Незадолго до оккупации Чехословакии военное ведомство этой страны успело принять программу перевооружения, одной из частей которой было оснащение армии средними танками. В начале 1938 г. в борьбу за выгодный контракт вступили две фирмы: CKD (Praga) с проектом V-8-H и Skoda с проектом S-II. Победителем стал танк V-8-H, серийное строительство которого планировалось начать в 1939 г. под обозначением Lt.vz.39, но полный захват Чехии в марте 1939 г. полностью перечеркнул эти планы.
Совсем иначе сложилась карьера “менее удачливого” среднего танка S-II, представлявший собой очередную версию легкого танка Lt.vz.35. Не получив заказа от чехословацкой армии фирма Skoda переориентировалась на экспортные поставки, переименовав танк сначала в S-II-c (Т-21), а затем в S-III (Т-22). Почти два года он оставался невостребованным, пока в 1940 г. чешской разработкой не заинтересовалась венгерская армия. На тот момент основу бронетанковых сил Венгрии составляли танкетки СV3\35, выпускавшиеся по итальянской лицензии. Имелось также небольшое количество легких танков 38М “Toldi” (шведский лицензионный Landsverk L-60), но его вооружение и бронирование годились только для ведения разведки и патрулирования. Оказавшийся “ничейным” Т-22 приглянулся венграм, тем более что в 1939 г. его предшественник Lt.vz.35 постурил на вооружение немецкой армии. Венгерской закупочной комиссии танк был представлен в мае 1940 г., а с июня по июль Т-22 проходил усиленные испытания. Формально контракт на лицензионное производство чешского танка подписали в августе 1940 г., а в ноябре был подписан контракт на производство 47-мм пушек Skoda A-17.
Серийную постройку Т-22, под новым обозначением 40М “Turan”, развернули в конце 1940 г. на предприятии MAVAG. От оригинала венгерская модификация отличалась новой трехместной башней, 40-мм пушкой Bofors и двумя пулеметами 34/40A.M (лицензионные чешские ZB vz.30). Первый экземпляр 40М собрали к августу 1941 г., когда Венгрия уже вступила во Вторую Мировую войну и успела прочувствовать, насколько опасны новые советские танки Т-34 и КВ-1. Тем не менее, в октябре был подписан контракт на 190 средних танков, а позднее их количество довели до 230. Заказ, в целях ускорения производства, разделили между фирмами Manfred Weiss (70 штук), MVG (70), Ganz (50) и MAVAG (40). В 1942 г. оформили контракт ещё на 70 танков (24 Ganz, 12 MVG и 19 MAVAG), но его в полном объёме не выполнили. Всего венгерская армия получила 285 средних танков 40М “Turan”.
Наивно было бы полагать, что венгерские инженеры не думали над совершенствованием своего единственного среднего танка. Ещё летом 1941 г. стиало очевидным, что 40-мм пушка не в силах бороться с советскими танками новых типов, да и с легкими машинами Т-26 и БТ дела обстояли не намного лучше. Оставив бронирование без изменений 40М решили переоснастить более мощным орудием калибра не менее 75 мм. Наиболее подходящим вариантом оказалось австрийское горное 75-мм орудие с длинной ствола 25 калибров, позволявшее эффективно бороться с укреплениями и имевшая небольшой откат. Установить пушку наподобие длинноствольной немецкой KwK40 не позволяла тесная башня, а других вариантов у венгров особо не было. Производство улучшенного танка начали только в 1943 г. Из заказанных 322 экземпляров собрали всего 139 (54 Manfred Weiss, 36 Ganz и 39 MVG), первые три изкоторых поступили 13-15 мая, следующие 49 сдали ко второй половине августа и ещё 66 – в октябре. 15 танков оснащались дополнительной радиостанцией FuG16 или R-4T, а некоторые экземпляры имели бронированные бортовые экраны. Танки получили полное официальное название 41M Turan 75 rovid (с коротким лафетом), но в современных изданиях их чаще всего именуют как “Turan II”.
Последней модификацией стал “Turan III”. Договор с фирмой MAVAG на дальнейшую модернизацию танка был заключен в апреле 1943 г., причем в нем заранее предусматривалась установка длинностовольного орудия. Для того, чтобы установить 75-мм пушку KwK40 длиной 43 калибра пришлось полностью перепроектировать башню, сильно увеличив её высоту. Первый прототип строился в течении зимы 1943-1944 гг. и поступил на испытания весной. Немецкое орудие и вправду заметно повысило огневую мощь танка, но вместе с этим бронирование совершенно не изменилось, а высокий силуэт делал его хорошо заметным на поле боя. Заказ на поставку партии танков под офоицальным обозначением 43M Turan 75 hasszu (“Turan III”, с длинным лафетом) оформили 19 марта 1944 г. Танки должны были производиться под контролем немецкой администрации, которая в скором времени отказалсь от их выпуска, мотивировав своё решение устарелостью конструкции 43М. Точное количество построенных машин последней серии остается пока неизвествным. Есть данные о том, что под стандарт “Turan III” переоборудовали несколько серийных танков более ранних модификаций, некоторые из которых оснащались также дополнительными бортовыми экранами.
Модификации:
40M Turán I
базовый вариант с 40-мм пушкой, выпущено 285 танков, включая командирский вариант
40M Turán I P.K.
командирский вариант с сокращённым боекомплектом и дополнительной радиостанцией R/4T
40M Turán II
вариант с короткоствольной 75-мм пушкой 41.M, выпущено 139 единиц
40M Turán II P.K.
командирский вариант, лишённый пушки и башенного пулемёта оборудованный тремя радиостанциями: R/4T, R/5a и FuG 16, закончен только один прототип
40M Turán III
вариант с длинноствольной 75-мм пушкой 43.M и увеличенным бронированием, закончен был только прототип.
Тактико-технические характеристики 40M Turán I:
Классификация: средний танк
Боевая масса, т: 18,2
Компоновочная схема: классическая
Экипаж, чел.: 5
История
Годы производства: 1942—1944
Годы эксплуатации: 1942—1945
Количество выпущенных, шт.: от 424 до 459
Размеры
Длина корпуса, мм: 5500
Ширина корпуса, мм: 2440
Высота, мм: 2390
Клиренс, мм: 380
Бронирование
Тип брони: стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град.: 50—60
Борт корпуса, мм/град.: 25
Корма корпуса, мм/град.: 25
Днище, мм: 14
Крыша корпуса, мм: 8—25
Лоб башни, мм/град.: 50—60
Вооружение
Калибр и марка пушки: 40-мм 41.M
Тип пушки: нарезная
Длина ствола, калибров: 51
Боекомплект пушки: 56
Пулемёты: 2 × 8-мм 34./40.A.M. Гебауэр
Подвижность
Тип двигателя: V-образный, 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 260
Скорость по шоссе, км/ч: 47
Запас хода по шоссе, км: 165
Удельная мощность, л. с./т: 14,3
Тип подвески: сблокированная по четыре, на листовых рессорах
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,61
Преодолеваемая стенка, м: 0,8
Преодолеваемый ров, м: 2,2
Преодолеваемый брод, м: 0,9