Четверг, 28.03.2024, 13:19 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Лёгкие танки [39]
К лёгким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т (позднее — до 20 т) и вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами. Лёгкие танки являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя
Средние танки [35]
К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника
Тяжелые танки [16]
К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее — 40 т) и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Существовали также тяжёлые танки с несколькими орудиями разных калибров. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов
Самоходные арт-установки [64]
боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся шасси. В широком смысле слова все вооружённые пушками боевые машины могут рассматриваться как САУ
Системы залпового огня [4]
один из типов ракетных артиллерийских систем. Предназначена для поражения любых групповых целей на дальних подступах
Колёсная и гусеничная техника [34]
боевые и военные бронированные машины на колёсном и гусеничном шасси, а также военные машины созданные на их базе или предназначенные для их обслуживания и мотоциклы
Буксируемая артиллерия [71]
один из трёх старейших родов войск, основная ударная сила сухопутных войск современных Вооружённых Сил
Техника обеспечения [9]
колесные машины автомобильных парков вооруженных сил. К ним относят: колесные машины боевого назначения; колесные машины тылового, транспортного и специально-технического обеспечения (например, тягачи); колесные машины многоцелевого назначения; прицепы и полуприцепы.
Миномёты [9]
орудие, предназначенное для навесной стрельбы по укрытым целям, а также для разрушения полевых укреплений, стрельбы с закрытых позиций (контрбатарейная стрельба) по аналогично расположенным огневым средствам артиллерии противника, отличающееся наличием плиты, передающей импульс отдачи в землю.
Случайная статья
Faustpatrone
Faustpatrone
Ваше мнение
Лучший пистолет-пулемёт Второй мировой войны
Всего ответов: 1301
Статистика

Счетчик PR-CY.Rank


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама
-->





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Сухопутные войска » Средние танки

PzKpfw III
   Ещe в 1934/35 году генерал Heinz Guderian предполагал два основных и самых многочисленных типа боевых машин для германского Вермахта. Первый тип должен был быть вооружeн противотанковым орудием и двумя пулемeтами, а второй тип должен был быть машиной боевой поддержки, вооружeнной крупнокалиберным орудием. Первым типом машины стал хорошо известный впоследствии Panzerkampfwagen III, который стал стандартным танком для 3-х лeгких рот каждого танкового батальона. Второй тип боевой машины стал известен как Panzerkampfwagen IV. В 1935 году заказ на разработку нового 15-ти тонного танка был размещeн в компаниях Rheinmetall-Borsig, Krupp, MAN и Daimler-Benz. В целях сохранения секретности проект носил название ZW (Zugkraftwagen) - взводный командирский танк. Ему присвоили обозначения Versuchkraftfahrzeug 619 Mittlerer Traktor (средний трактор) и 3.7cm Geschutz-Panzerwagen.

   Разработка Panzer III началась с конфликта между Waffenamt (министерство вооружений) и инспектором моторизованных частей. Конфликт касался главного орудия танка. Waffenamt выбрал и был удовлетворён 37мм. орудием, тогда как инспектор настаивал на 50мм. орудии. В конце концов, основным калибром был выбран 37мм. Основной причиной такого выбора стал тот факт, что пехотные части уже были вооружены стандартными 37 мм. противотанковыми орудиями PaK 35/36 L/45, а также ещe из-за того, что в то время серийно выпускался только один тип орудий и один тип снарядов к ним. В то же время башня и башенное кольцо должны были позволять устанавливать орудия и большего калибра, как того желал инспектор моторизованных частей. Лобовое бронирование планировалось сделать сильнее, чем заднее, так как танк предполагалось использовать в первых рядах штурмовых танковых подразделениях. Максимальная скорость была установлена на уровне 40 км/ч. Экипаж предполагалось составлять из 5-ти человек: командир, наводчик, заряжающий, водитель и радист. Для переговоров членов экипажа между собой предусматривался интерком. Panzer III стал первым германским танком, оборудованным подобной системой. Позже все германские танки были оборудованы интеркомами, очень помогавшими экипажам в боевой обстановке. Первые испытания нового прототипа были проведены в 1936 и 1937 году на полигонах в Куммерсдорфе (Kummersdorf) и Ульме (Ulm). В результате испытаний для серийного производства был выбран прототип компании Daimler-Benz. В начале 1937 года германское Верховное Командование заказало Daimler-Benz собрать первую серию (0-Serie) его прототипа.

   В то же время Krupp предоставил свой прототип MKA, но он не был принят в производство. Тем не менее, многие технические решения этого прототипа позже были использованы Krupp"ом при разработке Panzer IV.

   Конструкция Panzer III состояла из четырeх секций: корпуса, башни, передней надстройки с местом под башню и задней надстройки с двигательным отсеком. Каждая секция имела сварную конструкцию, а вместе они собирались посредством болтов. Корпус имел два основных отсека, разделeнных перегородкой. В переднем отсеке располагался привод и рулевое управление, а задний был предназначен как для экипажа, так и для двигателя. В основном конструкция корпуса, башни и надстроек так и не менялась на протяжении всего периода производства Panzer III.

   В мае 1937 года, после ряда модификаций, первый Panzerkampfwagen III Ausf A (1-Serie) был изготовлен на заводе Daimler-Benz. До конца года было собрано 10 таких машин (номера шасси 60101-60110) (некоторые источники утверждают, что было выпущено 15 машин), но только восемь из них были вооружены. Впоследствии, войдя в состав 1-ой, 2-ой и 3-ей танковых дивизий, они принимали участие в германо-австрийском аншлюсе и Польской кампании. Остальные невооружeнные Ausf A проходили дальнейшие испытания.

   В том же году Daimler-Benz также изготовил 15 экземпляров Ausf B (2-Serie).

   Некоторое количество Ausf B также принимало участие в польской компании. В октябре 1940 года пять Panzer III Ausf B были модифицированы и использовались как прототипы серии Sturmgeschutz III.
   В июне 1937 года та же компания выпустила 15 танков (номера шасси 60301-60315) следующего варианта - Ausf С (3а-Serie), и продолжала его выпуск до января 1938 года. Несколько таких танков принимало участие в Польской кампании.

   В январе 1938 года начался выпуск следующей версии - Ausf D (3-Serie), производство которых закончилось в 1939 году. Было выпущено 55 таких машин (номера шасси 60221-60225 и 60316-60340). Только 30 Ausf D (две группы по 15 танков) были вооружены. Остальные 25 Ausf D были использованы для дальнейших тестов. Некоторые и Pz III Ausf D использовались в Польской кампании и в Норвегии.
   Ранние модели Panzer III (Ausf A/B/C/D) были предсерийными прототипами, выпускавшимися компанией Daimler-Benz, каждый из которых был улучшенной версией предыдущего, и не подходили для серийного производства. Каждая версия имела разные подвески (Ausf A - отдельные витые пружины, Ausf B - два комплекта рессор, Ausf C - три комплекта рессор, Ausf D - угловые рессоры). Ausf A/B/C и D оснащались 250-ти сильным бензиновым двигателем Maybach HL 108 TR с 5-ти или 6-ти ступенчатой коробкой передач Zahnradfabrik. Все ранние Pz III были вооружены 35мм. орудием KwK 35/36 L/46.5 и тремя 7,92мм. пулемётами MG34 (два в башне и один в корпусе). Бронезащита варьировалась от 5 до 15мм., защищая экипаж только от противотанковых ружей и пулемётного огня. Основной причиной столь лёгкого бронирования послужило то, что Mercedes-Benz был вынужден придерживаться максимально разрешённого веса танка - 15 тонн. Бронирование некоторых ранних моделей были позднее усилено до 30 мм. Ausf A/B/C имели простую бочкообразную командирскую башенку, тогда как Ausf D имели развитой командирский купол, такой же какой применялся на Panzer IV Ausf B. Некоторые из ранних Panzer III участвовали в боевых действиях (в составе 1-ой, 2-ой и 3-ей танковых дивизий) или проходили фронтовые испытания (1937-февраль 1940). В феврале 1940 года значительная часть ранних Panzer III была передана в полувоенные организации (такие как NSKK) для тренировки экипажей. Только несколько Ausf D параллельно c PzKpfw NbFz VI участвовали в боевых действиях в составе PzAbt zbV 40 в Дании и Норвегии в апреле-мае 1940 года, а затем в Финляндии в 1941-42 годах.

   В декабре 1938 года последний вариант Panzer III, вооружённый 37мм. орудием KwK 35/36 L/45 (L/46.5) - Ausf E (4-Serie), был пущен в серийное производство. До октября 1939 года компаниями Daimler-Benz, Henschel и MAN было выпущено 96 таких танков (номера шасси 60401-60496). Это был первый вариант Pz III, который выпускался в значительных количествах. В целом конструкция Ausf E не отличалась от предшественников, но он получил новую торсионную подвеску, разработанную Ferdinand"ом Porsche для автомобильной промышленности в 30-х годах. Она состояла из шести дорожных колёс и трёх возвратных роликов. Вооружение осталось прежними - 37мм. орудие Pak 35/36 L/46.5 и три 7,92мм. пулемёта MG34. Бронирование варьировалось от 12 до 30 мм. В ходе производства в корпус были врезаны два эвакуационных люка и добавлена смотровая щель для радиста. Смотровая щель водителя была оборудована верхней и нижней скользящими заслонками, которые могли одновременно закрываться. Также двустворчатые дополнительные люки были вставлены и по бокам башни. На Ausf E устанавливался новый двигатель Maybach HL 120 TR, мощностью 300л.с. и новая 10-ти ступенчатая коробка передач Maybach Variorex. Этот вариант Pz III также был несколько тяжелее своих предшественников (вес которых не превышал 16 тонн) и весил 19,5 тонн. С августа 1940 и по 1942 год все Panzer III Ausf E были перевооружены 50мм. орудиями KwK 38 L/42. Одновременно было усилено бронирование путeм установки дополнительных 30 мм. бронеплит спереди и сзади корпуса, а также спереди надстройки. В ходе эксплуатации некоторое количество Ausf E были доведены до стандартов Ausf F.

   В сентябре 1939 года в производство был запущен очередной вариант Panzer III - Ausf F (5-Serie). До июля 1940 года компаниями Daimler-Benz, Henschel, MAN, Alkett и FAMO было выпущено 435 таких танков (номера шасси 61001-61650). Ausf F был, по сути, отточенным вариантом Ausf E, не имевшим каких либо значительных модификаций, за исключением улучшенного двигателя Maybach HL120TRM и модифицированной передней части корпуса (воздухозаборники). Первые 335 танков Ausf F были вооружены 37мм. орудиями KwK 35/36 L/46.5 и тремя 7,92мм. пулемётами MG34. На последние 100 уже в заводских условиях устанавливались 50мм. орудия KwK 38 L/42. В задней части корпуса Ausf F устанавливались 5 дымогенераторов, приводившихся в действие дистанционно из башни. Некоторые из Ausf F также оборудовались ящиками для амуниции, крепившимися к задней стенке башни. С августа 1940 по 1942 года все 37мм. орудия на Ausf F были заменены на 50 мм., а также усилено бронирование (так же, как это было проделано с вариантом Ausf E). Только 40 Ausf F с 50мм. орудиями успели принять короткое боевое крещение во Франции. Первый серийный истребитель танков Sturmgeschutz III базировался на шасси и компонентах Panzer III Ausf F. В 1942/43 году некоторое количество Ausf F было перевооружено 50мм. орудием KwK 39 L/60. Перевооружённые, с усиленной бронeй, Ausf F оставались в строю до июня 1944 года (116-я танковая дивизия в Нормандии).

   Интересный факт: в 1942 году один из захваченных Англичанами PzKpfw III Ausf F был отправлен в США, где было решено скопировать подвеску Ausf F для дальнейшего применения на будущих Американских танках (что и было сделано, например, на самоходном орудии M18, M24 Chaffee, M26 Pershing и других).

   В 1940- 41 годах были предприняты попытки стандартизировать производство Panzer III и Panzer IV, и было разработано несколько новых прототипов на базе Ausf G/H, с новой, на больших дорожных колeсах, подвеской фирмы FAMO - PzKpfw III Ausf G/H mit Schachtellaufwerk. Начиная с 1940 года, эти прототипы использовались для тестов и в тренировочных целях. Дальнейшая разработка была остановлена, и в 1943 году, прототипы, снабжeнные бульдозерными ножами, использовались для расчистки завалов на улицах подвергшихся бомбeжке городов. Подвеска Ausf G/H позже была применена на Tiger и Panther.

   С апреля 1940 по февраль 1941 года компаниями Daimler-Benz, Henschel, MAN, Alkett, Wegmann, MNH и FAMO было выпущено 600 танков (номера шасси 65001-65950) новой модификации - Ausf G (6-Serie). Ausf G был несколько модернизированной версией от Ausf E/F. Около 50-ти Ausf G были вооружены 37м. орудиями KwK 35/36 L/46.5, а все остальные - 50мм. KwK 38 L/42. Вдобавок к основному вооружению, устанавливались два 7,92мм. пулемёта MG34 (один в башне и один в корпусе). Бронирование варьировалось от 12 до 30 мм., однако бронирование самых важных участков корпуса и башни составляло 21-30мм. Также на Ausf G для водителя стали устанавливать новый поисковый визор Fahrersehklappe 30. Башня была модифицирована, на крыше башни был установлен вентиляционный выход, а также ещe один сигнальный порт был ликвидирован. Начиная с середины периода производства, на Ausf G начали устанавливать новый тип командирского купола (такие же, как устанавливались на Panzer IV Ausf E, F и G), который стал стандартным для всех последующих вариантов Panzer III. На поздние серийные Ausf G устанавливались более широкие траки (400мм.) вместо стандартных (360мм.). Ausf G стал первой моделью, на которую устанавливалась "Rommelkiste" (так называемая "Башня Роммеля"), с предусмотренным бункером (Gepack Kasten) для перевозки различной амуниции, которые в дальнейшем стали стандартными для всех Panzer III. С августа 1940 по 1942 года все 37мм. орудия на Ausf G были заменены на 50мм. KwK 38 L/42. Ausf G, отправлявшиеся в Северную Африку, были оборудованы дополнительными воздушными фильтрами и редукторами вентиляторов с увеличенным передаточным числом. Они имели обозначение Ausf G(Tp). Tp - сокращение от Tropisch (тропический). Некоторые Ausf G оставались в использовании до сентября 1944 года.

   В октябре 1940 года в серию пошeл новый вариант Panzer III - Ausf H (7-Serie). До апреля 1941 года компаниями MAN, Alkett, Henschel, Wegmann, MNH и MIAG было выпущено 308 таких танков (номера шасси 66001-66650). Ausf H получил полностью новую башню, разработанную специально под установку 50мм. орудия и имевшую 30мм. заднюю бронеплиту. Бронирование варьировалось от 10 до 30мм., но, в то же время, перед и зад корпуса, а также перед надстройки усиливались 30мм. бронеплитами, устанавливаемыми с помощью болтов. Такое усиление брони позволило Ausf H не опасаться Английских 2pdr., Советских 45мм. и Американских 37мм. противотанковых орудий. Новая 6-ти скоростная коробка передач Maybach SSG 77 заменила устанавливаемые ранее КПП Variorex. Также небольшой модернизации подверглась подвеска: были применены новые зубчатое и направляющие колeса. В связи с увеличением веса до 21,8 тонны (вследствие усиления бронирования) были усилены торсионы подвески. Изначально Ausf H вооружался 50мм. орудием KwK 38 L/42 и двумя 7,92 мм. пулемётами, но в 1924/43 годах были перевооружены 50мм. орудиями KwK 39 L/60.
   Модификации Ausf E, F, G и H имели обозначение Panzerkampfwagen III Ausf E, F, G и H/Sd.Kfz. 141.
   На 10 мая 1940 года германские танковые части имели в своём распоряжении 381 Panzer III, но 135 из них было потеряно в Блицкриге на Западе.

   В марте 1941 года был выпущен последний Sd.Kfz. 141 и пошeл в серию первый Sd.Kfz. 141/1 - модель Ausf J (8-Serie). Он выпускался компаниями Daimler-Benz, Alkett, MAN, Wegmann, Henschel, MNH и MIAG. До июля 1942 года было выпущено 2616 единиц (номера шасси 68001-69100 и 72001-74100). Ausf J получил гораздо более сильное бронирование (10-50мм.), новый поисковый визор водителя Fahrersehklappe 50 и шаровый шарнир (Kugelblende 50) под установленный в корпусе 7,92 мм. пулемeт MG34. В передней части корпуса были установлены входные люки нового типа и новые воздухозаборники. С апреля 1942 года на манжету орудия и лобовую часть корпуса стали устанавливать дополнительные 20мм. сотовые бронеплиты. 1549 танков, выпущенных в период с марта 1941 года по июль 1942 года, вооружались 50мм. орудием KwK 38 L/42 и двумя 7,92мм. пулемeтами. Эти машины имели обозначение PzKpfw III Ausf J / Sd.Kfz.141. 1067 танков, выпущенные в период с декабря 1941 по июль 1942 года, вооружались 50мм. орудиями KwK 39 L/60 и двумя 7,92мм. пулемeтами. Эти машины имели обозначение PzKpfw III Ausf J / Sd.Kfz.141/1. Вся разница между ними заключалась в типе орудия и боезапасе: 84 против 99 снарядов. Когда англичане столкнулись в Северной Африке с Panzer III Ausf J с 50мм. орудиями KwK 39 L/60, они дали им обозначение "Mark III Special". Установка 50мм. орудия KwK 39 L/60, вместо стандартного 37мм., было очень своевременным улучшением, но всё же недостаточным, чтобы противостоять Американским танкам А4 Sherman и Советским Т-34/76. Также была предпринята смелая, но безуспешная попытка установить на PzIII Ausf J башню с Panzer IV Ausf G.

   С августа по ноябрь 1942 года на базе Ausf J был выпущен 81 командирский танк Panzerbefehlswagen III mit 5cm KwK L/42 / Sd.Kfz.141. С марта по сентябрь 1943 года ещe 104 Ausf J были переоборудованы в такие же танки. По сути, они являлись копией Ausf J, но имели меньшее пространство внутри корпуса и имели урезанный боезапас (75 снарядов. Также они оборудовались дополнительным радиооборудованием и перископом.

   В июне 1942 года в серию был запущен новый вариант - Ausf L (9-Serie). Выпускали его компании Daimler-Benz, Alkett, Wegmann, MAN, Henschel, MNH и MIAG. До декабря 1942 года было выпущено 653 такие машины (номера шасси 74101- 75500). Ausf L вооружались 50мм. орудиями KwK 39 L/60 и двумя 7,92мм. пулемётами MG34. Внешне он был похож на поздние модели Ausf J, так как был модифицированной версией именно этого варианта. Главным отличием являлась установка нового торсионного орудийного балансира, который пришeл на смену стандартному пружинному противооткатному механизму. Лобовое бронирование башни было увеличено с 37 до 50мм., а также 20мм. сотовые бронеплиты были установлены на переднюю часть корпуса и, часто, на орудийной манжете. Конструкция задней части корпуса была упрощена (воздухозаборники и люки), а на начальных этапах производства были ликвидированы эвакуационные люки корпуса, смотровая щель заряжающего на манжете орудия и лючки по бокам башни. Ausf L также оборудовался специальной системой, позволявшей перекачивать разогретую охладительную жидкость двигателя с одной машины на другую. На один из Ausf L было установлено экспериментальное 75/55мм. орудие KwK0725 с клиновидным ствольным каналом. Эта машина получила обозначение PzKpfw III Ausf L mit Waffe 0725. Танки, отправляемые в Северную Африку, дополнительно оснащались добавочными воздушными фильтрами, модифицированными масляными фильтрами и редукторами вентиляторов с другим передаточным числом. Такие машины носили обозначение Ausf L(Tp). Ausf L стал первым Panzer III, на который устанавливался зенитный пулемeт Fliegerbeschussgerat 41/42 (ставился на командирский купол). Это стало стандартом для всех вновь выпущенных Panzer III, а также зенитные пулемeты впоследствии были установлены и на все, находящиеся в использовании Pz III ранних вариантов. На многие Ausf L устанавливались корпусные и башенные 5мм. бронеюбки (Schurzen).

   С октября 1942 по февраль 1943 года компаниями Wegmann, MIAG, MAN и MNH было выпущено 250 танков (номера шасси 76101-77800) новой версии - Ausf M (10-Serie). Ausf M был поздней серийной версией Ausf L, оборудованной новой системой преодоления водных преград. Ausf M мог беспрепятственно преодолевать броды глубиной до 1,3м, в отличие от стандартных для Pz III 0,8-0,9м. Новая система была доработанной и модифицированной версией системы, применявшейся на погружаемых танках Tauchpanzer III. 5 установленных в задней части корпуса дымогенераторов были заменены на 90мм. ракетные пусковые установки NbK, установленные по обоим бокам башни. Ausf M, как и Ausf L, имел 50мм. орудие KwK 39 L/60 и два 7,92мм. пулемёта MG34. Танки, выпущенные в 1943 году, в заводских условиях оборудовались 5мм. корпусными и башенными бронеюбками. Большое количество Ausf M в разное время было переоборудовано в Sturmgeschutz III и Ausf N.

   С февраля по апрель 1943 года компания Wegmann переоборудовала 100 Ausf M (номера шасси 77609-77708) в Flammpanzer - огнемeтный танк. Новая машина получила обозначение PzKpfw III Ausf M (Fl) Sd.Kfz 141/3. Также они были известны как Flammpanzer III или Panzerflammwagen III. Это был немодифицированный Ausf. M с установленными на переднюю часть корпуса дополнительными бронеплитами толщиной от 30 до 50мм. Это было сделано в связи с тем, что огнемeтному танку для открытия эффективного огня требовалось подойти ближе к цели, что делало его более уязвимым. В отличие от стандартных Pz III, Flammpanzer имел экипаж из 3-х человек: командир/огнемeтчик, радист/стрелок и водитель. Орудие и боезапас на Flammpanzer были заменены огнемeтом и eмкостями с горючим составом. Эта машина была вооружена 14мм. огнемeтом Flammenwerfer (с дальностью стрельбы 55-60 метров) и двумя 7,92мм. пулемётами MG-34. Огнемeт устанавливался на месте стандартного 50мм. орудия и был спрятан внутри толстой трубы длиной 1.5 м., с таким расчeтом, чтобы издали Flammpamzer выглядел как стандартный Panzer III. Огнемeт имел свободу перемещения по вертикали 8 градусов и по горизонтали - 20 градусов. Flammpanzer имел запас горючей смеси (Flammol) примерно 1020 литров в двух eмкостях внутри танка. Смесь подавалась в трубы с помощью помпы Koebe, приводимой в действие двухтактным бензиновым двигателем DKW и воспламенялась электрическим разрядником (Smitskerzen). Запаса смеси хватало на 125 односекундных или на 80-81 двух- или трёхсекундных выстрелов. Максимальная дистанция стрельбы составляла 60 метров, при использовании подожжeнной смеси, и 50м. - без воспламенения. Дальность стрельбы также зависела и от погоды. Flammpanzer III был разработан для ведения боeв в городах (Сталинград), но он так и не попал в этот город. В конечном счeте, Flammpanzer III вошли в состав танковых полков как огнемeтные танковые взводы (по 7 машин в каждом). Рапорт, датированный 5 мая 1941 года, даёт представление о распределении Flammpanzer III: 28 в танковую дивизию "Grossdeutschland", 15 в 6-ю танковую дивизию, 14 в 1-ю танковую дивизию, 14 в 24-ю танковую дивизию, 14 в 26-ю танковую дивизию и 7 в 16-ю танковую дивизию, наряду с отдельной машиной, отправленной в Schule Wunsdorf. Рапорт от 1943 года говорит о том, что Flammpanzer III в том году входили в состав 1-ой, 6-ой, 11-ой, 14- ой, 24-ой и "Grossdeutschland" танковых дивизий в СССР, и в состав 16-ой и 26-ой танковых дивизий в Италии.

   Рапорт от июля 1943 года даeт информацию о том, что 41 Flammpanzer III, входящий в состав 6-ой, 10-ой и "Grossdeutschland" танковых дивизий, готовились к атаке на Курск. Этот вариант огнемeтного танка оказался неэффективным, и 35 машин были снова переделаны в стандартные танки Pz III или в Sturmgeschutz III. К ноябрю 1944 года только 10 из выпущенных 100 Flammpanzer III были отремонтированы и объединены в 351-ю роту огнемeтных танков, которая просуществовала практически до конца войны и ещё в апреле 1945 года входила в состав Судетской армейской группы. Сегодня огнемeтный танк Panzerkampfwagen III (Fl) (номер шасси 77651), захваченный в Италии, можно увидеть в музее Кобленца (Koblenz) в Германии, куда он был перевезeн с Американского испытательного полигона в Абердине.

   В июне 1942 года последняя вариация Panzer III поступила в серийное производство. Ausf N производился компаниями Henschel, Wegmann, MNH, MIAG и MAN до августа 1943 года (номера шасси 73851-77800). Ausf N выпускался на шасси Ausf J (3), Ausf L (477) и Ausf M (213). Всего было изготовлено 663 такие машины. Ещё 37 машин было изготовлено путём доработки более ранних версий Panzer III. Pz.Kpfw. III Ausf N, также известный как Sturmpanzer III. Ausf N был практически идентичен более ранним Ausf J, L и M, кроме главного вооружения. Ausf N вооружались 75мм. орудием KwK 40 L/24, изначально использовавшемся на Panzer IV (версии от Ausf A до Ausf F1), которые позже были перевооружены более длинными 75мм. орудиями. Крепежи снарядов были модифицированы, и Ausf N имел боезапас 56 (на шасси Ausf L) и 64 (на шасси Ausf M) снаряда. Из-за большого веса 75мм. орудия на Ausf N не устанавливались дополнительные бронеплиты. Поздние серийные машины были оборудованы модифицированным командирским куполом с цельным люком, взамен ранее применявшейся двустворчатой схеме. Также цельными стали боковые башенные люки. Некоторые из поздних серийных машин были оборудованы командирскими куполами, применявшимися на Panzer IV Ausf G. Танки, выпущенные с марта 1943 года, оборудовались также корпусными и башенными бронеюбками (Schurzen). В добавок, танки, выпущенные с начала 1943 года, обрабатывались антимагнитной пастой Zimmerit. Pz III Ausf N в боевых условиях выполняли роль непосредственной поддержки. Ausf N часто входили в состав батальонов "Тигров" (sPzAbt), чтобы защищать их от пехоты противника, или в гренадёрские танковые дивизии. Некоторые источники говорят о том, что была разработана модель Ausf O, но никаких доказательств этому не сохранилось.

   Некоторые поздние модели Panzer III оснащались бункерами для амуниции (Gepack Kasten). Довольно часто можно было видеть крепежи для перевозки канистр, расположенные на боках башни и задней части корпуса. На начальной стадии операции "Барбаросса" (нападение на СССР в 1941 году), Panzer III имели одноосные прицепы для перевозки дополнительного запаса горючего чтобы увеличить радиус действия. В ходе производства конструкция Panzer III претерпела множество изменений, включая большое количество модификаций, коснувшихся башни (командирский купол, манжета орудия, смотровые щели, люки, бронеюбки), корпуса (эвакуационные люки, бронеюбки) и надстройки (воздухозаборники, сотовая броня, расположение фар). С середины 1943 года Panzer III начал оснащаться "бронеюбками" (Schurzen). В процессе эксплуатации на Panzer III были проведены многие изменения: перевооружение новым оружием, усиление брони и реэкипировка. На многие ранние модели ставились запчасти от более новых моделей, тем самым получался совсем нестандартный Panzer III. Panzer III, отправляемые в Северную Африку, оснащались дополнительными воздушными фильтрами и редукторами вентиляторов с изменeнным передаточным числом.

   Впервые в боевых действиях в малых количествах Panzer III участвовал в Польской кампании в сентябре 1939 года. Panzer III разрабатывался как взводный командирский танк (Zugfuhrerwagen) и был первым действительно боевым германским средним танком. Разработка Panzer III основывалась на выводах, сделанных в ходе боевых испытаний Panzer I и Panzer II. Panzer III стал костяком танковых дивизий Вермахта на ранних этапах войны. Но к октябрю 1943 года только 5 танковых дивизий на Восточном фронте имели в своём составе одну или более танковых рот, оснащeнных Panzer III. А к концу 1944 года на передовой линии на Восточном фронте в использовании осталось всего лишь 79 таких танков. Некоторые Panzer III остались в использовании до самого окончания войны, но службу они несли в таких местах, как Норвегия или Голландия.

   Производство Pz III шло медленно, и было прекращено в августе 1943 года. В ранние годы недостаток танков данного типа заполнялся Чехословацкими PzKpfw 35(t) и PzKpfw 38(t), со сходными тактико-техническими характеристиками. Дизайн Panzer III стал прототипом при разработке его большего брата, Panzer IV, который использовал много одинаковых с Panzer III деталей и узлов. В 1938 году Daimler-Benz получил заказ на разработку нового 20-ти тонного танка на замену Panzer III. И в 1939-40 годах прототип VK2001(DB)/ZW 40 был готов. И хотя он не был запущен в производство, но помог в дальнейшей разработке Panzer IV.

   Ранние вариантиы Ausf A-J (ранний) (1936-1941) назывались "Короткие", а варианты Ausf J (поздний)-N (1941-1943) назывались "Длинными". Всего было построено около 6000 Panzer III всех вариантов. Большинство Pz III было произведено компанией Alkett, а также компаниями Daimler-Benz, FAMO, Henschel und Sohn, MAN, MIAG, Waggonfabrik Wegmann и MNH.

   Panzer III активно применялся на всех фронтах до конца 1943 года, пока не был заменeн на Panzer IV. Как это было и раньше, шасси Panzer III стало основой для разработки целого ряда боевых машин и прототипов. К 1943 году Panzer III окончательно устарел и потерял свою боевую эффективность, в связи с чем многие танки были переоборудованы в различные специализированные машины.

   С февраля 1942 по апрель 1944 года 262 Panzer III E/F/G были переоборудованы в Artillerie Panzerbeobachtungswagen III (Sd.Kfz.143) - машины наблюдения, которые использовались вместе с батареями Wespe и Hummel до конца войны. Panzerbeobachtungswagen III имел муляж орудия и установленный на изначальном месте орудия 7,92мм. пулемёт. Экипаж составлял 5 человек. Танк оборудовался мощной радиостанцией.
В 1943 году несколько Ausf L и Ausf M были переоборудованы в безбашенные Pionierpanzerwagen III - инженерные танки с установленным дополнительным оборудованием. В середине 1944 года 176 (167) Panzer III (включая несколько Ausf E) были переоборудованы в Bergepanzer III - восстановительные машины снабжeнные дополнительным оборудованием. Также в 1943-44 годах некоторое количество ранних версий Panzer III было переоборудовано в Schlepper - артиллерийские тягачи и перевозчики боеприпасов.

   Один из самых интересных прототипов на базе Panzer III был Minenraumpanzer III - машина поиска и уничтожения мин, который оказался малоэффективным и так и не был запущен в производство.
В октябре 1943 года был испытан прототип PzKpfw III Ausf als Schienen-Kettenfahrzeug. Три Ausf N были переделаны в железнодорожные танки, способные передвигаться по рельсам со скоростью 100км/ч (железнодорожная подвеска была установлена компанией Sauer Werke в Вене). В дальнейшем работы над этим проектом прекратились. С июля 1938 по апрель 1943 года большое количество Panzer III было переделано в командирские танки Panzerbefehlswagens III Ausf D1 (30), Ausf E (45), Ausf H (175), Ausf K (50) - оборудованные дополнительными радиостанцией и экипировкой командирские танки, активно использовавшиеся до конца войны. Командирские танки имели муляж орудия, а из реального вооружения - только один 7,92мм. пулемeт. Также 185 командирских танков Panzerbefehlswagen III mit 5cm KwK L/42 (на базе Ausf J) и 50 Ausf K (на базе Ausf L) были вооружены 50мм. орудиями L/42 и L/60 соответственно.

   Башни (110 штук), снятые с переоборудованных в другие машины Pz III, использовались в фортификационных сооружениях "Атлантическая стена" и "Линия Гитлера" в Италии. В 1945 году было принято решение утилизировать устаревшие Panzer II и установить на их шасси башни от зенитных танков Wirbelwind или Ostwind. Они получили обозначение Flakpanzer III. Было заказано 90 таких машин, но скорое окончание войны не позволило выпустить ни одной.

   Летом 1940 года два Pz III были проданы Советскому Союзу, согласно пакту Молотова-Риббентропа, где они были испытаны вместе с ранними версиями Т-34/76. Германский Panzer III оказался более быстрым, чем Советские Т-34 и БТ-7, показав максимальную скорость 69 км/ч. Т-34 гораздо превосходил Pz III по бронезащите и вооружению, но уступал по эргономике и надeжности. Также Panzer III оказался менее шумным, чем Т-34. Т-34 можно было услышать с расстояния 450 метров, тогда как Panzer III можно было обнаружить по звуку только со 150-200 метров.

   Panzer III также экспортировался в другие страны, в основном союзникам по Оси или прогермански настроенным режимам. Первой страной, получившей Panzer III, стала Венгрия (10), за ней Румыния (11 Ausf N), Болгария (10 Ausf N) и Словакия (7 Ausf N). Небольшое количество Ausf L и N было экспортировано в Хорватию. Большой заказ (56 танков) был размещён Турцией, но в связи с тяжёлой военной обстановкой, эта сделка так и не была завершена, хотя примерно 20 или 22 машины всё же были отправлены в Турцию.

   Наиболее интересную машину на базе Panzer III сделали в полевых условиях германскиетехники в Северной Африке. Они изготовили самоходную установку на шасси Panzer III Ausf H, установив на него 150мм. орудие s.I.G.33. Компоненты (само орудие, орудийный щит, боковые надстройки с крепежами инструментов и держатели снарядов) были взяты с Sturmpanzer II Bison (поздняя версия).

   С 1941 по 1943 год советские войска захватили большое количество Panzer III, Sturmgeschutz III и Panzer IV. Некоторые из них временно пошли в использование (часто применялись как "Троянские кони" или просто как приманка), тогда как некоторые были переделаны в самоходные орудия, получившие обозначение Су-76и и СГ-122А.
   Интересным фактом было то, что, находясь в Египте, в августе 1942 года, Польский танковый взвод капитана Ланцерса (Lancers) получил захваченные (7 или 8) Panzer III для обучения экипажей.
   Наиболее удачной машиной на шасси Panzer III был Sturmgeschutz III - серия штурмовых орудий/истребителей танков, которые оставались на вооружении финской армии до 1967 года (!).
   После окончания войны 32 Panzer III использовались в вооружeнных силах Норвегии наряду с Stug III Ausf G. Более подробно об этом можно почитать в статье "Норвежские Panzer III".
   Некоторое количество Pz III также использовалось Чехословакией, включая 4 восстановленных Flammpanzer III.

   Panzer III зарекомендовал себя очень надeжным и эффективным танком и на несколько лет определил пути развития как германских таков, так и танков Союзников. Это был лучший германский танк первой половины войны, но к 1943 году он полностью устарел.



PzKpfw III Ausf.B

PzKpfw III Ausf.B

PzKpfw III Ausf.C

PzKpfw III Ausf.D

PzKpfw III Ausf.D

PzKpfw III Ausf.E

PzKpfw III Ausf.F

PzKpfw III Ausf.F

PzKpfw III Ausf.G

PzKpfw III Ausf.H

PzKpfw III Ausf.H

PzKpfw III Ausf.J

PzKpfw III Ausf.L

PzKpfw III Ausf.L

PzKpfw III Ausf.L

PzKpfw III Ausf.M

PzKpfw III Ausf.N


Категория: Средние танки | Добавил: Weapons-of-War (01.07.2009)
Просмотров: 9074 | Теги: танк, Panzer, III, Panzerkampfwagen, Pzkpfw, Sd Kfz 141, средний, Немецкий, Pz | Рейтинг: 3.7/3 |
| |
Всего комментариев: 0
Другие статьи:
Немецкая 105-мм лёгкая полевая гаубица leFH.18
Итальянская самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий Semovente da 149/40
Немецкая 75-мм противотанковая пушка РaK-97/38
23мм авиационная пушка Волкова-Ярцева - ВЯ-23
Многоцелевой немецкий самолет Messerschmitt Bf.109
Польский легкий бронеавтомобиль Wz.29 "Ursus"
Немецкий дальний морской разведчик и патрульный самолет Blohm & Voss Bv.222 „Wiking“
Советская 100-мм полевая пушка БС-3 обр.1944г.
Многоцелевой самолёт Поликарпова Р-5
Американский истребитель-бомбардировщик Bell P-63 „Kingcobra“

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
Электронная Книга Памяти Украины Cкачать бесплатно книги, журналы, документальные фильмы о ВМФ война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
mk (35)
37мм (32)
1945 (29)
9мм (29)
pistole (28)
20мм (25)
Т-34 (23)
PaK (19)
Carro (18)
ил-2 (18)
45мм (16)
Armato (16)
Pzkpfw (16)
як-3 (16)
m3 (14)
Як (14)
СУ (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
ЯК3 (10)
ИС (9)
M1 (8)
Pz (8)
ил 2 (8)
май (8)
30мм (7)
Panzer (7)
M2 (6)
PzB (6)
Steyr (6)
ил (6)
PzB-39 (5)
StuG (5)
ИС-2 (5)
ИСУ (5)
т34 (5)
1910 (4)
23мм (4)
Berlin (4)
Gewehr (4)
III (4)
M11/39 (4)
mas (4)
Mk.IV (4)
mp (4)
P-35 (4)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2024