Разработка этого орудия велась параллельно с 210-мм пушкой-гаубицей Бр-17 на основе технической документации фирмы «Шкода». Обе артсистемы имели одинаковый лафет и различалисьлишь стволами. В начальный период Великой Отечественной войны нужды, да и возможности использования орудий такой мощности не было, зато они успешно применялись после перехода стратегической инициативы к Красной Армии.
Гаубица разрабатывалась конструкторской группой под руководством И.И. Иванова параллельно с разработкой 210-мм пушки и также на основании конструкторской документации фирмы «Шкода». Обе артиллерийские системы имели одинаковый лафет и отличались в принципе лишь стволами. Гаубица имела лейнерованный ствол калибром 305 мм и могла вести огонь фугасными снарядами весом 330 кг на дальность до 15580 м. Это позволяло использовать гаубицы для разрушения железобетонных оборонительных сооружений и особо важных объектов в тылу противника. Точное число произведенных 305-мм гаубиц неизвестно, однако в соответствии с предвоенными планами в составе Красной Армии формировались 5 отдельных артиллерийских дивизионов особой мощности РГК, на вооружении каждого из которых должно было находиться 8 гаубиц калибра 305 мм. Численность личного состава каждого дивизиона — 478 человек. Дивизионы 305-мм гаубиц, как и вся артиллерия, наиболее широко использовались во второй половине Великой Отечественной войны.
Тогда, как вспоминал маршал артиллерии Н.Д. Яковлев, при осуществлении прорывов вражеской обороны «зазвучали «прекрасные голоса» 203-мм гаубиц и 280-мм мортир. А иногда, перекрывая все и всех, вступали в дело и 305-мм гаубицы».
Масса в боевом положении, т: 45,7 Калибр, мм: 305 Начальная скорость снаряда (фугасного), м/с: 530 Угол возвышения: до 70° Угол горизонтального обстрела: 90° Скорострельность: 1 выстр/3 мин Дальность стрельбы, м: до 16580 Вес фугасного снаряда, кг: 330
|