD и 20.PzD), 43 переделали в бронедрезины, некоторое количество поступило в полицейские бронетанковые подразделения. К 22 июня 1941 года на Восточном фронте имелось 190 «Панаров», 107 из которых к концу года были потеряны. По данным на июнь 1943 года в вермахте ещё имелось 30 «Панаров» на Восточном фронте и 33 на Западе. Часть машин находилось в ведении полиции.
Французское правительство Виши получило от немцев разрешение сохранить небольшое количество броневиков этого типа, но при этом они потребовали демонтировать 25-мм пушки. Часть машин получила вместо пушек второй пулемёт, правда французы в тайне от немцев начали производить башни с 25-мм и 47-мм пушками для «Панаров». В ноябре 1942 года при вторжении немцев в неоккупированную Францию эти башни были уничтожены. Бронеавтомобили армии Виши немцы использовали для поддержания порядка, а часть «Панаров», не имевших башен, в 1943 году была вооружена 50-мм пушкой KwK L/42, установленной за щитком. Кроме того, часть безбашенных машин уже подверглась лёгкой модификации — их переквалифицировали в бронированные командные машины (башен они так и не получили).
В 1945 году Францией был возобновлен выпуск «Панаров» (по некоторым данным, производство было налажено сразу после освобождения французской территории, в 1944 году). Вновь строившиеся машины несли на себе новую башню FL-1, в которой была установлено 47-мм орудие. Эти машины служили во французской армии вплоть до 60-х годов. Например, несколько машин имелось в Джибути и на территории Сирии.
Кроме того, часть машин попала в руки РККА, некоторые из них были отремонтированы в 1942 году на одном из заводов Москвы.
Тактико-технические характеристики AMD Panhard:
Классификация: бронеавтомобиль
Боевая масса, т: 8,5
Экипаж, чел.: 4
История
Год(ы) производства: 1937—1940
Год(ы) эксплуатации: 1937—1960-е
Количество выпущенных, шт: 527
Размеры
Длина корпуса, мм: 4790
Ширина корпуса, мм: 2010
Высота, мм: 2310
Бронирование
Тип брони: стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 20 / 21°
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 20 / 0°
Борт корпуса, мм/град.: 15 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град.: 15 / 3°
Корма корпуса (низ), мм/град.: 15 / 41°
Днище, мм: 7
Крыша корпуса, мм: 7
Лоб башни, мм/град.: 26 / 24°
Маска орудия, мм/град.: 26
Борт башни, мм/град.: 15 / 26°
Корма башни, мм/град.: 15 / 30°
Крыша башни, мм: 7 / 82°
Вооружение
Калибр и марка пушки: 25-мм SA 35
Тип пушки: нарезная
Длина ствола, калибров: 73
Боекомплект пушки: 150
Углы ВН, град.: −12…+14
Прицелы: телескопический, Тип L
Пулемёт: 1 × 7,62-мм mle. 1931
Боекомплект пулемёта: 3750
Подвижность
Тип двигателя: рядный, 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Модель двигателя: Panhard SK
Мощность двигателя, л.с.: 105
Колёсная формула: 4×4
Тип подвески: независимая, на листовых рессорах
Скорость по шоссе, км/ч: 73
Запас хода по шоссе, км: 300