В 1942 американские военные решили, что пришло время для кардинального улучшения среднего танка M4 Sherman.
Конструкторам поручили разработать машину с меньшим силуэтом, улучшенной манёвренностью и усиленным бронированием. Однако создавать принципиально новый танк вовсе не планировалось.
В рамках программы было решено собрать и подвергнуть сравнительным испытаниям 6 прототипов. Конструкторы представили 3 основных варианта танка. Все машины имели двигатель Ford V-8 и отличались трансмиссией и подвеской. Кроме того, каждый вариант выполнялся в комплектации со стандартной 76мм танковой пушкой, как у М4А4 или с 75мм пушкой, оснащённой автоматом заряжания.
Т20 – 76мм пушка
Т20Е1 – 75мм пушка, торсионная индивидуальная подвеска
Т22 – 76мм пушка
Т22Е1 – 75мм пушка
Т23 – 76мм пушка, ходовая часть от М4А3Е8, стабилизатор орудия в вертикальной плосткости
Т23Е1 – 75мм пушка
После всех испытаний Т23 признали наиболее удачной разработкой, но в серию он так и не пошёл. Это диктовалось не только техническими вопросами, но и противоречивой позицией американских военных к развитию своего среднего танка. Осознавая все недостатки Шерманов, генералы продолжали держаться именно за этот танк. Вдобавок, к тому времени они уже находились под впечатлением новой 90мм пушки Т7 с отличной баллистикой.
В мае 1943 у разработчиков заказали небольшую партию из 50 танков, на которых требовалось поставить 90мм пушку в башню прототипа Т23. В итоге, заказ был выполнен даже в двух вариантах.
40 машин Т25 с подвеской типа HVSS
10 машин Т26 с торсионной подвеской и усиленным бронированием башни
На испытаниях победил прототип Т26 за счёт лучших ходовых качеств.
Характерной чертой Т26 являлась электротрансмиссия подобная той, что стояла на немецком прототипе профессора Порше - VK 4501(P) Tiger. Отсутствие коробки передач и возможность плавно менять скорость танка легко передвигая ползунок реостата – несомненно было заманчивой идеей. Но, как и в случае с VK 4501(P) от схемы электротрансмиссии пришлось отказаться из-за её громоздкости. На Т26 поставили гидромеханическую трансмиссию “Torquematic” и карбюраторный двигатель Ford V-8 (Model GAF), 18л3, 500 л.с.@ 2600 об/мин, c воздушнsv охлаждениеv.
Эту комплектацию назвали Т26Е1.
Время шло, а танки американского производства безнадёжно горели при встрече с немецкими Тиграми и Пантерами. Войска требовали новую машину. Англичане, закупавшие бронетехнику у дяди Сэма, тоже всё чаще выражали недовольство. Однако, не смотря на наличие всех необходимых условий, американская военно-бюрократическая система буквально саботировала появление достойного танка. Союзные танкисты несли неоправданно высокие потери от немецких тяжеловесов и прибегали к тактике засад. Но если Союзники собирались вести широкое наступление в Европе, то им явно требовался танк Т26, способный смело вступать в открытую дуэль с тяжёлыми Pz VI и Pz V. Высшее американское командование по прежнему не хотело Т26 и мирилось с его появлением только из-за отличной 90мм пушки. Т26 упрекали за вес и габариты – ведь где бы ни воевали американские танки, их приходилось возить туда кораблями. Сложилась ситуация, когда американские фронтовики и конструкторы буквально лоббировали появление нового танка, а генералы упрямо держались за Шерманы.
Тем временем, инженеры создали Т26Е2 со 105мм гаубицей – позднее эта машина превратилась в М45. Конструктивной особенностью танка являлась возможность при необходимости менять 105мм гаубицу на 90мм пушку.
Наконец, к середине 1944 был выдан госзаказ на 1500 Т26 с 90мм и 105мм орудиями. Причём львиная доля приходилась на танк с 90м пушкой Т7. Казалось лёд тронулся. Однако очень скоро американские генералы опять взялись за старое - Командование Сухопутных Войск (American Groud Forces) совершенно внезапно отказалось от 90мм пушки и затребовало перепроектировать Т26 под 76мм орудие. Затем, ещё подумав, они решили, что фронтовикам хватит и 500 Т26 вместо полутора тысяч.
Тут уже разгорелся скандал. Мало того, что заказ на необходимые танки сократили до чисто символического количества, так ещё вдобавок новая машина лишалась огневой мощи – своего главного преимущества перед Шерманами. Если раньше генералы не хотели Т26 из-за его размеров и веса, но мирились с ним только из-за отличной 90мм пушки, то с 76мм пушкой Т26 вообще становился непонятно зачем нужен. Т26 явно пытались угробить - со стороны это всё напоминало вредительство.
Благодаря генералам, производство Т26 затягивалось, начались разбирательства. Военные сделали всё, чтобы избавиться от Т26 и в конце концов, заявили, что отказываются стандартизировать танк, пока он не покажет себя в бою.
Было решено, что в декабре 1944 первые машины должны поступить на Европейский театр военных действий. В январе 1945 первые 20 танков Т26Е3 поступили в 3-ю и 9-ю Бронетанковую дивизию. Т26Е3 был новой модификаций пока ещё не серийной машины – с двумя аварийными люками в корпусе. В феврале 1945 состоялось боевое крещение Т26. Машины отлично зарекомендовали себя в войсках, хотя из 200 танков, только 20 участвовало в боях.
Несколько Т26Е3 должны были принять участие в захвате Окинавы. Но машины попали туда уже в июле 1945 и повоевать не смогли.
Очень хорошие отзывы с передовой заставили таки военное руководство стандартизировать Т26. Официально он стал числиться как – Heavy Tank M26 “Pershing” - Тяжёлый танк М26 «Першинг». По американской традиции именовать бронетанковую технику в честь своих генералов Т26 назвали в память о генерале “Black Jack” Pershing прославившегося в войне с Мексикой и в 1МВ. Хотя танк и назывался тяжёлым, по сути он оставался средним – около 40 тонн. Не исключено, что в разряд тяжеловесов он попал, чтобы ввести противников в заблуждение. Со временем Т26 логично перевели в разряд средних.
За время 2МВ, до июня 1945 выпустили 1436 М26: Grand Blanc Arsenal ноябрь 1944 - июнь 1945 -1,190 и Detroit Arsenal март - июнь 1945 - 246. Всего в 1944-45 изготовили около 2.350 этих машин. По настоящему показать себя танк смог сразу после 2МВ, участвуя в Корейской войне.
Танк Першинг для американского танкостроения стал эпохальным. Именно М26 во многом определил развитие послевоенной танковой мысли в США и послужил отправной точкой при создании боевых машин нового поколения. Першинг активно модифицировался, и послужил базой для целого семейства всевозможной бронетехники.
Модификации:
M26 – основная производственная версия
M26 (Вариант 1) – оснащён установкой Т21 с дистанционным управлением и сдвоенными пулемётами .50 M2HB
M26 (Вариант 2) – по бортам башни смонтировано по пусковой раме T99 на 11 ракет
M26A1
M26E1 – 90мм пушка Т54
M26E2 – прототип для M46
M45 – боевая инженерная версия со 105мм орудием
M45 (Вариант 1) – огнемёт на правом переднем закрылке и буксируемый трейлер с огнемётной жидкостью
T12 - БРЭМ
T15E3 - T26E1 увеличенная броня днища и усиленные компоненты подвески
T25 – корпус T23 с 90мм пушкой в башне с увеличенной бронёй и массивной маской
T25E1 – корпус T23E3 с башней от T25
T25E1 (Вариант 1) – большие цилиндрические детали дальномера
T25E1 (Вариант 2) – 105мм орудие с дульным тормозом
T26 – электро-механическая трансмиссия
T26E1 - T26 с трансмиссией “Torquematic”
T26E2 – непосредственный прототип для M45
T26E3 – переходный прототип
T26E3 (Вариант 1) – с экспериментальной сдвоенной пулемётной установкой .50 M2HB
T26E4 (Super Pershing, T26E1-1, Long Tom) – удлинённая 90мм пушка
T26E5 - T26E3 с 90мм пушкой, “Torquematic” и 3-х скоростная планетарная трансмиссия
T84 – 8-дюймовая гаубица установленная в кормовой части
T92 - 240мм гаубица в комовой части на модифицированном корпусе M26
T93 – 8-дюймовое орудие в кормовой части на модифицированном корпусе М26
Тактико-технические характеристики M26 Pershing:
Классификация: тяжёлый танк
Боевая масса, т: 43,1
Компоновочная схема: классическая
Экипаж, чел.: 5
История
Годы производства: 1945
Количество выпущенных, шт.: 1436
Размеры
Длина корпуса, мм: 6208
Длина с пушкой вперёд, мм: 8090
Ширина корпуса, мм: 3505
Высота, мм: 2769
Клиренс, мм: 440
Бронирование
Тип брони: стальная, литая и катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 102 / 46°
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 76 / 53°
Борт корпуса, мм/град.: 51—76 / 0°
Корма корпуса, мм/град.: 51 / 0—30°
Днище, мм: 13—25
Крыша корпуса, мм: 22
Лоб башни, мм/град.: 102 / 0°
Маска орудия, мм/град.: 114
Борт башни, мм/град.: 76 / 0—8°
Корма башни, мм/град.: 76 / 0—5°
Крыша башни, мм: 25
Вооружение
Калибр и марка пушки: 90-мм M3
Тип пушки: нарезная
Длина ствола, калибров: 50
Боекомплект пушки: 58
Углы ВН, град.: 10…+20°
Прицелы: телескопические M71C, M8A1, телескопический T121
Пулемёт: 1 x 12,7-мм M2HB, 2 x 7,62-мм M1919A4
Подвижность
Тип двигателя: V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 450
Скорость по шоссе, км/ч: 45
Запас хода по шоссе, км: 120
Удельная мощность, л. с./т: 9,5
Тип подвески: индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,9
Преодолеваемый подъём, град.: 30°
Преодолеваемая стенка, м: 0,9
Преодолеваемый ров, м: 2,45
Преодолеваемый брод, м: 1,2