Компоновка машины была выполнена с передним
расположением ведущих колес и кормовым размещением
двигателя вдоль продольной оси машины. Отделение управления
с рабочими местами для двух членов экипажа (водителя и
стрелка) располагалось в передней части броневого корпуса
в специальной броневой кабине. В крыше кабины, над местами
водителя и стрелка, имелись люки-лазы, закрывавшиеся
откидными крышками на петлях. В открытом положении крышки
этих люков удерживались фиксаторами (крючками), а в
закрытом - запирались изнутри кабины "задрайками".
Сиденья водителя и стрелка могли устанавливаться в двух
положениях.
Для наблюдения из кабины имелись три откидных щитка со
смотровыми щелями (на машинах 1-й серии). На машинах 2-й и
3-й серий щитки были снабжены смотровыми приборами
триплекс. Один из них располагался прямо перед водителем, а
два других - на боковых стенках кабины. На машинах 2-й серии
все три смотровых прибора были одинаковыми, а на машинах 3-й
серии на переднем щитке устанавливался смотровой прибор
другой конструкции, имевший броневую заслонку со смотровой
щелью.
Внутри кабины Т-20 размещались боекомплект к пулемету, ящик
для шоферского инструмента, аптечка, сумки для предметов
личного пользования водителя и стрелка, ветровой щиток,
ящик для запасных стекол смотровых приборов, ящик для запасных
частей и принадлежностей пулемета и ручной огнетушитель.
За кабиной находилось моторное отделение, закрытое сверху
броневым капотом с откидными крышками на петлях. Крышки
были снабжены ручками и запирались снаружи специальным
ключом. В средней и кормовой части корпуса над моторным
отделением располагалось грузовое отделение, в котором
вдоль продольной оси машины устанавливались два сиденья для
перевозки артиллерийского расчета, состоявшего из шести
человек. При перевозке артиллеристы размещались спинами
друг к другу, в габаритах тягача. Бортовые сиденья Т-20
подвешивались к корпусу на двух серьгах, вращавшихся вокруг
осей, закрепленных на корпусе и кормовых листах кабины, что
позволяло устанавливать сиденья в трех положениях: для
сидения расчета, для доступа к моторному отделению, а в
третьем варианте образовывалась закрытая платформа для
перевозки грузов до 500 кг/с. В машинах 3-й серии спинка и
сиденье были сделаны отдельно. Сиденье можно было
переставлять из положения для посадки расчета в положение
закрытой с четырех сторон платформы, причем из спинки
образовывалась платформа, из сидений - борта. Для защиты
артиллерийского расчета Т-20 от непогоды мог
устанавливаться брезентовый тент, в котором для наблюдения
за местностью имелись специальные окна, при этом высота
машины увеличивалась до 2,23 м.
Для буксирования артиллерийских систем в кормовой части
корпуса было установлено прицепное устройство с буксирным
крюком. Буксирное устройство отвечало требованиям
соединения с дышлами легких орудий и их передков. При
необходимости трактор мог буксировать за собой прицеп
грузоподъемностью до 2 т/с (при включении замедленной
передачи демультипликатора - до 3 т/с). Буксирный крюк от
прицепного устройства машин 1-й и 2-й серий не имел
кронштейна амортизационного устройства (резиновых
буферных колец).
Броневая защита машины - противопульная. Клепано-сварной
корпус был изготовлен из катаных броневых листов толщиной 7
и 10 мм. Лобовые листы корпуса, лобовой и бортовые листы
рубки устанавливались с рациональными углами наклона от
вертикали.
Для тушения пожара трактор снабжался ручным и стационарным
тетрахлорными огнетушителями или только одним ручным
огнетушителем.
Под входные люки в крыше броневой кабины над рабочими
местами водителя и стрелка были сделаны специальные
вырезы. В передней стенке кабины, против сиденья стрелка,
была смонтирована специальная рубка для установки 7,62-мм
пулемета ДТ. На машинах 1-й серии рубка имела
клепано-сварную конструкцию. Правый бортовой лист рубки был
выполнен заодно с бортовым листом кабины. На машинах 2-й и
3-й серии рубка была заменена специальной бронировкой
штампованно-болтовой конструкции. Корпус бронировки
круглой или овальной формы изготавливался штамповкой, а ее
лобовой лист с вырезом под шаровую опору пулемета ДТ
крепился к штампованному корпусу болтами с пулестойкими
головками. Сама бронировка кренилась с помощью заклепок
над вырезом в левой части переднего листа кабины. В лобовом
листе бронировки (рубки) слева от выреза под монтаж шаровой
опоры пулемета имелось отверстие для вентиляции кабины в
боевых условиях, которое закрывалось броневой заслонкой.
При необходимости это отверстие могло использоваться для
наблюдения и стрельбы из личного оружия. На бронировке
пулемета с круглой формой ее корпуса это отверстие
отсутствовало. Слева от бронировки (рубки) пулемета в
лобовом листе кабины перед водителем и в бортах кабины
имелись вырезы под смотровые люки.
В передней части бортов корпуса имелись вырезы для
кронштейнов бортовых передач. В кормовом листе корпуса
машин 1-й и 2-й серий для установки заводного механизма
двигателя были сделаны отверстия, у машин 3-й серии - в
нижнем лобовом листе корпуса. Кроме того, в кормовой стенке
корпуса имелось отверстие для выхода выхлопной трубы и
установки глушителя.
В средней части корпуса с обеих сторон под бортовыми
сиденьями были сделаны боковые воздухопритоки для
системы охлаждения двигателя. На Т-20 3-й серии,
дополнительно на капоте над двигателем был сделан еще один -
средний воздухоприток. Воздухопритоки изнутри корпуса для
предохранения от засасывания пыли в двигатель были
снабжены заслонками с резиновыми уплотнениями.
Управление заслонками осуществлялось с помощью рычагов из
кабины машины. Средний воздухоприток на машинах 3-й серии в
холодное время года обычно закрывался внутренней
перегородкой, которая крепилась болтами. Для выхода
охлаждающего воздуха в кормовой части корпуса имелся
специальный люк. В машинах первого выпуска этот люк от
пулевых поражений был защищен броневыми жалюзи, а в
машинах последующих выпусков - перекрывающими друг друга
броневыми листами. Снаружи этот люк закрывался защитной
металлической сеткой.
В днище корпуса имелись шесть круглых люков, закрывавшихся
снизу крышками с резиновыми прокладками. Люки
располагались под спускными пробками картера двигателя,
коробки передач, демультипликатора, главной передачи,
топливного бака и водяного радиатора. Для подтяжки
коренных подшипников коленчатого вала двигателя без
выемки его из корпуса в машинах 3-й серии в днище был сделан
еще один люк с крышкой, крепившейся снизу болтами.
Для исключения забрызгивания корпуса трактора грязью от
гусениц устанавливались передние и кормовые грязевые
щитки (крылья).
В качестве основного оружия использовался 7,62-мм пулемет
ДТ, устанавливавшийся в шаровой опоре справа в специальной
бронировке, крепившейся на лобовом листе кабины.
Боекомплект к пулемету составлял 1008 патронов (для машин 1-й
и 2-й серий) и 1071 патрон (для машин 3-й серии). Пулеметные
диски укладывались в двух стеллажах. Один стеллаж с гнездами
для шести дисков располагался сзади сиденья водителя (на
машинах 3-й серии для пяти дисков). Второй стеллаж
устанавливался справа от стрелка (на три диска). Один диск - на
пулемете. Еще шесть дисков укладывались в шести специальных
станках, которые располагались: один - сзади сиденья
водителя, второй - сзади стрелка и третий - справа от стрелка
(эти станки крепились на стенках кабины), четвертый станок -
на переднем листе корпуса напротив сиденья стрелка. Два
станка крепились к нижней стенке ящика ЗИП пулемета,
располагавшегося в средней части кабины. На машинах 3-й
серии к спинкам сидении водителя и стрелка сзади
приваривалось еще по одному станку для пулеметного диска.
На тракторе Т-20 устанавливался четырехтактный
четырехцилиндровый карбюраторный двигатель ММ-6002
(двигатель М-1 с коробкой передач от грузового автомобиля
ГАЗ-АА) мощностью 50 л.с. (37 кВт) с карбюратором "Зенит" с
экономайзером и обогатителем. В системе батарейного
зажигания применялась бобина ИГ-4085 и
прерыватель-распределитель ИГФ-4003. Пуск двигателя
осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью
0,8-0,9 л.с. (0,6-0,7 кВт) или от заводной рукоятки. Стартер
устанавливался с правой стороны двигателя и крепился к
картеру маховика болтами. Для передачи крутящего момента
от вала стартера к маховику двигателя использовался
специальный инерционный механизм "Бендикс". Как правило, для
сбережения ресурса аккумуляторной батареи,
рекомендовалось, когда это возможно, производить пуск
двигателя с помощью заводной рукоятки. На машинах 1-й и 2-й
серий заводной механизм устанавливался в кормовой части
корпуса. Заводная рукоятка пропускалась через отверстие в
кормовом листе и непосредственно связывалась с коленчатым
валом двигателя. На машинах 3-й серии заводная рукоятка
пропускалась через отверстие в нижнем лобовом листе и
соединялась с храповиком, который через карданный вал был
связан с механизмом для пуска двигателя.
Общая емкость двух топливных баков составляла 121,7 л (или 118
л в общей зависимости от емкости дополнительного бака).
Основной топливный бак емкостью 115 л располагался внутри
корпуса справа от двигателя. На передней стенке бака
устанавливался бензоуказатель. Дополнительный (малый)
топливный бак емкостью 6,7 л (для машин 3-й серии - 3 л)
крепился к верхнему листу капота над двигателем.
Воздух в карбюратор поступал через воздухоочиститель типа
М-1, который устанавливался в левом заднем углу кабины
водителя и соединялся с карбюратором при помощи
специального трубопровода. Резервуар воздухоочистителя
Т-20 заправлялся "Автолом", причем разрешалось вместо него
использовать отработанное, не очень загрязненное масло.
Воздух для системы охлаждения первоначально забирался
вентилятором через боковые воздухопритоки над
гусеницами, что при движении в сухую погоду вызывало
загрязнение двигателя и его быстрый износ. На последней -
третьей серии тягачей воздухозаборники были перенесены в
более чистую зону - между спинками сидений.
Система смазки двигателя - комбинированная. Коренные
подшипники коленчатого вала и подшипники
распределительного вала смазывались под давлением, а все
остальные части - путем разбрызгивания.
Система охлаждения двигателя - жидкостная,
принудительная. Водяной насос, генератор и вентилятор
водяного радиатора приводились во вращение при помощи
трапециевидных резиновых ремней шкивом, крепящимся на
коленчатом валу двигателя. Водяной радиатор
устанавливался в кормовой части корпуса на двух кронштейнах.
Выхлопная труба двигателя через промежуточную трубу
соединялась с глушителем, который крепился к кормовому
листу корпуса. Выхлопная труба и труба, идущая от двигателя
к глушителю, имели теплоизоляцию: первая из
металлического кожуха, с асбестовой прокладкой, вторая -
из асбеста, скрепленного проволокой.
В состав трансмиссии входили однодисковый главный фрикцион
(сцепление) сухого трения, четырехступенчатая коробка
передач, обеспечивавшая четыре передачи вперед и одну
передачу заднего хода, одноходовой демультипликатор для
получения прямой или замедленной передач, коническая
главная передача, два многодисковых сухих бортовых
фрикциона с двойными ленточными тормозами с накладками из
феродо и два бортовых одноступенчатых редуктора. Главный
фрикцион и коробка передач были заимствованы у грузового
автомобиля ГАЗ-АА, а демультипликатор - у грузового
автомобиля ГАЗ-ААА. Главный фрикцион был смонтирован в
маховике двигателя. В механизме выключения главного
фрикциона на машинах 3-й серии устанавливалась специальная
пружина, обеспечивавшая возвращение педали главного
фрикциона и тяг механизма выключения в исходное положение.
Коробка передач, дополненная блокировочным механизмом,
соединялась с демультипликатором с помощью карданного
вала (шарнир Гука). Блокировочный механизм исключал
возможность самовыключения шестерен в коробке передач при
движении на 3-й и 4-й передачах. На машинах 1-й и 2-й серий
блокировка устанавливалась на все передачи двигателя. В
свою очередь демультипликатор через главную коническую
передачу был связан с правым и левым бортовыми фрикционами,
а через них - с бортовыми редукторами.
На случай выхода из строя водителя машина имела дублирующую
систему управления движением с места стрелка. Для управления
бортовыми фрикционами и тормозами использовались две пары
рычагов, располагавшиеся справа и слева от водителя и
стрелка. Удержание машины на уклоне осуществлялось с
помощью горного тормоза. В машинах 3-й серии для
оттягивания педали горного тормоза устанавливались две
пружины.
Подвеска трактора - балансирная, с листовыми рессорами. В
ходовой части Т-20 использовались опорные и поддерживающие
катки, направляющие колеса с механизмами натяжения,
ведущие колеса, а также мелкозвенчатые гусеницы,
конструкция которых была заимствована у танка Т-38. Со
стороны каждого борта устанавливалось но две тележки с
двумя опорными катками в каждой и два поддерживающих катка.
Все четыре тележки были одинаковы по своей конструкции,
каждая из которых помимо опорных катков, включала в себя:
кронштейн, два балансира (малый и большой) с втулками и две
листовые рессоры. Каждая рессора состояла из 12 листов. При
монтаже на корпус тележки устанавливались таким образом,
чтобы малые балансиры были обращены к середине машины. На
первых машинах 1-й серии задние опорные катки выполняли роль
направляющих колес, что приводило к частому опрокидыванию
опорных тележек. Для исключения этого явления на части
тракторов 1-й, а также 2-й и 3-й серий были введены
приподнятые направляющие колеса. Каждая гусеница
состояла из 79 траков шириной 200 мм, на первых машинах 1-й
серии - из 76 траков. Для повышения проходимости трактора на
обледенелой дороге были введены съемные шпоры,
устанавливавшиеся на каждом пятом траке (на борт - 16 шпор) и
крепившиеся болтами. Шпоры входили в индивидуальный
комплект ЗИП каждой машины.
Электрооборудование машины было выполнено по
однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло
6 вольт. В качестве источников электроэнергии
использовались аккумуляторная батарея 3СТЭ-100 емкостью
100 А·ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В и мощностью
60-80 Вт. Аккумуляторная батарея устанавливалась слева от
двигателя на специальной деревянной подставке и крепилась
к днищу корпуса с помощью специальной рамки.
Для наружного освещения ночью по бокам верхнего лобового
листа корпуса устанавливались две фары, а на верхних листах
кормовых жалюзи - задний габаритный фонарь. При дневной
работе на передние фары надевались брезентовые защитные
чехлы. В боевой обстановке передние фары и задний
габаритный фонарь снимались и убирались внутрь машины, а
отверстия после снятия фар закрывались специальным
болтом-заглушкой. Кроме того, на левом переднем крыле
корпуса устанавливался электрический звуковой сигнал
марки ВГ-2 или СЕ.
У водителя устанавливался щиток приборов, на котором
располагались: центральный переключатель, два
выключателя, амперметр, штепсельная розетка,
предохранитель, кнопка гудка и спидометр. Центральный
переключатель в Т-20 использовался для включения зажигания
и переключения освещения. Выключатели типа "Тумблер"
предназначались для включения и выключения передних фар
(левый) и лампы "Стоп" заднего фонаря (правый). Штепсельная
розетка служила для подключения переносной лампы. Для
подключения лампы аварийного освещения использовалась
штепсельная розетка, которая крепилась к кормовому листу
кабины под левым сиденьем.
Снаружи трактора размещались: кормовой ящик ЗИП, саперная
лопата, лом, пила, топор, домкрат, буксирная цепь или трос,
брезент и запасной каток. Шанцевый инструмент крепился под
левым бортовым сиденьем или на правом подножном листе
корпуса. Домкрат укладывался на правом переднем грязевом
щитке трактора. Буксирная цепь крепилась на рымах в носовой
части корпуса. Брезент укладывался под правым бортовым
сиденьем или на переднем листе корпуса. Запасной каток
располагался на кронштейне на кормовом листе машины.
Максимальная скорость трактора-транспортера, имевшего
боевую массу 4,1 т, по шоссе при буксировании прицепа массой
2 т составляла 40 км/ч, а запас хода достигал 200 км.
Средняя скорость движения трактора-транспортера
"Комсомолец" с прицепом по шоссе достигала 15-20 км/ч, по
проселку и бездорожью - до 8-11 км/ч, что было признано как
высокая. Машина преодолевала ров 1,4 м, брод 0,6 м, стенку
0,47 м, валила деревья толщиной 0,18 м. Движение было
возможно при крене 40° (правда, при этом иногда спадали
гусеницы с короткими гребнями траков). Величина
максимально преодолеваемого подъема с экипажем из двух
человек и полной заправкой топлива без прицепа достигала
45°; при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг - 18°.
Радиус поворота составлял всего 2,4 м (разворот на месте).