Опыт боев в Западной пустыне в 1941 - 42 гг. оказал громадное влияние на последующую политику британского танкостроения. В частности, бои в пустыне окончательно разбили теорию о танках различного назначения и показали, что танки должны одинаково поддерживать пехоту, атаковать противотанковую оборону противника, стреляя осколочными снарядами, а также бороться с другими танками. Американский танк М3, который поставлялся британским силам в пустыне 1941 - 42 гг., соответствовал этим требованиям.
Наиболее важными результатами танковых боев в пустыне стали пересмотр танковой политики военного министерства и заказ в 1942 г. перспективного универсального танкового шасси. Это инициировало исследования, приведшие к появлению танка "Centurion". В это время старые массогабаритные ограничения, связанные с пропускными возможностями британских железных дорог, были расширены военным министерством под давлением Танковою комитета. Однако в этот период правительство закрыло опытно-конструкторские работы, которые не могли попасть на вооружение к 1944 г. Возможность начать работу появилась не раньше июля 1943 г. Фирма АЕС была выбрана головным подрядчиком по новой машине, которая получила обозначение А41 и на ранней стадии должна была играть роль тяжелого крейсерского танка. Требования предусматривали бронирование, способное выдержать попадание снаряда германской 88-мм пушки, установку мощной 17-фунтовой (76,2-мм) пушки, лобового листа корпуса под наклоном. Скорость хода по дорогам была не столь важна, как подвижность на пересеченной местности, по которой танк не уступал бы более легкому A34 "Comet".
Макет танка, подготовленный к маю 1944 г., предусматривал установку ходовой части типа Хортсмана вместо типа Кристи на предыдущих крейсерских танках: последний не отвечала возросшей массе танка. Для увеличения боекомплекта исключили лобовой пулемет, а для повышения стойкости к взрыву мин днищу корпуса придан и редан (подкосы по краям, увеличивавшие прочность конструкции). Вновь использовали двигатель "Meteor", а Morris мощностью 8 л.с. вращал электрогенератор и вентилятор системы охлаждения. Стандартной КП стала «Меррит Браун», исключая модификацию A41S.
Заказано 20 опытных машин с 17-фунтовой пушкой (хотя 5 последних укомплектовали 77-мм пушками) к различными комбинациями малокалиберной пушки Polsten и пулемета BESA в качестве вспомогательного вооружения. Опытные машины с 1 по 10-ю несли пушку «Польстен» в крышке кормового эвакуационной люка башни, машины с 11 по 15-ю — вооружались пулеметами BESA,с 16 по 18-ю имели дополнительный пулемет «Беза» в шаровой установке на месте кормового люка башни, а в 19 и 20-й предусмотрели в лобовом листе корпуса пулемет BESA. который мог бы переноситься в кормовой люк башни. Пять последних машин оснащались коробками передач Powerflow (многопоточные) и обозначались A41S. Первые 6 серийных машин, позднее на званные "Centurion" I, в мае 1945 г. направили для боевых испытаний в Германию в 22-ю бронетанковую бригаду. Однако противодействие и проволочки задержали их прибытие.
Тем временем в январе 1945 г. построили опытную модель танка с усиленным бронированием, обозначенную А41А "Centurion" II и также вооруженную 17-фунтовой пушкой Машина имела новую литую башню и ряд усовершенствованных узлов. Следующая разрабатывавшаяся модификация должна была нести 95-мм гаубицу для непосредственной огневой поддержки, но никогда не строилась.
Впоследствии "Centurion" стал стандартным танком британской армии, а его последние модификации и модели находились на вооружении в 1969 г.. "Centurion" I TJ и не пошел в крупную серию, и первой действительное серийной моделью стал "Центурион» II (позднее обозначавшийся также "Centurion" 2).
Тактико-технические характеристики Centurion:
Классификация: крейсерский танк
Боевая масса: 48770 кг
Экипаж, чел.: 4
Габаритные размеры
Длина, мм: 7650
Ширина, мм: 2940
Высота, мм: 3350
Вооружение: 17-фунтовая (76,2-мм) пушка, 20-мм пушка Polsten или 7,62-мм пулемет Besa
Боекомплект: 70 снарядов
Бронирование: 17-152 мм
Двигатель: Rolls-Royce “Meteor”, V-образный, мощностью 600 л.с.
Ходовая часть: 6 опорных катков, 3 поддерживающих ролика, заднее ведущее колесо, подвеска типа Hortsmann
Скорость: 30 км\ч
Запас хода по шоссе: 100 км
Преодолеваемые препятствия
Высота стенки, м: 1,0
Ширина рва, м: 3,30
Глубина брода, м: 1,30
Источники:
Полная энциклопедия танков мира 1915-2000 гг. Сост. Г. Л. Холявский. Минск, "Харвест", 1999.
Британские и американские танки второй мировой войны. П.Чемберлен и К.Элис. Москва, АСТ-Астрель. 2003