Крейсерский танк Mk IV стал по сути переработанной модификацией Mk.III и по праву получил в системе вооружений обозначение А13 Mk.II. Он сменил в производстве крейсерский танк Mk.III и последовал за решением, принятым в начале 1939 г., довести толщину бронирования крейсерских танков до 30 мм, Соответственно одну из опытных машин А13 оснастили дополнительными бронелистами (экранами), доводившими общую толщину брони до 20 - 30 мм. Благодаря большой удельной мощности двигатели это незначительно снизило подвижность танка, хотя его масса возросла на 1200 фунтов. Дополнительные бронелисты укрепили, прежде всего, на верхнем и нижнем лобовых листах корпуса и лобовом листе башни, а кроме того, двухскатные бронеконструкции установили на бортах башни, способствуя рикошетированию снарядов. В результате башня Mk.IV приобрела характерную многогранную форму, четко отличающую его oт Mk.III.
Фирма Naffild приступила к производству крейсерского танка Mk.IV после завершения производства Mk.III. начатого в 1938г. Некоторые Mk.III довели до стандарта Mk.IV установкой дополнительного бронирования и получили тот же внешний вид, исключая маску пушки прежнего образца. Обозначение Mk.IVA получила следующая серийная модификация, получившая пулемет Besa вместо Vickers. Также существовал Mk.IVCS с 3,7" (94-мм) гаубицей вместо 2-фунтовой пушки. Только небольшую часть машин выполнили в этом варианте. Часть машин имели бронекожух для орудийной установки, на других — маску пушки окружала бронекоробка.
Общий выпуск крейсерских танков серии Mk.IV достиг 655 машин. Дополнительные заказы на них поступили в 1939-40 гг. LMS, Leyland и English Electrick (200).
Крейсерские танки Mk.IV весной 1940 г. были включены в состав 1-й БТД и в мае отправлены во Францию. Самой крупной боевой операцией, в которой им довелось участвовать, было наступление у Абвиля 27 мая 1940 г. Тогда англичане лишились 65 крейсерских танков всех типов, в число которых также входили Mk.IV. По немецким оценкам за 40 дней боевых действий дивизия безвозвратно потеряла 65 танков Mk.IV. Часть машин немцы захватили в неповрежденном состоянии и в том же году испытывали их на полигоне в Куммерсдорфе. В 1941 г. девять трофейных крейсерских танков Mk.IV переоборудовали в огнеметные и создали из них отдельную роту (Beutepanzer Kompanie(e)) в составе 100-го огнеметного танкового батальона. В июне-июле 1941 г. они участвовали в боях на Восточном фронте и были полностью уничтожены.
Последний факт боевого применения Mk.IV относится к зиме 1941-1942 гг., когда крейсерские танки участвовали в оборонительных боях в Западной Пустыне в составе 7-й БТД.
Модификации:Tank, Cruiser, Mark IV базовый вариант
Tank, Cruiser, Mark IVA вариант с 7,92-мм пулемётом BESA вместо 7,7-мм «Виккерс»
Tank, Cruiser, Mark IVCS вариант «непосредственной поддержки» (англ. Close Support) с 94-мм гаубицей вместо пушки
Тактико-технические характеристики Mk.IV:
Классификация: крейсерский танк
Боевая масса, т: 14,99
Компоновочная схема: классическая
Экипаж, чел.: 4
История
Годы производства: 1938—1939
Годы эксплуатации: 1939—1942
Количество выпущенных, шт.: 655
Размеры
Длина корпуса, мм: 6020
Ширина корпуса, мм: 2540
Высота, мм: 2591
Бронирование
Тип брони: стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град.: 19
Борт корпуса, мм/град.: 14
Корма корпуса, мм/град.: 13
Днище, мм: 9
Крыша корпуса, мм: 10
Лоб башни, мм/град.: 18
Борт башни, мм/град.: 16
Корма башни, мм/град.: 14
Вооружение
Калибр и марка пушки: 40-мм QF 2 pounder
Тип пушки: нарезная
Длина ствола, калибров: 52
Боекомплект пушки: 87
Пулемёты: 1 × 7,7-мм «Виккерс»
Подвижность
Тип двигателя: V-образный, 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 340
Скорость по шоссе, км/ч: 48
Запас хода по шоссе, км: 150
Удельная мощность, л. с./т: 22,7
Тип подвески: подвеска Кристи
Преодолеваемый подъём, град.: 30
Преодолеваемая стенка, м: 0,6
Преодолеваемый ров, м: 2,3
Источники:
Британские и американские танки Второй Мировой войны. П.Чемберлен и К.Элис. Москва. АСТ\Астрель 2003-04-03
Бронеколлекция МК. Крусейдер и другие. №06.2005