В ходе Второй Мировой Войны Германия выпускала различные специализированные типы бронетехники, включая Sturmpanzer - штурмовые танки. Они использовались как машины тяжёлой поддержки пехоты в уличных боях в крупных городах. Использовались главным образом против зданий и в операциях против сильноукреплённой обороны противника. Первым штурмовым танком был Sturminfanteriegeschutz 33, разработанный на шасси среднего танка Panzer III. Он вооружался 150 мм. тяжёлой пехотной гаубицей sIG. После него был разработан Sturmpanzer IV Brummbar, который базировался на шасси среднего танка Panzer IV и вооружался 150 мм. штурмовой гаубицей StuH (Sturmhaubitze). 306 таких машин, произведённых в период с 1943 по 1945 год, принимали участие в боевых действиях на всех фронтах. Самым тяжёлым и самым мощным из штурмовых танков был Sturmtiger, который поступил на вооружение германской армии в конце 1944 года. Это был результат завершения работ над похожим проектом - Sturmpanzer Bar.
Осенью 1942 года, после тяжёлых боёв под Сталинградом, была разработана концепция тяжёлого самоходного штурмового орудия поддержки пехоты, предназначенного специально для уличных боёв. В то время единственным танком, специально предназначенным для данной роли, был Sturminfanteriegeschutz 33, в то время как Sturmpanzer IV Brummbar находился пока в стадии разработки. Сначала предполагалось вооружить Sturmtiger 210мм. гаубицей, но в тот момент её не было в наличии. 5 августа 1943 года было решено установить на модифицированный Tiger 380мм ракетную пусковую установку/мортиру в новую надстройку. Новая машина получила обозначение 38cm RW61 auf Sturm(panzer)morser Tiger, но этот танк также изхвестен как Sturmtiger, Sturmpanzer VI и Tiger-Morser. Наиболее часто применяемым было обозначение Sturmtiger. Новая машина по компановке и отводимой ей роли была схожа с Brummbar, но имела более тяжёлое шасси и вооружение. Компания Alkett получила заказ на производство первого прототипа к октябрю 1943 года. 20 октября 1943 года прототип Sturmtiger был представлен Адольфу Гитлеру на тренировочном полигоне в Arys в Восточной Пруссии. Этот прототип базировлся на Tiger промежуточной версии (дорожные колёса с резиновыми бандажами) и надстройку из железных бронеплит (мягкая сталь). Прототип интенсивно испытывался и в апреле 1944 года был принят в производство. Для производства использовались повреждённые в боях поздние модели Tiger (дорожные колёса со стальными бандажами) вместо новых. С августа по декабрь 1944 года Alkett собрал всего 18 Sturmtiger (номера шасси с 250043 по 251174). 10 машин было выпущено в сентябре и ещё 8 - в декабре 1944 года. Изначально планировалось производить по 10 таких машин в месяц, но данный темп производства так никогда и не был достигнут.
Sturmtiger изготавливался на базе поздней модели Tiger. Кроме лобовой бронеплиты, надстройка не имела углов наклона. На Sturmtiger cnfdbkcz 700-сильный 12-ти цилиндровый двигатель Maybach HL 230 P 45 с ранней версии Tiger, и КП Maybach OLVAR OG 401216A (8 скоростей вперёд и 4 назад). Машина имела максимальный запас хода 120 км и максимальную скорость 37,5 км/ч. Расход топлива составлял 450 литров на 100 км пробега, а топливный бак вмещал 540 литров. В сравнении со стандартным Tiger, Sturmtiger имел длину 6,28 м (Tiger - 8,45 м), ширину 3,70 м (Tiger - 3,70 м) и высоту 2,85 м без учёта крана и 3,46 м - с краном (Tiger -2,93 м). Вес машины (65 т) на восемь тонн превышал вес стандартного Tiger (57 т). Тяжелобронированные надстройки (передняя бронеплита -150мм., боковые стенки - 80 мм.) изготавливались на заводе компании Brandenburger Eisenwerke, а переоборудование Tiger проводил Alkett. Целиком машины собирались на заводе Alkett, Berlin-Spandau.
Sturmtiger был вооружён 380мм. заряжаемой с казённой части короткоствольной мортирой Raketenwerfer 61 L/5.4, которая стреляла на близкое расстояние (4600-6000м.) огромными ракетными снарядами большой разрушительной мощности. Это орудие было разработано компанией Rheinmetall-Borsig на основе морской установки запуска глубинных бомб. Для локальной обороны на передней бронеплите устанавливался 7,92мм. пулемёт MG34. Sturmtiger был способен уничтожить любое здание или другую цель с одного выстрела. Правда, боезапас его составлял всего 14 реактивных снарядов (весом 345-351кг. каждый). 12-13 снарядов хранились на специальных подставках внутри надстройки и 1 в стволе мортиры. Машина была оборудована ручным краном, помогавшим производить зарядку мортиры. Для этой операции требовались усилия всего экипажа. 12 августа 1944 года прототип Sturmtiger был отправлен в польский город Pruzshkow, а затем в Варшаву для помощи в подавлении восставшей Польской Народной Армии. Один из неразорвавшихся снарядов Sturmtiger сегодня можно увидеть в экспозиции в музее Wojska Polskiego в Варшаве. 28 августа, после успешного дебюта, прототип был отправлен обратно на завод Berlin-Spandau. В начале сентября 1944 года было сформировано новое танковое подразделение PzStuMrKp 1000, вооружённое двумя Sturmtiger, которое было отправлено в Варшаву. С августа по декабрь 1944 года Alkett закончил только 18 Sturmtiger, из которых были сформированы четыре Panzer Sturmmorser Kompanie (PzStuMrKp): 1000, 1001, 1002 и 1003, участвовавшие в боевых действиях на Западном фронте. Некоторые из них приняли участие в наступлении в Арденнах, но большинство участвовало в обороне по берегам Рейна. Sturmtiger показали себя превосходным оборонительным оружием, но позже все они были уничтожены огнём тяжёлой артиллерии или воздушными атаками. Есть сообщение о том, что единственным выстрелом из Sturmtiger были полностью уничтожены три американских танка M4 Sherman. Сегодня полностью восстановленный и функционирующий Sturmtiger можно увидеть в "Auto & Technik Museum" в Sinsheim, в Германии.
Тактико-технические характеристики 38cm RW61 auf Sturmmörser Tiger: Классификация: штурмовое орудие Боевая масса, т: 66 Компоновочная схема: моторное отделение в кормовой части, трансмиссионное в лобовой, боевое в рубке в средней Экипаж, чел.: 5 История Годы производства: 1944 Годы эксплуатации: 1944—1945 Количество выпущенных, шт.: 18 Размеры Длина корпуса, мм: 6280 Ширина корпуса, мм: 3570 Высота, мм: 2850 Клиренс, мм: 470 Бронирование Тип брони: стальная хромомолибденовая катаная и литая поверхностно закалённая Лоб корпуса (верх), мм/град.: 70 / 80° Лоб корпуса (середина), мм/град.: 100(+50) / 25° Лоб корпуса (низ), мм/град.: 62 / 65° Борт корпуса (верх), мм/град.: 82 / 0° Борт корпуса (низ), мм/град.: 62 / 0° Корма корпуса (верх), мм/град.: 82 / 8° Корма корпуса (низ), мм/град.: 62 / 48° Днище, мм: 28 Крыша корпуса, мм: 28 Лоб рубки, мм/град.: 150 / 47° Борт рубки, мм/град.: 82 / 20° Корма рубки, мм/град.: 82 / 10° Крыша рубки, мм/град.: 40 Вооружение Калибр и марка пушки: 380-мм StuM RM 61 L/5 Тип пушки: реактивный бомбомёт Длина ствола, калибров: 5,4 Боекомплект пушки: 14 Углы ВН, град.: 0…+85° Углы ГН, град.: ±10° Прицелы: Pak ZF 3×8 Пулемёты: 1 × 7,92-мм MG-34 Другое вооружение: 100-мм противопехотный гранатомёт Подвижность Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с.: 650 Скорость по шоссе, км/ч: 38 Скорость по пересечённой местности, км/ч: 16 Запас хода по шоссе, км: 100 Запас хода по пересечённой местности, км: 60 Удельная мощность, л. с./т: 10,6 Тип подвески: индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,18 Преодолеваемый подъём, град.: 35° Преодолеваемая стенка, м: 0,8 Преодолеваемый ров, м: 2,3 Преодолеваемый брод, м: 1,2
Литература: М. Барятинский. Тяжёлый танк «Тигр». — М.: Моделист-конструктор, 1998. — 32 с. — (Бронеколлекция № 6 (21) / 1998). И. Переяславцев, М. Коломиец. Штурмтигр. — М.: Стратегия КМ, 2003. — 56 с. — (Фронтовая иллюстрация / Танки в деталях № 3). — 4000 экз. П. Н. Сергеев. Штурмтигр / П. Н. Сергеев. — Киров: Кировское общество Любителей военной техники и моделизма, 2000. — 57 с. — (Военно-техническая серия № 162). — 300 экз.
|