Средний танк М 11/39 итальянцы разработали в 1936 году, и первый его
прототип был готов уже в следующем году. В его конструкции
использовались некоторые узлы подвески легкого танка L3. Вооружение
состояло из двух спаренных пулеметов «Бреда» калибра 8 мм,
установленных в башне кругового вращения, и 37-мм пушки, которая
размещалась слева в передней части корпуса и имела угол горизонтальной
наводки 30°, а вертикальной — от +12° до -8°. Боекомплект состоял из 84
выстрелов и 2808 патронов.
Всего было построено только 100 танков М 11/39. Эти машины, которые
весили 11 т и имели экипаж из трех человек, принимали участие в боевых
действиях в Северной Африке в 1940-1941 годах. Вскоре стало совершенно
очевидно, что пушка должна устанавливаться в башне, а не в корпусе
танка, что ограничивало угол обстрела по горизонтали. К такому же
заключению, только несколько позже, пришли и американцы в отношении
своего танка «Грант/Ли». В ходе разработки новой машины было решено
сохранить шасси танка М 11/39, но изменить форму корпуса. Первый
прототип танка М 13/40 был построен в 1940 году. В этом же году было
налажено и их серийное производство.
Вооружение танка состояло из 47-мм пушки, имевшей угол вертикальной
наводки от +20° до -10° и устанавливавшейся в башне кругового вращения.
С пушкой был спарен 8-мм пулемет, второй такой же выполнял роль
зенитного. Еще два 8-мм пулемета располагались справа в передней части
корпуса. Боекомплект состоял из 104 выстрелов и 3048 патронов. Детали
корпуса имели болтовое соединение, а толщина брони варьировалась от 6
до 42 мм. Механик-водитель и пулеметчик располагались в носовой части
корпуса, а заряжающий и командир танка — в башне.
Помимо своих основных функций, командир должен был работать еще и за
наводчика. Подвеска состояла из четырех тележек со сблокированными
попарно на балансирах катками (на борт). Сгруппированные по две,
тележки подвешивались на полуэллиптических рессорах. Ведущее колесо
находилось впереди, а натяжное сзади. Кроме того, в состав ходовой
части входили по три поддерживающих катка на борт.
|