| 76-мм пушка Ф-22 калиберным снарядом
|
История развития артиллерийского вооружения в СССР с конца 1920-х по конец 1930-х годов была насыщена различными, но очень дорогостоящими экспериментами и кампаниями. Их результаты не имели практической ценности, но задействовали большое количество дефицитных материалов, отвлекали на себя конструкторские кадры, ограниченные ресурсы промышленности и время.
Одним из апологетов такой политики в области артиллерийского вооружения был М. Н. Тухачевский, с 1931 года занимавший пост начальника вооружений РККА, а с 1934 года — пост заместителя наркома обороны по вооружению. Энергичный, но не имевший надлежащего образования в области конструирования и технологии артиллерийских систем, он активно продвигал свои личные идеи в их практическое воплощение. Наиболее затратными и совершенно бесполезными были кампания по перевооружению РККА динамореактивными (безоткатными) орудиями Курчевского и длительные бессмысленные работы по полигональным снарядам. Одной из кампаний в этом ряду было создание универсальных орудий.
М. Н. Тухачевского очень привлекала идея создания универсального орудия. В 1927 году на подмосковном полигоне в Кунцево он выдвинул весьма смелую идею — совместить 76-мм полковую пушку обр. 1927 с зенитной. 9 апреля 1928 года от него поступает новая директива: «Поставить вопрос о совмещении зенитной пушки с противотанковой». Эти предложения не были реализованы, что позволило советской полковой и противотанковой артиллерии избежать негативных для её боеспособности и развития последствий. Однако вся дивизионная артиллерия стала полигоном для испытаний продвигаемой Тухачевским и рядом других высокопоставленных лиц концепции универсализма.
В 1931 в открытой прессе США и Великобритании появились материалы о создании в этих странах универсальных пушек. Велись ли такие работы в этих странах на самом деле, выяснить не удалось; во всяком случае, на вооружение такие пушки не поступали. С определённой долей осторожности можно предположить, что за универсальные пушки могли быть приняты новые британские разработки, впоследствии превратившиеся в орудия QF 2 pounder или QF 25 pounder. Эти орудия действительно имели круговой сектор обстрела, но первое из них было сугубо специализированной противотанковой пушкой. Второе орудие было более универсальным — впоследствии оно использовалось и как противотанковое, и для стрельбы с закрытых позиций. Однако 25-фунтовка никоим образом не могла стрелять по воздушным целям и потому универсальным орудием не являлась. По штату 25-фунтовки предназначались для британских пехотных дивизий и вместе с неизбежной дезинформацией, сопровождающей создание новых образцов вооружения, это могло быть интерпретировано в СССР как наличие в Великобритании универсальных дивизионных орудий (хотя в британской классификации нет понятия дивизионная артиллерия).
Опираясь на эту информацию, Тухачевский приказывает начать работы по созданию универсальных (с круговым обстрелом) и полууниверсальных дивизионных орудий. Их проектированием были заняты все артиллерийские КБ СССР, в частности, КБ завода «Красный путиловец» (универсальные пушки Л-1 и Л-2), КБ завода № 8 (полууниверсальные пушки 25К, 31К и 32К) и ГКБ-38 (универсальная пушка А-52 и полууниверсальная А-51). В последнем КБ проектированием А-51 занимался отдел под руководством тогда ещё никому не известного молодого инженера В. Г. Грабина. В конце 1933 года, когда проектирование А-51 находилось на заключительной стадии, ГКБ-38 было ликвидировано в пользу КБ по проектированию безоткатных пушек Курчевского. Грабин безоткатными пушками заниматься не захотел и с группой специалистов уехал в Горький на только что построенный завод «Новое Сормово» (№ 92), где возглавил созданное там КБ. К концу 1934 года под его руководством был создан опытный образец пушки А-51, получившей к тому времени индекс Ф-20. Однако характеристики Ф-20 не удовлетворяли Грабина (пушка имела устаревшую конструкцию однобрусного лафета), и одновременно он ведёт проектирование нового орудия, получившего индекс Ф-22.
В апреле 1935 было закончено изготовление трёх опытных образцов Ф-22, два из которых имели складные (ломающиеся) станины. Все опытные экземпляры имели дульный тормоз и удлинённую камору под новый патрон. Для Ф-22 были специально разработаны новые снаряды весом 7,1 кг, которыми она стреляла с начальной скоростью 710 м/с на максимальную дальность 14 060 м. 8 мая 1935 года были начаты заводские испытания, 9 июня того же года опытные образцы были доставлены под Москву на Софринский полигон. 14 июня Ф-22 приняла участие в показе образцов артиллерийского вооружения высшему руководству страны во главе с И. В. Сталиным. Пушка произвела хорошее впечатление и была отправлена на полигонные испытания, которые были закончены 16 декабря 1935 года. В начале июля 1935 завод № 92 получил срочный правительственный заказ на изготовление опытно-валовой партии Ф-22 из 10 орудий в течение 4 месяцев. В марте 1936 четыре пушки поступили на войсковые испытания, законченные 22 апреля 1936. Несмотря на то, что испытаниями был выявлен ряд недостатков орудия, 11 мая того же года Ф-22 была принята на вооружение под названием «76-мм дивизионная пушка образца 1936 года». У серийных пушек был исключён дульный тормоз (по мнению заказчика, он сильно демаскировал пушку поднимаемыми клубами пыли), а также принята камора под гильзу образца 1900 года. В то время Главное артиллерийское управление (ГАУ) не было готово перейти на другую гильзу (или другой калибр) дивизионных пушек, поскольку на складах оставались очень большие запасы 76-мм выстрелов с гильзой обр. 1900 г. Эти боеприпасы были выпущены в период Первой мировой войны в Российской империи или были импортированы из зарубежных стран, главным образом Франции. Переход на новый боеприпас в то время, несмотря на все предоставляемые им преимущества, считался неприемлемым по экономическим соображениям.
Описание конструкции Ф-22 представляла собой полууниверсальную пушку (то есть орудие, совмещающее в себе качества дивизионной и частично зенитной пушки). Орудие имело современную на момент создания конструкцию с раздвижными станинами, подрессориванием и металлическими колёсами с резиновыми шинами. Оно оснащалось полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником; длина отката переменная. Прицел и механизм вертикального наведения располагались с разных сторон ствола. Камора была рассчитана на стандартную гильзу обр. 1900 года, соответственно, орудие могло стрелять всеми боеприпасами для 76-мм дивизионных и полковых орудий.
Производство Ф-22 была запущена в валовое производство на двух заводах — № 92 и Кировском, по некоторым сведениям, и на Уральском заводе тяжёлого машиностроения (УЗТМ). Освоение пушки в производстве шло тяжело, как по причине её значительно более сложной конструкции по сравнению с предыдущими орудиями аналогичного класса, так и потому, что пушка имела массу дефектов и постоянно совершенствовалась. В 1936 году было сдано 10 пушек, в 1937 — 417, в 1938 — 1002, в 1939 — 1503. Производство орудия было прекращено в связи с принятием на вооружение нового орудия — 76-мм дивизионной пушки образца 1939 года.
Боевое применение Впервые Ф-22 пошли в бой во время конфликтов у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. Пушка участвовала и в советско-финской войне 1939—1940 годов. Некоторое количество Ф-22 было захвачено финской армией, одна из этих пушек в финском артиллерийском музее г. Хямеэнлинна служит иллюстрацией к этой статье. На 1 июня 1941 года в частях имелось 2844 таких пушек. В течение 1941—1942 годов эти пушки понесли большие потери, но в небольших количествах встречались до конца войны. В частности, в Курской битве участвовало 2 артполка, вооружённых этими орудиями (40 шт.). В основном орудие использовалось как дивизионная пушка, реже — как противотанковая (естественно, имея более высокую начальную скорость, Ф-22 имела большую бронепробиваемость, чем ЗИС-3) и никогда — как зенитная.
Оценка проекта Ф-22 была создана согласно концепции универсальной пушки, которая оказалась явно неудачной. Попытка превратить дивизионное орудие в зенитное, дав ему возможность стрелять на больших углах возвышения, была заведомо обречена с самого начала. Причинами такого положения дел послужили сразу несколько факторов:
* Зенитное орудие требует гораздо более мощной баллистики по сравнению с полевым и обязано иметь круговой обстрел, что неизбежно приводит к значительному увеличению размеров и стоимости артсистемы.
* Главным противником войск являются не высотные, а пикирующие бомбардировщики и штурмовики, для борьбы с которыми наиболее эффективны малокалиберные зенитные автоматические орудия.
* Для защиты тыловых объектов лучшую эффективность демонстрируют специализированные зенитные орудия крупного калибра.
Таким образом, универсальная дивизионная пушка не имела своей ниши — она оказалась невостребованной ни на фронте, ни в тылу.
Как зенитное орудие Ф-22 была абсолютно ущербна. Она не имела кругового обстрела, что для зенитки неприемлемо, а начальная скорость порядка 700 м/с уступала даже архаичной 76-мм зенитной пушке обр. 1915/28 гг. (730 м/с), не говоря уже о более современной зенитке обр. 1931 г. (813 м/с). На практике это означало малую досягаемость по высоте и меньшую точность стрельбы. При стрельбе на углах возвышения, больших 60°, отказывалась работать автоматика затвора с соответствующими последствиями для скорострельности. С 29 апреля по 11 декабря 1937 зенитные возможности Ф-22 были исследованы на Научно-исследовательском зенитном полигоне (НИЗП) в Евпатории. В январе 1938 года вышло заключение комиссии полигона, в котором было отмечено, что после устранения недостатков (следовал длинный список) Ф-22 можно допускать к войсковым испытаниям. Информации о них обнаружить не удалось, скорее всего, они и не проводились. Военное руководство объективно оценивало зенитные возможности Ф-22. В её боекомплект не включались соответствующие снаряды; штатный прицел не был приспособлен для зенитной стрельбы (как гласило наставление, в этом случае требовалась «поставка прицела с зенитной частью», но где взять ту часть, в наставлении ничего не говорилось). О случаях боевого использования Ф-22 в качестве зенитной пушки информации нет.
Конструкцию Ф-22 как дивизионной пушки также трудно назвать удачной. Орудие имело очень большие габариты (особенно по длине) и вес (на тонну больше, чем ЗИС-3). Это весьма ограничивало её подвижность, в частности, возможность её перемещения силами расчёта. По дальности стрельбы и бронепробиваемости Ф-22 не имела крупных преимуществ перед более старой дивизионной пушкой обр. 1902/30 гг. Использование Ф-22 как противотанкового орудия было затруднено тем, что прицел и механизм вертикального наведения находились по разные стороны ствола, соответственно, наведение орудия не могло осуществляться только наводчиком. Пушка имела массу недоработок, была малотехнологична и капризна в эксплуатации.
Отчёт с войсковых испытаний свидетельствует: «Ф-22 на походе плоха, так как длина системы затрудняет поворотливость. Подвижность вне дорог крайне ограничена, так как её клиренс 350 мм, а подъёмный механизм выдаётся в сторону движения и слабо прикрыт (удар и др.). При стрельбе сильная вибрация и колебания тела орудия, что ведёт к уменьшению кучности. Слабое сцепление люльки с боевой осью. При 50—60 выстрелах непрерывного огня жидкость в компрессоре перегревается, что может привести к разрыву люльки. Надо прекращать стрельбу и отливать 150 г жидкости. Пушка универсальная, но ни одному назначению не удовлетворяет».
В итоге пушка уже в ходе серийного производства была отправлена на повторные войсковые испытания, а через 3 года серийного производства была с него снята и заменена новым орудием, тактико-технические требования на которые были выданы уже в марте 1937 года — вскоре после запуска Ф-22 в производство.
Большинство проблем Ф-22 были следствием порочной концепции универсального орудия. Сама же конструкция пушки оказалась настолько продуманной, что через 6 лет после принятия на вооружение и через 3 года после окончания серийного производства это орудие, освобождённое немецкими инженерами от навязанных военным руководством конструктору ограничений, стало одной из лучших противотанковых пушек мира.
Калибр, мм: 76,2
Экземпляры: 2932
Расчёт, чел.: 6
Скорострельность, выстр/мин: 17—21 (с исправлением наводки 6—12)
Скорость возки по шоссе, км/ч: до 30
Высота линии огня, мм: 1027
Ствол
Длина ствола, мм/клб: 3895/51,2
Длина канала ствола, мм/клб: 3680/48,4
Масса
Масса в походном положении, кг: 2820
Длина, мм: 7120
Ширина, мм: 1926
Высота, мм: 1712
Клиренс, мм: 320
Углы обстрела
Угол ВН, град: от -5 до +75°
Угол ГН, град: 60°
| Выстрелы Ф-22: 1 — с бронебойным снарядом 53-БР-350А, 2 — с бронебойным снарядом 53-БР-350Б, 3 — с подкалиберным снарядом 53-БР-354П, 4 — с осколочно-фугасным снарядом 53-ОФ-350, 5 — с шрапнелью 53-Ш-354Т, 6 — с дымовым 53-Д-350
|
Источники:
А. Б. Широкорад. Энциклопедия отечественной артиллерии.
А. Иванов. Артиллерия СССР в период Второй мировой войны.
В. Н. Шунков Оружие Красной армии.