Средний многобашенный танк Т-28, наряду со своим тяжелым "собратом" Т-35,
был символом мощи Рабоче-Крестьянской Красной Армии в предвоенные годы.
Его облик знаком многим по кадрам кинохроники, запечатлевшим могучие
стальные крепости, проходящие в парадном строю по Красной Площади. В 1931 году коллектив Опытного конструкторско-механического отдела
Машиностроительного завода "Большевик" в Ленинграде, возглавляемый Н.
В. Барыковым, приступил к проектированию трехбашенного среднего танка,
предназначенного для качественного усиления общевойсковых соединений
при прорыве укрепленных оборонительных полос.
Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В.Цейц. В конце года
первый прототип нового танка был выведен на заводские испытания. В главной башне прототипа размещалась 45-мм танковая пушка и пулемет
ДТ в шаровой установке. В двух малых пулеметных башнях устанавливались
еще два ДТ. Для поворота главной башни использовался электропривод, что
являлось новинкой для того времени, а для удобства работы экипажа в ней
имелся также подвесной полик. Конструкция ходовой части танка,
весившего 18 тонн, придавала ему необходимую плавность хода и
обеспечивала преодоление препятствий. Вместе с тем, при первом же
испытании в ней выявилось большое число недоработок, как впрочем и в
силовой установке.
В связи с загруженностью танкового производства завода "Большевик"
(выделенного в 1932 году в самостоятельный завод № 174 имени
К.Е.Ворошилова) программой выпуска танка T-26,
серийное производство трехбашенного среднего танка было поручено заводу
"Красный путиловец" (с 1934 года - Кировский завод). Проектная
документация и опытный образец танка поступили туда в октябре-ноябре
1932 года. Для обслуживания серийного производства при техническом отделе
заводоуправления была создана специальная конструкторская группа,
преобразованная в 1934 году в специальное конструкторское бюро СКБ-2,
которое возглавил О.М.Иванов. Конструкторской же группой первоначально
руководил Н.Ф.Комарчев, а с 1933 года А.Г.Ефимов. Для оказания помощи при организации серийного производства на
"Красный путиловец" был направлен начальник ОКМО Н.В.Барыков. В мае
1937 года после ареста О.М.Иванова, начальником СКБ 2 стал 29-летний
Ж.Я.Котин. К 25 февраля 1933 года были изготовлены первые 8 бронекорпусов и
началась сборка первых четырех танков. К 1 мая завод выпустил 12
танков, 10 из которых приняли участие в первомайском параде в Москве, а
два в Ленинграде. 11 августа 1933 года танк был принят на вооружение
мотомеханизированных войск РККА под маркой Т-28. Заказ РККА на 1933 год составлял 90 танков, однако в войска была
сдана только 41 машина. Т-28 производился в течение восьми лет, и всего
за это время было выпущено 503 танка.
Серийный Т-28 существенно отличался от прототипа. При сохранении
общей компоновки и схемы расположения башен существенным изменениям
подвергся корпус, конструкция которого стала сварной. В главной башне
измененной формы с развитой кормовой нишей, вместо 45-мм установили
76,2-мм пушку. Подверглись усовершенствованию ходовая часть и
моторно-трансмиссионное отделение. Танк Т-28 производился несколькими
сериями. Начиная со второй серии, в конструкцию танка вносились
многочисленные (более 600) изменения. Вместе с тем, крупных модернизаций, сильно затронувших боевые
характеристики танка, было только три. С 1938 года начала
устанавливаться новая более мощная 76,2-мм пушка Л-10. Справедливости
ради следует отметить, что исправных Л-10 не хватало и часть танков
по-прежнему оснащалась КТ. С декабря следующего года, с учетом опыта
боев на Карельском перешейке, броню танка усилили экранами. Толщина
лобовых листов корпуса и башен выросла до 50-80 мм, а бортовых и
кормовых – до 40 мм. Масса такого танка, получившего в послевоенной
литературе обозначение Т-28э (экранированный),
возросла до 32 тонн. И, наконец, в 1940 году были выпущены танки
последней серии, имевшие главную башню конической формы.
Следует отметить, что в процессе серийного производства удалось
достигнуть высокой степени унификации с тяжелым танком Т-35. Например,
главная башня (как цилиндрической, так и конической формы) и пулеметные
башни на обоих типах машин были одинаковые. Первоначально, танк
вооружался 76,2-мм танковой пушкой КТ ("Кировская танковая" - КТ-28)
обр.1927/32 года, в установке которой использовалась качающаяся часть
76,2-мм полковой пушки образца 1927 года. Малые башни вооружались одним пулеметом ДТ в шаровой установке.
Каждая башня могла вращаться от упора в стенку кабины механика-водителя
до упора в стенку корпуса танка, горизонтальный угол обстрела при этом
составлял 165°. На танках последних серий на люке наводчика появилась зенитная
турельная установка П-40 с пулеметом ДТ, снабженным коллиматорным
прицелом для стрельбы по воздушным целям.
В целом конструкцию танка Т-28 можно признать достаточно совершенной
для своего времени. Состав и расположение вооружения, применительно к
идее многобашенной компоновки, были оптимальными. Три башни,
размещенные в два яруса, при независимом их управлении обеспечивали
эффективное сопровождение пехоты массированным огнем, который мог
управляться и корректироваться одним командиром (чего не скажешь о
Т-35, пятью башнями которого управлять в бою одному командиру было
физически невозможно). Вместе с тем, танк имел и существенные недостатки, особенно в
системах двигателя и трансмиссии. Быстро изнашивалась и ходовая часть:
лопались рессоры, выходили из строя детали подвески, ломались шестерни
бортовых передач. Танки с трудом проходили приемосдаточный пробег, а
затем на завод начинали поступать рекламации из войск. Несмотря на ряд
переделок и улучшений - усиление амортизаторов ходовых тележек,
применение опорных катков с внутренней амортизацией, постоянное
совершенствование агрегатов двигателя и трансмиссии - недостатки
полностью устранить не удалось. Во многом это было связано как со
скудной агрегатной базой, так и с достаточно низкой технологией
изготовления. Не сразу были готовы к приему столь сложных боевых машин
и войска. Классификация: средний танк
Боевая масса, т: 25,4
Компоновочная схема: классическая, трёхбашенная
Экипаж, чел.: 6
История
Год(ы) производства: 1933—1940
Год(ы) эксплуатации: 1933—1944 (в СССР) и 1940—1951 (в Финляндии)
Количество выпущенных, шт: 503
Размеры
Длина корпуса, мм: 7370
Ширина корпуса, мм: 2870
Высота, мм: 2625
Клиренс, мм: 500
Бронирование
Тип брони: стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 30
Лоб корпуса (середина), мм/град.: 15
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 30
Борт корпуса, мм/град.: 20+10
Корма корпуса, мм/град.: 18—20
Днище, мм: 15—18
Крыша корпуса, мм: 10
Лоб башни, мм/град.: 20
Маска орудия, мм/град.: 20
Борт башни, мм/град.: 20
Корма башни, мм/град.: 20
Крыша башни, мм: 10—15
Вооружение
Калибр и марка пушки: 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/1932 года / 76,2-мм / Л-10 (с 1939 г.)
Тип пушки: танковая
Длина ствола, калибров: 16,5 (КТ-28) / 26 (Л-10)
Боекомплект пушки: 69
Углы ВН, град.: +25°/-5°
Углы ГН, град.: 360° (главная башня) / 165° (малая башня)
Прицелы: телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года
Пулемёт(ы): 4—5 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя: V-образный, 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения, М-17Т
Мощность двигателя, л.с.: 450
Скорость по шоссе, км/ч: 42
Скорость по пересеченной местности, км/ч: 20—25
Запас хода по шоссе, км: 180—190
Запас хода по пересеченной местности, км: 120—140
Удельная мощность, л.с./т: 17,7
Тип подвески: полностью сблокированная, на вертикальных пружинах
Ширина гусеницы, мм: 380
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,62
Преодолеваемый подъём, град.: 37
Преодолеваемая стенка, м: 1,0
Ширина преодолеваемого рва, м: 3,5
Преодолеваемый брод, м: 1,0
|