После того как сэр Джон Карден закончил создание танка А9 в 1434 г., военное министерство предложило ему разработать модификацию с улучшенным бронированием и более пригодную для совместных действия с пехотой. А10, как обозначили эту модификацию, был аналогичен А9. Требования предусматривали меньшую скорость, но доведение толщины брони до 24 мм. Прототип A10 из мягкой стали построили в июле 1937 г. и передали армии для испытаний. По их результатам увеличили передаточное число коробки передач для повышения скорости хода, увеличили толщину брони до 30 мм в соответствии с пересмотренными требованиями и установили дополнительный пулемет в лобовом листе корпуса рядом с механиком-водителем.
А10 имел такие же башню и обтекаемый корпус, что и у А9. но с дополнительными бронепластинами, укрепленными болтами на корпусе и башне. Это был первый британский танк с «комбинированной броней». Как и на А9 установили гидравлический привод поворота башни, но малые башни убрали. К началу 1938 г. А10 на самом деле имел слишком легкое бронирование, чтобы стать пехотным танком. Поэтому его назвали тяжелым крейсерским танком. В июле 1938 г. разместили заказы на 100 машин — 10 Vickcers и по 45 Burmingham Railway Carrige Company и Metropoliten-Kemmel. Еще 75 заказали Burmingham Railway Carrige Company в сентябре 1939 г. Заказы выполнили к сентябрю 1940 г. А10 поставлялись в 1-ю БТД и применялись вместе с А9 во Франции в 1940 г. и в Западной пустыне до конца 1941 г. Больше заказов на А9 и А10 не выдавалось, поскольку еще в 1936-37 гг. сконцентрировали все усилия на создании быстроходного танка с ходовой частью типа Кристи и лучшим бронированием.
Модификации Cruiser Tank Mk II. Машина с такой же установкой 2-фунтоной пушки и спаренного с ней пулемета Vickers. В 1940 г. в лобовом листе корпуса разместили пулемет Besa. Построено 13 машин. Известен также как А10 Mk.I . Cruiser Tank Mk IIA. Машина с 2-фунтовой пушкой в новой маске, один пулемет спарен с пушкой. Второй — установлен в лобовом листе корпуса рядом с водителем. Последние выпушенные танки этого типа. Известен также как А10 Mk.IA. Cruiser Tank Mk.IIA CS. Модификация для непосредственной огневой поддержки с 3,75" (94-мм) гаубицей вместо 2-фунтовой пушки. Остальные особенности аналогичны Mk IIA. Построено 30 машин. Внешний вид башни можно увидеть на изображении крейсерского танка Mk.ICS. Известен также как А10 Mk.IA CS.
Боевое применение Несмотря на то, что танки А9 и А10 рассматривались как временный тип их боевое применение носило достаточно широкий характер. В мае 1940 г. несколько десятков А10 прибыли в составе 1-й БТД во Францию, чтобы оказать поддержку экспедиционному британскому корпусу. В серии боёв с немецкими армейскими частями, в числе которых было 1-я танковая дивизия, британцы потеряли 31 танк этого типа. Даже учитывая тот факт, что часть машин была просто оставлена своими экипажами, общее количество потерь в боевой обстановке было немаленьким.
В апреле 1941 г. крейсерские танки вошли в состав 1-й ТБГ направленной в Грецию. В неё входили два танковых полка - 3-й Королевский (52 крейсерских танка А10) и 4-й гусарский (52 легких танка Mk.Vlb); Нортумберлендский гусарский разведывательный полк, вооруженный мотоциклами и несколькими бронеавтомобилями Daimler “Dingo”, и полк Королевской конной артиллерии с 25-фунтовыми гаубицами. Все эти части прибыли из Египта, из состава 8-й английской армии. 3-й Королевский танковый полк накануне марша к Александрии был доукомлектован танками из 5.RTR. Эти машины находились в неважном техническом состоянии, были изношены, многие требовали мелкого и даже среднего ремонта. Тем не менее, 11 марта 1941 года полк высадился в Пирее, погрузился в эшелон и отбыл к югославской границе. 1-й танковой бригадной группе было поручено прикрывать ее участок в районе Флорины.
После начала немецкого наступления танкисты 3.RTR воевали уже без передышки. Уже 10 апреля эскадрон «А» перебросили к Птолемаису, где он поддер живал легкие танки 4-го гусарского полка. 11 апреля у Флорины английские танковые части столкнулись с разведкой 40-го германского танкового корпуса. В состав последнего входили 9-я танковая дивизия и моторизованная бригада СС “Лейбштандарт Адольф Гитлер”, два английских танковых полка оказались как раз на острие немецкого главного удара. Британцы приняли бой.
Огонь 2-фунтовых пушек остановил легкие немецкие танки, а шквал свинца из пулеметов BESA заставил залечь эсэсовскую пехоту. Немцы привычно выдвинули вперед артиллерию и вызвали авиацию. Удар пикирующих бомбардировщиков Ju-87 пришелся в 300 м от английских позиций и не нанес англичанам никакого вреда. Эсэсовцы вновь пошли в атаку уже при поддержке 37-мм противотанковых пушек, огнем которых удалось подбить один А10. Одновременно немцы попытались обойти английские позиции с фланга. Несмотря на незначительные потери, страх перед окружением у англичан был столь велик, что они поспешили отойти к Птолемаису. Отступление проходило в тяжелых условиях, по плохим горным дорогам, забитым отступавшими греческими войсками. Танки ломались один за другим. Когда эскадроны “В” и “С” добрались до Птолемаиса, в них осталось соответственно 6 и 8 исправных машин.
Вечером 13 апреля позиции 3.RTR были атакованы 40 немецкими танками, 15 из которых англичанам удалось подбить. Но не из 2-фунтовых пушек танков А10, а огнем 25-фунтовых гаубиц Королевской конной артиллерии. Однако силы оказались неравны, и британцы вновь отступили. К 17 апреля в 3-м танковом полку осталось 5 исправных машин - они составили резерв бригады при обороне Фермопильского прохода. Англичанам, впрочем, не удалось повторить подвиг 300 спартанцев - немцы быстро подбили их последние танки, а затем выбили из прохода. В последующие дни экипажи, вооруженные снятыми с танков пулеметами BESA, осуществляли оборону английских позиций от немецких парашютистов. 28 апреля 180 солдат и 12 офицеров — все что осталось от личного состава 3.RTR - погрузились на транспорт и покинули Грецию. Полк потерял в Греции все свои 52 танка А10, но лишь один из них был подбит вражеским огнем! Остальные вышли из строя по техническим причинам.
Несколько танков А10 также воевали в Северной Африке в составе 2.RTR. Их неоднократно пытались использовать для поддержки наступающей пехоты и на острие танковых атак. В результате к 1942 г. в строю остались считанные единицы А10, которые отправили в резерв как только были получены более новые крейсерские танки “Crusaider” и американские M3 “Lee”.
Тактико-технические характеристики Mk.II: Классификация: крейсерский танк Боевая масса, т: 14,39 Компоновочная схема: классическая Экипаж, чел.: 5 История Годы производства: 1938—1940 Годы эксплуатации: 1938—1941 Количество выпущенных, шт.: 175 Размеры Длина с пушкой вперёд, мм: 5588 Ширина корпуса, мм: 2527 Высота, мм: 2654 Бронирование Тип брони: стальная катаная Лоб корпуса, мм/град.: 30 Вооружение Калибр и марка пушки: 40-мм QF 2 pounder Тип пушки: нарезная Длина ствола, калибров: 52 Боекомплект пушки: 100 Пулемёты: 2 × 7,92 BESA Подвижность Тип двигателя: рядный, 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с.: 150 Скорость по шоссе, км/ч: 26 Запас хода по шоссе, км: 161 Удельная мощность, л. с./т: 10,4 Тип подвески: сблокированная по три, на горизонтальных пружинах Преодолеваемая стенка, м: 0,9 Преодолеваемый ров, м: 2,45
Источники: Британские и американские танки Второй Мировой войны. П.Чемберлен и К.Элис. Москва. АСТ\Астрель 2003-04-03 Бронеколлекция МК. Крусейдер и другие. №06.2005
|