История создания и развития Как известно, самоходные артиллерийские установки (САУ), созданные на базе танковых шасси, в подавляющем большинстве случаев оснащены более мощным вооружением, чем танк-база. Это правило применимо к большинству представителей самоходной артиллерии советской и немецкой армий времен Второй Мировой войны. Однако у каждого правила есть свои исключения и именно такому исключению посвящена данная статья. В самом деле, у логично мыслящего человека, который неплохо знает характеристики советских боевых машин того времени, может возникнуть вопрос: "зачем нужна тяжелая САУ ИСУ-122, если она не имеет преимуществ перед своим танком-базой ИС-2 ни по вооружению, ни по бронированию?" Такая постановка вопроса вполне правомерна и для ответа на него придется обратиться к историческим обстоятельствам, которые привели к созданию этой самоходки.
Прототип ИСУ-122 "объект 242" был построен в декабре 1943 года, однако предпосылки к его созданию уходят своими корнями в конец 1942 года. Как известно, любая воюющая сторона стремится понять и спрогнозировать ход возможного развития технических средств вооруженной борьбы у своего противника. Не был исключением и Советский Союз - именно в конце 1942 года была закончена работа "Изучение броневой защиты танков немецкой армии" коллектива ЦНИИ-48, в составе А. С. Завьялова, В. В. Ларченко, В. В. Ардентова и других экспертов. Отчет по ней содержал следующий вывод: "... За время войны можно ожидать появления у врага новых образцов танков... если такие новые образцы появятся, то едва ли мы встретимся в них с фактом значительного утолщения брони...". Но 24 декабря 1943 года в день подписания отчета новый тяжелый немецкий танк "Тигр" вел разведку в районе станции Мга под Ленинградом.
Появление этой боевой машины оказало существенное влияние на характер боев на Восточном фронте. Как известно, любые советские орудия калибром 45 и 76 мм были малоэффективными против брони "Тигра" на дистанциях свыше 300-400 м, да и в ближнем бою от наводчика требовался острый глаз и хорошее знание слабых мест "Тигра". И если орудия ПТО часто выручали небольшой размер и хорошая маскировка на местности, то советским танкам приходилось совсем плохо. Решению проблемы было посвящено заседание Государственного Комитета Обороны (ГКО) 12 апреля 1943 года. Обстановка на нем была тяжелой, многим присутствовавшим было просто нечего сказать насчет средств борьбы с "Тигром". Тем не менее, была намечена программа действий по исправлению сложившейся ситуации. Особое внимание в ней уделялось увеличению производства корпусных орудий А-19 калибра 122 мм, поскольку только эти пушки могли пробить лобовую броню "Тигра" на любой дистанции. Более того, для А-19 не надо было проводить в спешном порядке работы по ее адаптации под "сухопутное" применение, это орудие с "момента рождения" предназначалось именно для поражения наземных целей (тогда как 85-мм зенитку 52-К и 100-мм морскую пушку универсального назначения Б-3 еще предстояло переделать под танковый и самоходный варианты). По планам 1943 года орудие А-19 планировалось поставлять в войска как в штатном буксируемом, так и в самоходном варианте.
Таким образом, идея построить артсамоход, вооруженный 122-мм орудием А-19 восходит к середине 1943 года. Для противотанкового применения это было оптимальным решением, поскольку пушка А-19 в буксируемом виде была очень тяжела и велика по сравнению с 45- и 57-мм орудиями ПТО. В качестве шасси предполагалось использовать КВ-14 (СУ-152), заменив гаубицу-пушку МЛ-20С на А-19, благо в буксируемом варианте они устанавливались на один и тот же нормализованный лафет 52-Л-504А. Но относительно небольшой объем выпуска СУ-152 и большая потребность в них действующей армии не позволили реализовать этот замысел. Кроме того, на Челябинском Кировском Заводе (ЧКЗ) в это время активно шла разработка нового тяжелого танка и дальнейшее развитие самоходок на базе КВ было уже третьестепенной задачей.
К ноябрю 1943 года работы по созданию и запуску в серию нового тяжелого танка ИС-1, вооруженного 85-мм орудием Д-5Т были успешно завершены. На его базе сначала построили "объект 241" - прототип САУ, оснащенной 152.4-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С; а поскольку придание мобильности пушке А-19 оставалось актуальной задачей, через месяц построили упомянутый выше "объект 242". Подводя итог, можно сказать, что изначально линейка машин на новом шасси предусматривалась такой: танк с 85-мм орудием и две самоходки на его базе с орудиями калибром 122 и 152 мм. Вопроса о неадекватности вооружения танка и САУ тогда не возникало. Однако опыт использования в боях 85-мм орудий показал, что они скорее подходят для среднего танка, а тяжелый танк для достижения превосходства над машинами противника должен быть вооружен более мощной артсистемой.
Поэтому в одно и то же время с созданием самоходок на базе ИС-1 велись работы по установке той же пушки А-19 в башню танка ИС. Несмотря на некоторые недостатки (неуравновешенность масс башни относительно ее оси вращения и более крупные габариты противооткатных устройств по сравнению с 85-мм орудием) в целом это усовершенствование оказалось довольно успешным. Опытный образец танка со слегка модифицированной пушкой А-19, получившей обозначение Д-25Т, "объект 240" (будущий ИС-2) вышел на испытания на несколько дней раньше, чем прототип ИСУ-152 "объект 241". Еще до конца 1943 года ИС-2 полностью заменил в производстве изначальный вариант ИС-1. Вот тогда и возникла ситуация с несоответствием огневой мощи САУ и танка-базы. Вероятно, именно поэтому серийное производство ИСУ-122 не было развернуто еще в декабре 1943 года сразу после испытаний прототипа. С декабря 1943 года по апрель 1944-го выпускались только ИСУ-152, но производство бронекорпусов для тяжелых САУ быстро превысило выпуск гаубиц-пушек МЛ-20С, этих орудий не хватало для вооружения всех вновь выпускаемых ИСУ. Вот тогда и вспомнили про ИСУ-122, тем более, что на складах уже имелся достаток пушек А-19. Начиная с апреля 1944 года в параллельном производстве на ЧКЗ было уже две тяжелых САУ: ИСУ-152 и ИСУ-122. Ввиду больших запасов пушек А-19 они устанавливались во вновь выпускаемые тяжелые САУ вплоть до конца войны, по данным из журнала было всего построено 2159 самоходок ИСУ-122.
Несмотря на равноценную артсистему с танком ИС-2, ИСУ-122 все-таки не была его "суррогатом", так как предназначение самоходки было несколько иным, чем у танка. Хотя как видно из главы "Боевое применение", на практике случалось всякое, в том числе и подмена танков ИС-2 самоходками ИСУ-122. С точки зрения производства выпуск ИСУ-122 по сравнению с выпуском ИС-2 был несколько проще, поскольку она не имела башни, изготовление которой было довольно сложным процессом в технологическом плане.
Изначально орудие А-19 и его танковый вариант Д-25 имели поршневой затвор, что достаточно сильно понижало практическую скорострельность из этого орудия. Поэтому еще в конце 1943 года артиллерийские конструкторы усовершенствовали Д-25, заменив поршневой затвор на клиновый полуавтоматический. Модернизированный вариант пушки практически сразу же стали устанавливать во вновь выпускаемые танки ИС-2. Выигрыш в скорострельности оказался довольно значительным: модернизированная Д-25 в среднем в минуту могла дать 2.5 - 3.5 выстрела (в лучших условиях и до 4) против 2 - 3 у А-19. Заметим, что скорострельность орудия Д-25С в ИСУ-122С была несколько выше чем у Д-25Т в ИС-2 - в самоходке орудие обслуживал дополнительный пятый член экипажа по сравнению с танком-базой. Однако довольно долго все выпускаемые орудия Д-25 устанавливались только в танки и только во второй половине 1944 года появилась возможность вооружения ими самоходок. Прототип САУ, оснащенной пушкой Д-25С, имел заводской индекс "объект 249" и внешне довольно заметно отличался от серийной ИСУ-122: его орудие было оснащено дульным тормозом и броневая маска пушки была более компактной. Последнее стало возможным благодаря меньшим размерам противооткатных устройств у Д-25С по сравнению с А-19, это же обстоятельство позволило несколько увеличить угол горизонтальной наводки орудия. Впрочем, в сентябре 1944 года "объект 249" пошел в серию под названием ИСУ-122С и с этого момента на ЧКЗ одновременно выпускалось уже три разновидности самоходок ИСУ. До конца войны выпустили 701 самоходку ИСУ-122С.
Развитие конструкции тяжелых САУ серии ИСУ продолжалось по ходу их производства. Все модификации к концу 1944 года стали оснащаться 12.7-мм зенитным пулеметом ДШК и дополнительными топливными баками увеличенного объема. Предпринимались и неоднократные попытки увеличить огневую мощь ИСУ-122 за счет установки 122-мм орудий большей мощности, чем Д-25С. Первым вариантом такой САУ был "объект 243" или ИСУ-122-1. Его спроектировали и построили совместно СКБ-2 опытного завода №100 и ОКБ-172 НКВД. Эта машина была оснащена 122-мм пушкой БЛ-9 со стволом-моноблоком длиной 59 калибров и горизонтально-клиновым полуавтоматическим затвором. Бронебойный снаряд по выходе из ствола БЛ-9 имел скорость 1100 м/с и был способен поразить противника на гораздо большей дистанции, чем снаряд того же типа, выпущенный из Д-25С. Опытный образец ИСУ-122-1 был изготовлен в июне 1944 года и испытывался в сентябре 1944 года. В мае 1945 года он проходил государственные испытания, в ходе которых у него разорвало ствол орудия. В связи с окончанием Великой Отечественной войны ИСУ-122-1 на вооружение не принималась. Второй вариант самоходки с 122-мм пушкой большой мощности был оснащен орудием С-26-1, разработанной в Центральном Артиллерийском Конструкторском Бюро (ЦАКБ). САУ получила заводской индекс "объект 251" и название ИСУ-122БМ (или ИСУ-122-3). Пушка С-26-1 содержала в себе некоторые элементы конструкции морского 130-мм орудия Б-13, имела ствол длиной в 59.5 калибров и горизонтально-клиновый затвор с полуавтоматикой копирного типа. После выстрела и экстракции гильзы ствол этого орудия продувался сжатым воздухом для уменьшения загазованности боевого отделения самоходки. На испытания ИСУ-122БМ вышла в июне 1945 года, но по их ходу возникли проблемы с орудием. В результате, как и ИСУ-122-1, ИСУ-122БМ на вооружение не принималась. Была предпринята и попытка установить непосредственно 130-мм орудие на шасси САУ серии ИСУ. Адаптированная в ЦАКБ под сухопутное применение морская пушка Б-13, получившая индекс С-26, была успешно смонтирована в рубке ИСУ. Этот вариант самоходки обозначался как ИСУ-130 или "объект 250". Однако и его постигла та же участь, что и ИСУ-122-1 или ИСУ-122БМ. Все эти три варианта имели боекомплект в 25 снарядов и меньшие углы вертикальной и горизонтальной наводки по сравнению со стандартной ИСУ-122.
После окончания войны производство ИСУ-122 было прекращено. К тому времени 122-мм пушка Д-25 уже "прочно обосновалась" на тяжелых танках, а объемы выпуска бронетехники существенно уменьшились по сравнению с военной порой. Вскоре предстояло и сокращение численности армии, поэтому производство ИСУ-122 обеих модификаций прекратили в пользу увеличения выпуска новых тяжелых танков ИС-3. Более того, существовало предложение сделать это, не дожидаясь окончания войны. Как известно, по своей бронезащите ИС-3 был серьезным шагом вперед по сравнению с ИС-2 (и тем более с ИСУ-122) при равноценном вооружении. При необходимости ИС-3 без проблем мог выполнять функции ИСУ-122, поэтому снятие с производства последней было уже предопределено в начале 1945 года. Такое решение оправдывалось еще и тем обстоятельством, что к середине 1945 года уже существовали прототипы средних САУ, вооруженных пушкой Д-25. В случае необходимости производство таких машин можно было без особых проблем развернуть в гораздо больших масштабах, чем самоходок тяжелого класса.
Оставшиеся после войны в строю ИСУ-122 еще долго использовались в Советской Армии. В ходе капитального ремонта 1958 года на них были заменены радиостанция и переговорное устройство, но конец их "активной" карьеры был уже близок. Много ИСУ-122 переоборудовалось под тягачи, специальные машины обеспечения ракетных комплексов, часть разоруженных самоходок была даже передана в распоряжение ряда гражданских ведомств.
Устройство САУ Устройство САУ ИСУ-122 отличается от устройства ИСУ-152 только установкой орудия и раскладкой боеприпасов. Ввиду меньшего калибра снарядов в самоходке удалось разместить в полтора раза больший боекомплект по сравнению с ИСУ-152 - 30 артвыстрелов. Основным вооружением САУ является 122-мм орудие А-19 (или его модернизированный вариант Д25-С). Эта пушка была разработана в 1931 г. группой конструкторов Всесоюзного орудийно-арсенального объединения под руководством С. П. Шукалова. В 1937 г. конструкторское бюро артиллерийского завода в Мотовилихе во главе с Ф. Ф. Петровым выполнило наложение ствола этого орудия на нормализованный лафет 52-Л-504А гаубицы-пушки МЛ-20. Это обстоятельство сыграло большую положительную роль как для буксируемой, так и для самоходной артиллерии. Одинаковая лафетная часть обеих артсистем существенно упрощала замену качающейся, именно поэтому конструкторам ЧКЗ удалось так быстро сконструировать ИСУ-122 на базе уже разработанной ИСУ-152. Для стрельбы из пушек А-19 или Д-25С применяются следующие типы боеприпасов:
осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-471Н с привинтной головкой
осколочно-фугасная цельнокорпусная короткая пушечная граната ОФ-471Н
осколочно-фугасная цельнокорпусная длинная пушечная граната ОФ-471
осколочно-фугасная стальная гаубичная граната ОФ-462
бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд БР-471
бронебойно-трассирующий снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б
бетонобойный пушечный снаряд Г-471
Осколочно-фугасная граната ОФ-471 весом 25 кг по выходе из ствола имеет скорость 800 м/с и при установке взрывателя на осколочное действие наносит поражение осколками на 40 м по фронту и на 8 м в глубину. При фугасном действии в грунте средней плотности образуется воронка диаметром около 3 м 30 см и глубиной около 1 м 30 см. На расстоянии в 1 км бронебойно-трассирующий снаряд БР-471 пробивал лобовую броню любого танка вермахта.
В качестве оружия для защиты от нападения с воздуха начиная со второй половины 1944 года на части машин устанавливался 12.7-мм зенитный пулемет ДШК с боекомплектом в 250 патронов. В ходе боевых действий его нередко приходилось применять и против вражеской пехоты. Особенно нужным это оказалось при штурмах городов, когда огнем этого пулемета можно было поражать вражеских бронебойщиков, укрытых развалинами или засевших на верхних этажах уцелевших зданий.
Из всех прочих узлов от ИСУ-152 отличались прицельные приспособления, которые были рассчитаны на большую дальность прямого выстрела. Экипаж самоходки по штату состоял из 5 человек (командир, командир орудия (наводчик), механик-водитель, замковый и заряжающий), но иногда ИСУ-122С использовались и с экипажем из 4 человек (обязанности заряжающего исполнял замковый). Высвободившееся место могло быть использовано для размещения дополнительного боезапаса.
Боевое применение Первые самоходки ИСУ-122 начали поступать в действующую армию в апреле 1944 г. Также как и ИСУ-152, они состояли на вооружении отдельных тяжелых самоходных артиллерийских полков в составе 21 самоходки - 4 батареи по 5 машин плюс 1 машина командира полка. Рекомендованная тактика боевого применения была одинаковой для ИСУ-122 и ИСУ-152, но на практике у каждой из них нашлась своя "жизненная ниша". Несмотря на огромную разрушительную мощь 152-мм снаряда, гарантированно поражавшего любого представителя бронетехники вермахта, ИСУ-152 имела невысокую скорострельность и небольшой запас снарядов, что ограничивало ее возможности как САУ-истребителя танков. ИСУ-122 была куда более подходящей для этой цели - ее боезапас был в полтора раза больше, чем у ИСУ-152. Кроме того, 122-мм снаряды имели почти вдвое меньшую массу по сравнению со снарядами калибра 152 мм. Это облегчало нелегкий труд заряжающего с замковым и повышало практическую скорострельность. Поэтому ИСУ-122 сразу же приобрела на фронте большую популярность в роли мощного и дальнобойного истребителя танков. Весной и летом 1944 года тяжелые САУ серии ИСУ вместе с тяжелым танком ИС-2 были единственными машинами Красной Армии, способными уничтожать немецкие тяжелые танки на дистанциях боя, превышающих 1 километр. В наступлении ИСУ-122 использовались следующим образом: они следовали за основным боевым порядком атакующих танков на расстоянии 200 - 300 м и своим огнем поддерживали их атаку. В случае танковой контратаки противника они часто выдвигались вперед и прицельным огнем прямой наводкой поражали вражеские машины. Другим эффективным приемом в борьбе с танками неприятеля была организация дальних артиллерийских засад на пути следования колонн противника. Благодаря мощному и дальнобойному орудию отпадала надобность в тесном сближении с противником, что значительно понижало шанс своевременного раскрытия засады. Ввиду относительно небольшой высоты самоходки она хорошо маскировалась на местности и вероятность ее обнаружения противником с расстояния порядка километра была очень невелика.
ИСУ-122 активно использовались во всех штурмовых действиях, которые Красная Армия вела на заключительном этапе войны. Большая кинетическая энергия 122-мм снарядов позволяла пробивать стены ДОТов и домов капитальной кладки, превращенных в узлы сопротивления; срывать бронеколпаки с пулеметных гнезд. Многие из этих задач были непосильны даже для 85-мм орудий, не говоря уже об артсистемах меньших калибров. Большую роль играло хорошее бронирование самоходки - она могла выдвигаться на дистанцию прямого выстрела и поражать им выбранную цель. Для буксируемой артиллерии крупного калибра зачастую это было невозможным из-за сильного пулеметного и прицельного снайперского огня противника. Для защиты от вражеских бронебойщиков и противотанковых орудий самоходку в городских боях сопровождала штурмовая группа пехотинцев - отделение автоматчиков, иногда усиленное снайпером или огнеметчиком.
Примечателен тот факт, что в ходе штурмовых действий ИСУ-122 иной раз подменяли танк-базу ИС-2 в отдельных гвардейских тяжелых танковых полках (ОГвТТП). Так 8 марта 81 ОГвТТП получил 20 ИСУ-122 из четырех маршевых батарей (на тот момент в нем оставался 1 исправный танк ИС-2) и вступил в бой с окруженным в районе к юго-западу от Кенигсберга противником. За 12 дней боев полк потерял убитыми 7 офицеров и 8 солдат, ранеными 11 офицеров и 13 солдат и сержантов; в ходе сражений сгорело 10 ИСУ-122 и еще 5 были повреждены. Танкисты, переквалифицировавшись в самоходчиков, захватили населенные пункты Айзенберг, Вальтерсдорф, Биркнау, Грунау и вышли на побережье Балтийского моря. Полк уничтожил 5 танков, 3 штурмовых орудия, 65 противотанковых пушек, 8 БТР, 9 тягачей и захватил исправными 18 орудий и одну "Пантеру".
Сравнение ИСУ-122 с другими САУ Многое из сказанного про ИСУ-152 в посвященной ей статье можно повторить и про ИСУ-122. Однако в этом вопросе есть и существенные особенности, которые стоит рассмотреть более внимательно. Все варианты самоходных орудий серии ИСУ можно классифицировать и как тяжелые истребители танков, и как тяжелые штурмовые орудия. Однако расстановка акцентов в отношении боевого применения этих САУ была своя для каждой машины: ИСУ-152 больше тяготела к роли штурмового орудия, а ИСУ-122 - к роли истребителя танков. В армии нацистской Германии истребителем танков той же категории по массе, что и ИСУ-122, была "Ягдпантера", а у наших бывших союзников серийных машин такого класса просто не было.
Подробно сравнивать ИСУ-122 и "Ягдпантеру" особого смысла нет: их орудия были одними из самых эффективных противотанковых средств своего времени. Желающим более детально "проработать" этот вопрос можно порекомендовать статью на сайте The Russian Battlefield, хоть она и посвящена сравнению базового танка ИС-2 с Pz Kpfw V, VIH и VIB. В ней достаточно полно описаны характеристики орудий Д-25Т и KwK43 (что практически равноценно их вариантам для САУ Д-25С и StuK43). Отметим только, что недостатки снарядов Д-25С более чем с лихвой "компенсировались" плохим качеством брони немецкой бронетехники, выпущенной во второй половине 1944 года и позже. Поэтому не стоит особо "цепляться" за цифры бронепробиваемости, приводимые в популярных книгах и справочниках - обоим орудиям было по силам вывести из строя любой образец бронетехники противника.
К примеру, если спрямленная верхняя лобовая деталь ИС-2 очень неплохо противостояла 88-мм снарядам, то "лакомым" местом для StuK43 оставались нижняя лобовая деталь и башня. С другой стороны, непроницаемость лобовой брони "Элефанта" для Д-25С не делала его неуязвимым - разрыв осколочно-фугасного 122-мм снаряда выводил из строя внутренние узлы и агрегаты "Элефанта", срывал его орудие с цапф и корежил его. В итоге, грозная боевая машина с непробитой броней все равно превращалась в 68 тонн бесполезного металла.
То есть и то, и другое орудие имело свои преимущества и недостатки. Пушка Д-25С выигрывала у StuK43 по дульной энергии и осколочно-фугасному действию своих снарядов, но проигрывала в 2.5 - 3 раза в скорострельности из-за раздельного заряжания (StuK43 имела унитарное) и в "ассортименте" своих снарядов (на 1944 и начало 1945 года у Д-25С не было ни подкалиберных снарядов, ни снарядов с баллистическим наконечником). Соответственно, очень хорошее "чисто бронебойное" действие StuK43 (иной раз на дистанции до 5 км!) покупалось очень низкими (по сравнению с Д-25) его противопехотными возможностями.
То же самое можно сказать и про шасси обеих самоходок. ИСУ-122 была несколько сильнее бронированной, но углы наклона максимальных по площади фронтальной проекции броневых деталей были куда меньше, чем у "Ягдпантеры". А у последней бортовая броня была уязвима даже для снарядов 45-мм советских противотанковых орудий. Кроме того, "Ягдпантера" была сложной в производстве и ремонте, страдала низкой надежностью отдельных узлов и агрегатов. В первой половине 1944 года ИСУ-122 тоже не могла похвастаться высокой надежностью, но хорошая технологичность машины помогла избавиться от механических поломок в эксплуатации к осени того же года. В общем же, можно только повторить тот тезис, что и ИСУ-122, и "Ягдпантера" были одними из самых эффективных истребителей танков своего времени, каждая со своим набором достоинств и недостатков.
Что касается ИСУ-122 как тяжелого штурмового орудия, то она вместе с ИСУ-152 не имела аналогов среди серийных образцов немецкой или англоамериканской бронетехники в той же категории по массе машины. Осколочно-фугасное действие 122-мм пушечного снаряда Д-25С было достаточно сильным, чтобы эффективно поражать укрытую в окопах или зданиях живую силу неприятеля; однако его высокая начальная скорость и меньший угол возвышения орудия несколько снижали его противопехотное действие по сравнению с гаубичным снарядом того же калибра. Поэтому в борьбе с окопавшейся пехотой врага иной раз средняя самоходная гаубица СУ-122 была эффективнее, чем тяжелая ИСУ-122. Кроме того, большой вылет ствола пушки у ИСУ-122 иногда сильно затруднял маневрирование самоходки в стесненных условиях городского боя. Но и пушка Д-25С у ИСУ-122 имела преимущества перед гаубицей М-30 у СУ-122: высокая начальная скорость бетонобойного снаряда позволяла поражать долговременные фортификационные сооружения и бронеколпаки, устойчивые к фугасному действию снарядов того же калибра. И хотя ИСУ-122 применялись достаточно широко в роли штурмового орудия, считалось, что для такого применения предпочтительнее СУ-152 или ИСУ-152, несмотря на их меньшие скорострельность и боезапас.
Тактико-технические характеристики ИСУ-122:
Боевая масса, т: 46,0
Экипаж, чел.: 4 или 5
История
Количество выпущенных, шт.: 1735
Размеры
Длина корпуса, мм: 9850
Ширина корпуса, мм: 3070
Высота, мм: 2480
Клиренс, мм: 460—470
Бронирование
Тип брони: катаная (литой лоб на части машин)
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 60/78°
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 90/−30°
Борт корпуса (верх), мм/град.: 75/15°
Борт корпуса (низ), мм/град.: 90/0°
Корма корпуса (верх), мм/град.: 60/49°
Корма корпуса (низ), мм/град.: 60/−41°
Днище, мм: 20
Крыша корпуса, мм: 30
Лоб рубки, мм/град.: 90/30°
Маска орудия, мм/град.: 100
Борт рубки, мм/град.: 75/15°
Корма рубки, мм/град.: 60/0°
Крыша рубки, мм/град.: 30
Вооружение
Калибр и марка пушки: 121,92-мм А-19С
Длина ствола, калибров: 48
Боекомплект пушки: 30
Углы ВН, град.: −3…+22°
Углы ГН, град.: 10°
Прицелы: СТ-18, Панорама Герца
Пулемёты: 1 × 12,7-мм ДШК
Подвижность
Тип двигателя: V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизель
Мощность двигателя, л. с.: 520
Скорость по шоссе, км/ч: 35
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10—15
Запас хода по шоссе, км: 220
Запас хода по пересечённой местности, км: 140
Удельная мощность, л. с./т: 11,3—11,4
Тип подвески: торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,81—0,82
Преодолеваемый подъём, град.: 32°
Преодолеваемая стенка, м: 1,0
Преодолеваемый ров, м: 2,5
Преодолеваемый брод, м: 1,3—1,5