Четверг, 21.11.2024, 23:01 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Лёгкие танки [39]
К лёгким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т (позднее — до 20 т) и вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами. Лёгкие танки являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя
Средние танки [35]
К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника
Тяжелые танки [16]
К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее — 40 т) и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Существовали также тяжёлые танки с несколькими орудиями разных калибров. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов
Самоходные арт-установки [64]
боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся шасси. В широком смысле слова все вооружённые пушками боевые машины могут рассматриваться как САУ
Системы залпового огня [4]
один из типов ракетных артиллерийских систем. Предназначена для поражения любых групповых целей на дальних подступах
Колёсная и гусеничная техника [34]
боевые и военные бронированные машины на колёсном и гусеничном шасси, а также военные машины созданные на их базе или предназначенные для их обслуживания и мотоциклы
Буксируемая артиллерия [71]
один из трёх старейших родов войск, основная ударная сила сухопутных войск современных Вооружённых Сил
Техника обеспечения [9]
колесные машины автомобильных парков вооруженных сил. К ним относят: колесные машины боевого назначения; колесные машины тылового, транспортного и специально-технического обеспечения (например, тягачи); колесные машины многоцелевого назначения; прицепы и полуприцепы.
Миномёты [9]
орудие, предназначенное для навесной стрельбы по укрытым целям, а также для разрушения полевых укреплений, стрельбы с закрытых позиций (контрбатарейная стрельба) по аналогично расположенным огневым средствам артиллерии противника, отличающееся наличием плиты, передающей импульс отдачи в землю.
Случайная статья
Пушка НС-37
Пушка НС-37
Ваше мнение
Когда началась Вторая мировая война?
Всего ответов: 467
Статистика

Счетчик PR-CY.Rank


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама
-->





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Сухопутные войска » Тяжелые танки

ИС-1



   Тяжелый танк ИС-1 ведет свою родословную от танков КВ-1 и КВ-13.

   КВ-13 (объект 233) стал первой крупной самостоятельной работой Опытного танкового завода, созданного в марте 1942 года в Челябинске на базе СКБ-2. Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В. Цейц. КВ-13 создавался в рамках идеи универсального танка, соответствовавшего по массе среднему, а по защите - тяжелому. Особенностью проекта являлось широкое применение броневого литья. Литыми были выполнены не только башня, но и основные элементы корпуса - носовая часть, подбашенная коробка, блок кормы корпуса. Это позволило уменьшить внутренние неиспользуемые объемы, дифференцировать бронезащиту и в итоге сократить потребность в бронелисте. Последнее обстоятельст­во было весьма важным, особенно в свете распоряжения ГКО от 23 февраля 1942 года, которым предписывалось всячески экономить броневой прокат.

   Спроектировали и изготовили первый образец машины в чрезвычайно короткие сроки, и в мае 1942 года он поступил на заводские испытания. Масса танка составляла 31,7 т. Вооружение - 76-мм пушка ЗИС-5 и спаренный пулемет ДТ.

   Толщина лобовой брони корпуса достигала 120, а башни - 85 мм. Двигатель В-2К максимальной мощностью 600 л.с. позволял развивать скорость до 55 км/ч. Элементы ходовой части, включая гусеницу, взяли у Т-34, а опорные катки позаимствовали от КВ. На КВ-13 был применен подковообразный усовершенствованный радиатор по типу установленного ранее на легком танке Т-50 (вариант Кировского завода), что дало возможность более плотно скомпоновать моторное отделение и значительно повысить коэффициент использования воздуха, нагнетаемого вентилятором. Оригинальной конструкции девятискоростная коробка передач с тройным демультипликатором устанавливалась соосно с планетарными бортовыми редукторами.

   Испытания первого образца КВ-13 выявили ряд недостатков - трудность обеспечения разгонных характеристик коробки передач, разрушение опорных катков и траков ходовой части, спадание гусениц на поворотах и т.д. В разгар испытаний в июле 1942 года скоропостижно скончался Н.В. Цейц, и ведущим конструктором по машине был назначен Н.Ф. Шашмурин. По его инициативе на КВ-13 установили коробку передач, разработанную для КВ-1с, и узлы ходовой части от этого танка. Однако и в таком виде танк испытаний не выдержал, после чего интерес заказчика к нему заметно уменьшился. Несмотря на это, на Опытном танковом заводе с декабря 1942 года началась сборка, впрочем, довольно вялая, двух новых вариантов танка КВ-13.

   От первого образца для этих машин позаимствовали разве что корпус, торсионную подвеску и пятикатковую ходовую часть. Башни и многие другие агрегаты спроектировали зано­во. Особенностью трансмиссии стали двухступенчатые планетарные механизмы поворота, разработанные А.И. Благонравовым. Была усовершенствована система охлаждения, в гусеничном движителе использовались только агрегаты танка КВ-1с, при этом гусеничную цепь облегчили за счет применения нечетных безгребневых траков.

   Самое непосредственное влияние на темпы изготовления этих машин оказало появление осенью-зимой 1942-1943 года на советско-германском фронте новых немецких тяжелых танков «Тигр». Постановлением ГКО от 24 февраля 1943 года Челябинскому Кировскому заводу и заводу №100 НКТП (так к этому времени стал именоваться Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на госиспытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» - ИС. В качестве исходных для них и были взяты последние варианты КВ-13. При этом первый, вооруженный 76-мм пушкой ЗИС-5, получил обозначение ИС-1 с сохранением заводского индекса «объект 233», а второй, со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжелого танка КВ-9, - ИС-2 (объект 234).

   Испытания обеих машин проводились в период с 22 марта по 19 апреля 1943 года и прошли в целом удачно. Комиссия признала, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе более сильное бронирование и более высокую скорость движения при равноценном с ним вооружении у ИС-1 и более мощном у ИС-2. Однако отмечались и серьезные дефекты, главным образом в моторно-трансмиссионной установке и ходовой части. На мягком грунте танки испытывали большое сопротивление движению за счет прогиба звеньев гусеницы в межкакатковое пространство - большее, чем у КВ-1с. Комиссия рекомендовала предусмотреть на следующих образцах ИС увеличение числа опорных катков.

   Параллельно с испытаниями на ЧКЗ, на заводе №100 и основных предприятиях-смежниках - УЗТМ и заводе №200 полным ходом развернулась подготовка к серийному производству новых боевых машин. Но дальнейшие события заставили внести в нее весьма существенные коррективы. В начале апреля были получены достоверные данные о броневой защите «Тигра», и уже 15 апреля вышло постановление ГКО, которое обязывало Наркомат вооружения создать мощные танковые пушки, способные бороться с новой техникой врага.

   В конце апреля на НИИБТПолигоне в подмосковной Кубинке расстрелу из различных артсистем подвергли единственный трофейный «Тигр». В результате выяснилось, что наиболее эффективное средство борьбы с ним - 85-мм зенитная пушка 52-K обр. 1939 г., которая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм броню. Постановление ГКО от 5 мая 1943 года «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок» ориентировало конструкторские бюро на баллистику этой пушки. В соответствии с этим постанов­лением Центральному артиллерийскому конструкторскому бюро - ЦАКБ (начальник - В.Г. Грабин) и КБ завода №9 НКВ (главный конструктор Ф.Ф. Петров) предписывалось разработать и установить на двух танках КВ-1с и двух опытных танках ИС 85-мм пушки с баллистикой зенитного орудия 52-К.

   В первой половине июня все четыре пушки - две С-31 ЦАКБ и две Д-5Т завода №9 - были готовы. С-31 разработали путем наложения 85-мм ствола на люльку 76-мм серийной танковой пушки ЗИС-5, что могло существенно облегчить ее производство. Что касается Д-5Т, то она представляла собой вариант пушки Д-5С, разработанной для самоходно-артиллерийской установки СУ-85, и отличалась малой массой и небольшой длиной отката.

   Уже в ходе эскизных проработок компоновки танка ИС с 85-мм пушкой выяснилось, что при диаметре башенного погона в свету 1535 мм установить такое орудие без резкого ухуд­шения условий работы экипажа не представляется возможным. Поэтому погон решили расширить до 1800 мм за счет увеличения объема боевого отделения и, соответственно, длины танка на 420 мм. Поскольку длина корпуса между вторым и третьим опорными катками существенно возросла, в ходовую часть танка пришлось добавить шестой опорный каток. Под увеличенный диаметр погона на заводе №200 отлили новую башню. Все эти изменения привели к росту массы танка до 44 т, снижению удельной мощности и ухудшению динамических характеристик. Такова была плата за более мощное вооружение. Танк с 85-мм пушкой получил обозначение «объект 237». Два опытных ИСа, №1 - с пушкой С-31 и №2 - с Д-5Т, были готовы в начале июля 1943 года.

   Одновременно с работой над объектом 237 на ЧКЗ изготовили и два эскизных проекта установки 85-мм пушки на танк КВ-1с. Первый вариант - объект 238 - представлял собой серийный КВ-1с с пушкой С-31 в штатной башне, второй - объект 239 - получил башню от объекта 237 с пушкой Д-5Т.

   В июле 1943 года проходили сравнительные испытания всех четырех танков. На основании полученных результатов предпочтение отдали пушке Д-5Т и объектам 237 и 239, кото­рые с этого момента начали именоваться ИС-85 и КВ-85 соответственно. Из-за крайней стесненности боевого отделения и невозможности нормальной работы в нем экипажа объект 238 забраковали.

   31 июля в Кубинку на НИИБТПолигон для прохождения государственных испытаний прибыли танки КВ-85 и ИС-85. Технику сопровождали 28 специалистов во главе с главным инже­нером завода №100 Н.М. Синевым. Испытания начались 2 августа и проводились комиссией под председательством начальника Технического управления ГБТУ Красной Армии гене­ралмайора С.А. Афонина. Артиллерийские испытания проходили на Гороховецком артиллерийском полигоне. По их результатам комиссия рекомендовала оба образца к принятию на вооружение. Затем танки разместили на подмосковной станции Черкизово в цехах эвакуированного завода №37. 8 августа колонна опытных боевых машин прошла по улицам Москвы в Кремль, где они были осмотрены Сталиным, Молотовым, Ворошиловым, Берия, Федоренко, Малышевым и др.

   4 сентября 1943 года постановлением ГКО тяжелый танк ИС-85 приняли на вооружение Красной Армии. Этим же постановлением Опытный завод №100 обязывали спроектировать, изготовить и испытать совместно с техническим управлением ГБТУ до 15 октября 1943 года танк ИС, вооруженный пушкой калибра 122 мм, а до 1 ноября самоходно-артиллерийскую установку ИС-152 на его базе.

   Государственная комиссия разработала ряд предложений по усовершенствованию конструкции танка ИС, часть из которых - под явным влиянием зарубежного опыта. К последним относятся предложения спроектировать и испытать гидравлический механизм поворота башни по типу американского танка М4А2 и турельную зенитно-пулеметную установку на люке командирской башенки, разработать установку в башне казнозарядного 50-мм миномета для самозащиты и запуска сигнальных ракет. Предлагалось также спроектировать люльку, пригодную для установки 85-, 100-, 122- и 152-мм пушек.

   Первые серийные танки ИС-85 были изготовлены в октябре 1943 года. Параллельно со сборкой ИСов в цехах ЧКЗ вплоть до конца года продолжался выпуск танков КВ-85. В январе 1944 года цехи ЧКЗ покинули последние 40 ИС-85. На заводе №9 вместо пушек Д-5Т для танка ИС начали производство пушек Д-25 с поршневым затвором. Всего было произведено 107 ИС-1.

   Компоновка тяжелого танка ИС-1 - классическая, с кормовым расположением трансмиссии.

   Корпус танка делился на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное.

   Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались сиденье механика-водителя, два топливных бака, приводы управления танком, контрольные приборы, два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливный насос, приборы наблюдения, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП. За сиденьем механика-водителя в днище имелся аварийный люк.

   Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть корпуса танка. Здесь находились сиденья заряжающего (справа от пушки), сиденье коман­дира башни (наводчика) (слева от пушки), сиденье командира танка (за сиденьем командира башни), курсовой пулемет, основная часть боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели, ВКУ и часть ЗИП. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.

   Над боевым отделением устанавливалась башня, в которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения и часть ЗИП.

   Моторное отделение находилось за боевым и отделялось от него перегородкой. В середине его на подмоторных кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, находились: справа - топливный, слева - масляный баки; над ними - масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения, по бортам, - воздухоочистители «мультициклон».

   Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка и отделялось от моторного перегородкой. В нем размещались главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями, над вентилятором, устанавливались водяные радиаторы.

Корпус
   Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Корпус состоял из следующих деталей: днища, носовой части, бортов, кормы, крыши и поперечных перегородок. Литые детали корпуса - носовая часть и подбашенная коробка. Днище, борта, корма и крыша корпуса - катаные.

   Днище состояло из двух листов, соединенных встык сварным швом. В днище имелось 12 вырезов, в которые вваривались кронштейны торсионных валов, три люка (передний - запасного выхода, средний - подмоторный, задний - для доступа к элементам трансмиссии) и 9 отверстий, предназначенных для спуска топлива, масла и воды из баков и систем двигателя.

   Носовая часть корпуса представляла собой фасонную массивную отливку, которая приварена к днищу, к подбашенной коробке и к нижним вертикальным бортовым листам. Снаружи на носовой части внизу вваривались два рыма с пружинными защелками для буксирования танка. На верхнем наклонном листе монтировался смотровой люк водителя, с козырьком защищавшем внутреннюю часть танка от воды. С боков в носовую часть ввариривались кронштейны направляющих колес.

   Подбашенная коробка приваривалась к носовой части, крыше моторного отделения и верхним наклонным бортам. В подбашенную коробку вваривался подбашенный пояс, к которому крепился нижний погон башни. Углубленная посадка пояса исключала возможность заклинивания башни. На наружной поверхности имелись 2 отверстия для установки перископических смотровых приборов механика-водителя, служивших для наблюдения за местность при закрытом смотровом люке.

   Борта корпуса состояли из верхних наклонных и нижних вертикальных листов.

   Корма корпуса состояла из трех наклонных кормовых листов: верхнего, среднего и нижнего. Нижний наклонный лист приваривался к днищу танка. В него вваривались два рыма и две пружинных защёлки для буксирования танка задним ходом. Средний наклонный лист крепился петлями к нижнему наклонному листу. Для контрольных осмотров трансмиссионного отделения в нем имелось два закрепленных на петлях люка. Верхний наклонный лист прикреплялся к бортам.

   Крыша корпуса делится поперечной балкой на две части: одна часть закрывает моторное отделение, другая - трансмиссионное.

Башня
   Башня - литая, обтекаемой формы. В ее лобовой части имелась амбразура, закрываемая подвижной бронировкой с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета и телескопического прицела. В задней части башни с левой стороны находился прилив, где крепилась шаровая установка кормового пулемета. По бортам башни имелись лючки для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками. С наружи по бортам крепились поручни для танкового десанта.

   В крышу была вварена командирская башенка с входным люком и шестью смотровыми щелями. Справа от командирской башенки имелся люк для посадки и высадки экипажа. По середине наклонного листа башни имелся люк для вентиляции боевого отделения.

   Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота башни достигала 2,4 об/мин.

Вооружение
   На танке устанавливалась 85-мм пушка Д5-Т85 (Д-5Т) с длиной ствола 52 калибра. Масса пушки - 1530 кг. Вертикальная наводка - в пределах от -3° до +25°. Пушка имела кли­новой затвор и полуавтоматику копирного типа. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника и располагались над стволом: с правой стороны - накатник, с левой - тормоз отката. Выстрел из пушки производился с помощью электроспуска, кнопка которого находилась на рукоятке маховика подъемного механизма.

   В танке устанавливались три 7.62-мм пулемета ДТ, из них два в башне и один курсовой - в корпусе. Один из пулеметов, размещенных в башне, был спарен с пушкой, другой - смонтирован в шаровой установке в кормовом листе. Курсовой пулемет жестко закреплялся параллельно оси танка в вваренном в корпус патрубке. Огонь из него вел механик-водитель.

   Для ведения стрельбы прямой наводкой из пушки Д5-Т85 и спаренного с ней пулемета применялись телескопический прицел 10Т-15 (поле зрения - 15°, кратность - 2,5) и перископический прицел ПТ4-15. Шкала прицела 10Т-15 имела отдельные шкалы для стрельбы бронебойными снарядами, осколочными гранатами и стрельбы из спаренного пулемета ДТ. Для стрельбы по закрытым целям пушка оборудовалась боковым уровнем. На кормовом пулемете предусматривалась установка снайперского оптического прицела типа ПУ.

   Боекомплект ИС-1 состоял из 59 выстрелов и 2520 патронов к пулеметам. Выстрелы укладывались в башне, в корпусе сзади передних топливных баков, в подбашенной коробке и в ящиках на днище боевого отделения.

   Для стрельбы из пушки Д5-Т85 применялись штатные снаряды 85-мм зенитной пушки обр. 1939 г.:
- снаряд с дистанционной гранатой 53-УО-365, взрывателями Т-5 или ВМ-2 и КТМ-1;
- снаряд с бронебойно-трассирующим снарядом 53-УБР-365 с донным взрывателем М2-5.

   Дополнительно в боекомплект входили 25 гранат Ф-1.

Двигатель и трансмиссия
   На танке устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 14-15. Масса двигателя 1000 кг.

   Топливо - дизельное, марки ДТ или газойль марки «Э» по ОСТ 8842. Общая емкость трех топливных баков 520 л (правый - 190 л, левый - 245 л, задний - 85 л). Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Подача топлива принудительная, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса НК-1.

   Система смазки - циркуляционная, под давлением. В бак системы смазки был встроен циркуляционный бачок, обеспечивавший быстрый прогрев масла и возможность пользоваться методом разжижения масла бензином.

   Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два, пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над центробежным вентилятором.

   Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа «мультициклон». В головки воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха зимой.

   Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и электрический привод, или с помощью баллонов со сжатым воздухом.

   Трансмиссия включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатую восьмискоростную коробку передач с демультипликатором, двухступенчатые планетарные механизмы поворота с многодисковым блокировочным фрикционом и двухступенчатые бортовые передачи с планетарным рядом.

Ходовая часть
   Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из ведущего колеса, направляющего колеса, шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550 мм и трех поддерживающих катков. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями каждый. Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц, взаимозаменяемые с опорными катками. Подвеска - индивидуальная торсионная. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки штампованные, шириной 650 мм и шагом 162 мм. Зацепление цевочное.

   Подвеска танка независимая торсионная.

Электрооборудование
   Система электрооборудования состояла из источников тока, потребителей тока, вспомогательной аппаратуры, контрольно-измерительных приборов и электропроводки, и обеспечивала: запуск двигателя, вращение башни, вентиляцию боевого отделения, внутренне и внешнее освещение, спуск ударных механизмов пушки и пулеметов, звуковую сигнализацию, подогрев воздуха во всасывающих коллекторах, питание средств внутренней и внешней связи.

   Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Источники: генератор мощностью 1 кВт, две аккумуляторные батареи емкостью 6-СТЭ-128 128 А·ч каждая.

Средства связи
   Все танки оснащались приемопередающей симплексной телефонно-телеграфной радиостанцией 10Р или 10РК и внутренним переговорным устройством ТПУ-4-бис-Ф на четыре абонента.

   При работе телефоном дальность действия радиостанции: на ходу - до 25 км, на месте - до 40 км. При работе телеграфом дальность работы несколько больше.

Противопожарное оборудование
   В качестве противопожарного оборудования в ЗИП танка имелся тетрахлорный ручной огнетушитель типа РАВ-2.

   В феврале 1944 года имевшиеся в составе Красной Армии полки прорыва, укомплектованные танками КВ, были переведены на новые штаты. Одновременно началось формирование новых частей, оснащенных машинами ИС, которые стали именоваться тяжелыми танковыми полками. При этом им еще при формировании присваивалось наименование «гвардейский». По штату в новых полках насчитывалось 375 человек личного состава, четыре танковые роты ИС (21 танк), рота автоматчиков, рота технического обеспечения, зенитная батарея, саперный, хозяйственный взводы и полковой медицинский пункт. Формирование велось в Тесницком танковом лагере под Тулой. Особенностью экипажа тяжелого танка ИС было наличие в нем двух офицеров - командира танка и старшего механика-водителя и двух сержантов - наводчика орудия и заряжающего (он же младший механик-водитель). Подобный состав экипажей говорит о важности задачи, которая возлагалась на новые машины и вооруженные ими гвардейские полки. К сожалению, только небольшая часть экипажей воевала ранее на тяжелых танках КВ и «Черчилль» и имела боевой опыт. В основном же личный состав прибывал из училищ, иногда после дополнительной подготовки на ЧКЗ. При отправке на фронт к полкам прикомандировывались представители ГБТУ для наблюдения за использованием новых танков.

   Первые три полка (1-й, 29-й и 58-й) поступили в оперативное подчинение командующему 1-й гвардейской армией, которая наносила главный удар в ходе Проскуровско-Черновицкой наступательной операции. Еще два полка (8-й и 13-й) вошли в состав 2-й гвардейской танковой армии и вместе с другими частями приняли на себя основной удар 16-й, 17-й и 1-й немецких танковых дивизий, пытавшихся деблокировать группировку, окруженную советскими войсками у г. Корсунь-Шевченковский.

   Одним из первых вступил в бой 13-й гвардейский тяжелый танковый полк прорыва. 15 февраля 1944 года, имея в своем составе 21 танк ИС-85, он прибыл в район Фастов - Белая Церковь. После марша полк получил задачу поддержать атаку 109-й танковой бригады на д. Лисянка, для чего командиром полка была выделена рота - пять танков ИС. К моменту вступления ее в бой последние Т-34 109-й танковой бригады, атаковавшие Лисянку в лоб, были подбиты «пантерами» и противотанковыми и штурмовыми орудиями немцев. Подпустив ИСы на расстояние 600-800 м, немецкие танки и САУ открыли шквальный огонь и в течение 10 минут подбили все наши тяжелые машины, при этом две из них сгорели. Каждый танк получил от 3 до 7 попаданий. На следующий день д. Лисянку окружили и взяли. В ней были захвачены брошенные без горючего 16 «пантер», два Pz.IV и два штурмовых орудия.

   5 марта 1944 года 15 ИС-85 13-й гвардейского тяжелого танкового полка прорыва поддерживали атаку 50-й танковой бригады на Умань. Во время боя пять танков было подбито ог­нем 88-мм зенитных орудий, три машины вышли из строя по техническим причинам, а одна упала с моста у д. Полковничье и перевернулась. Здесь же произошел и довольно редкий случай: нижний лобовой лист одного ИСа пробило снарядом тяжелого немецкого противотанкового ружья s.Pz.B.41, имевшего конический ствол калибра 28/20 мм.

   Первое зафиксированное столкновение ИС-85 с «тиграми» произошло 4 марта 1944 года в районе г. Староконстантинова на Украине в ходе Проскуровско-Черновицкой наступательной операции. 1-й гвардейский тяжелый танковый полк прорыва (командир - подполковник Н.И. Буланов) вступил в бой с ротой тяжелых танков «Тигр» 503-го тяжелого танкового батальона. В ходе перестрелки в условиях плохой видимости с дистанции 1500-1800 м один ИС оказался подбит, а три получили повреждения но впоследствии были отремонтированы. Ответным огнем ИСов у одного «Тигра» повредили пушку, а у другого - ходовую часть. 16 марта «тигры», открыв огонь из засады, подбили четыре ИСа, два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта, два ИСа со 150-200 м были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, другой - 4.

   В результате этих боев появилось заключение ГБТУ о несоответствии вооружения ИС-85 и его бронирования аналогичным показателям немецких тяжелых танков. В нем рекомендовалось изменить форму и бронирование лобовой части корпуса и усилить вооружение танков ИС. Сохранившиеся документы тех лет позволяют сделать вывод, что из общего количества изготовленных тяжелых танков этого типа в боях приняли участие ровно 100 единиц. Еще 6 танков были отправлены в высшие офицерские танковые школы - по две машины в каждую. Один танк №31113 находился на испытаниях на полигоне в Кубинке. К концу войны в строю оставалось 37 исправных танков ИС-85. Еще 37 в апреле 1945 года были списаны из-за естественного износа, поскольку пробег каждого из них превысил 2000 км.

Основные модификации танка ИС и машины на его базе:
 ИС-1 - опытный тяжелый танк с 76,2-мм пушкой (1942 г.)
 ИС-2 - опытный тяжелый танк с 122-мм гаубицей У-11 (1942 г.)
 ИС-2 - второй опытный образец тяжелого танка (1942 г.)
 ИС-1(ИС-85) - тяжелый танк (выпущено 107 машин, 1943 г.)
 ИС-2 - тяжелый танк (1943 г.)
 ИС-2 - тяжелый танк (1944-1945 гг.)
 ИС-100 - тяжелый танк со 100-мм пушкой С-35 (опытный образец, 1943 г.)
 ИСУ-122 - тяжелая САУ со 122-мм пушкой А-19 (1944 г.)
 ИСУ-122С - тяжелая САУ со 122-мм пушкой Д-25 (1944 г.)
 ИСУ-152 - тяжелая САУ со 152,4-мм гаубицей МЛ-20С (1944 г.)
 ИСУ-152-1 - тяжелая САУ со 152,4-мм пушкой БЛ-8 (опытный образец, 1944 г.)
 ИСУ-152-2 - тяжелая САУ со 152,4-мм пушкой БЛ-10 (опытный образец, 1944 г.)
 ИСУ-130 - тяжелая САУ со 130-мм морской пушкой С-26 (опытный образец, 1944 г.)
 ИСУ-122БМ - тяжелая САУ со 122-мм пушкой С-26-1 (опытный образец, 1944 г.)
 ИС-3 - опытный тяжелый танк со 122-мм пушкой Д-25 (1944 г.)
 ИС-3 - тяжелый танк с 122-мм пушкой Д-25Т (1945-1946 гг.)
 ИС-4 - опытный тяжелый танк с 122-мм пушкой С-34 (1944 г.)
 ИС-5 - опытный тяжелый танк с 122-мм пушкой Д-30 (1944 г.)
 ИС-6 - опытный тяжелый танк с 122-мм пушкой ДТ-30 (1944 г.)
 ИСУ-152 - тяжелая САУ на базе ИС-3 с 152,4-мм пушкой-гаубицей МЛ-20СМ (1945 г.)
 ИС-2Т - танковый тягач (1945 г.)

Тактико-технические характеристики ИС-1:
Масса в снаряженном состоянии: 44000 кг
Экипаж: 4 чел
Длина: 8560 мм
Ширина: 3070 мм
Высота: 2735 мм
Клиренс: 465 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 4360 мм
Ширина траков: 650 мм
Удельное давление на грунт: 0,75 кг/см кв.
Бронирование   
Лоб корпуса: 60-100 мм/60°
Башня: 100 мм/60-72°
Борт: 90 мм/90°
Корма: 60 мм/49°
Крыша: 20 мм
Днище: 30 мм
Вооружение: 85-мм пушка Д5-Т85, три 7.62мм пулемета ДТ
Боекомплект: 59 выстрелов, 2520 патронов
Углы вертикального наведения :    -4° ; +25°
Двигатель: В-2ИС, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя: 520 л.с. при 2000 об/мин
Количество передач: 4 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака: 520 л.(+360 л. внешние баки)
Расход топлива по шоссе на 100 км.: 330 л.
Скорость по шоссе: 37 км/ч.
Скоростьпо пересеченной местности: 19 км/ч.
Запас хода по шоссе: 135-150 км
Преодолеваемые препятствия
Подъем: 36 град.
Ширина рва: 2,5 м
Высота стенки: 1,0 м
Глубина брода: 1,3 м








Категория: Тяжелые танки | Добавил: Weapons-of-War (24.09.2009)
Просмотров: 7853 | Теги: тяжёлый, ИС-85, Котин, Советский, ИС, ИС-1, Иосиф Сталин, танк | Рейтинг: 5.0/1 |
| |
Всего комментариев: 0
Другие статьи:
Двухместный корабельный разведчик и патрульный самолет Arado Ar.196
Итальянская самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий Semovente da 75/34
7.62мм пистолет-пулемёт ППД-34/38/40
Советская 152-мм мортира НМ обр.1931г.
Французский лёгкий танк сопровождения Renault R-35
Американский палубный истребитель Grumman F6F Hellcat
Немецкая самоходно-артиллерийская установка класса истребители танков Jagdpanther
Немецкая самоходно-артиллерийская установка класса истребитель танков Hetzer
Немецкая 75-мм горная пушка GebK.36
Многоцелевой самолёт Поликарпова Р-5

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
Электронная Книга Памяти Украины Cкачать бесплатно книги, журналы, документальные фильмы о ВМФ война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
mk (35)
37мм (32)
1945 (29)
9мм (29)
pistole (28)
20мм (25)
Т-34 (23)
PaK (19)
Carro (18)
ил-2 (18)
45мм (16)
Armato (16)
Pzkpfw (16)
як-3 (16)
m3 (14)
Як (14)
СУ (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
ЯК3 (10)
ИС (9)
M1 (8)
Pz (8)
ил 2 (8)
май (8)
30мм (7)
Panzer (7)
M2 (6)
PzB (6)
Steyr (6)
ил (6)
PzB-39 (5)
StuG (5)
ИС-2 (5)
ИСУ (5)
т34 (5)
1910 (4)
23мм (4)
Berlin (4)
Gewehr (4)
III (4)
M11/39 (4)
mas (4)
Mk.IV (4)
mp (4)
P-35 (4)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2024