Боевая практика показала острую необходимость в создании единой машины вместо накопившихся многочисленных вариантов САУ с их бесконечными модификациями. Пестрота парка немецких штурмовых орудий выходила Германии боком: путанница в тактическом применении разношерстных машин сопровлждалась постоянными трудностями со снабжением и подготовкой экипажей. Назрела необходимость унификации StuGов. Первым эту идею на высоком уровне озвучил Гейнц Гудериан (Heinz Guderian) в марте 1943. Была запущенна так называемая программа G-13 (Panzerjager). Новая машина должна была стать чрезвычайно простой, дешёвой, высокоподвижной, эффективной и пригодной для выпуска в больших количествах. Поскольку германское танкостроение хронически не справлялось с выпуском требуемого числа танков, то чтобы не снижать выпуск немецких танков было решено за основу новой машины взять шасси устаревшего чешского танка PzKpfw 38(t). За эталон технологичности приняли танк Pz V Ausf. A, Panther (Sd. Kfz. 171): за те же человеко-часы, которые затрачивались на производство одной Пантеры надо было сделать 3 новые машины с равноценной огневой мощью.
Создание и конструкция Остановились на безбашенной схеме с орудием в лобовой плите. Отсутствие вращающейся башни, предполагалось компенсировать более толстой лобовой бронёй, высокой мобильностью и низким силуэтом. Отличительной чертой новой САУ стало жёстко установленная пушка.
17 декабря 1943 изготовили макет шасси на базе PzKpfw 38(t). Корпус немного расширили, поставили на улучшенную подвеску и снабдили более мощным 6-цилиндоровым бензиновым двигателем Praga AC/2. Трансмиссия Olvar 40 12 16 обеспечивала 5 передних передач и 1 заднюю.
24 января 1944 завершили деревянный макет будущей САУ. Машина, как и планировалось, имела низкий силуэт, наклонное бронирование и пушку смещённую в правую часть лобового бронелиста.
В марте1944 на ВММ собрали 3 прототипа и по апрель 1944 интенсивно их испытывали.
Hetzer имел базу чехословацкого лёгкого така TNHP, изначально танк назывался LT vz 38, но после оккупации Чехословакии немцы переименовали его в PzKpfw 38(t).
Корпус Hetzer был немного шире базового шасси. Машина имела заднее расположение карбюратоного двигателя с трансмиссией впереди, соответственно, ведущие колёса были тоже спереди. 4 опорных катка большого диаметра имели резиновые бандажи и попарно крепились на листовых ресорах. Hetzer в отличие от PzKpfw 38(t) имел не два, а один ролик поддерживавший гусеницу. Направляющие колёса стояли сзаду и первоначально имели 12 отверстий. Гусеницы озавелись новыми траками, а всместо клёпки применялась сварка. Общая длина с орудием достигала 6,27м и 4,87м по корпусу. Ширина 2,63м. Высота 2.1м без антены. Вес достигал 16 тонн. По сути это была вариация на тему старого шасси с использованием нового опыта и технологий.
Hetzer задумывался, как лёгкий истребитель танков, поэтому его бронирование было серьёзным только спереди - 60мм. Сзади и сверху толщина брони - 8мм, а по бортам 20мм. Однако, бронелисты имели хорошие рациональные углы наклона.
На лобовом бронелисте Hetzer имелись заклёпки крепления.
Крыша присоединялась болтами. При замене орудия или трансмисии болты отвинчивались и крыша снималась. Задний наклонный лист тоже отвинчивался.
Воздух для обдува двигателя засасывался, через решётки, которые находились под наклонной бронёй, сзади прямо над гусеницами - приблизительно, где крепился последний щит бортового экрана. Пройдя через радиатор, воздушный поток выводился через решётку под отверстием выхлопного патрубка на задней стенка. Отверстие, через которое выходил патрубок выхлопной системы прикрывала округлая броня.
Бронезащита Hetzer усиливалась навешиванием фрагментов гусеницы в трёх местах:
1. Сзади на левой стенке корпуса, приблизительно, над 3-м и 4-м катками
2. На задней наклонной стенке
3. На задней вертикальной плите, справа, внизу.
На задней стенке, в нижней правой части находилась квадратная плита привинченная болтами к круглой детали - это было посадочное место для обогревающего устройства системы охлаждения двигателя - "Fuchs gerät". Сквозь обогреватель проходила труба с охлаждающей жидкостью. Циркулирующая жидкость нагревалась в участке трубы проходившей через обогреватель, что облегчало запуск двигателя на сильном морозе.
Иногда на задней стенке некоторых машин находился буксировочный крюк, который обычно являлся атрибутом ремонтного BergeHetzer.
На раннем Hetzer горловина, через которую заливался в баки бензин - находилась на нижней части задней наклонной стенки. Это была не самая удачная схема. Позднее появилось два заправочных порта, на задней наклонной плите, по бокам от запасного гусенечного звена.
Сзади, слева на крыше был двухстворчатый люк, которым пользовались водитель, наводчик и заряжающий.
Горизонтальное наведение орудия было очень ограниченным: 5о влево и 11о вправо.
На крыше рубки имелась необычная установка 7,62мм пулемёта MG 34/42 с дистанционным управлением.
Боезапас хранился:
-в держателях на верхней части левой стенки;
-в передней укладке под стволом на полу, рядом с трансмиссией (10 выстрелов); в задней укладке 12 выстрелов под орудийным затвором; когда задняя укладка опустошалась, то могла складываться, открывая доступ к передней укладке
-внизу, у левой стенки рядом с местом заряжающего
-внизу, возле задней стенки боевого отделения.
Головные взрыватели к снарядам хранились в металических зажимах, над снарядами.
Экипаж вооружался MP-44.
Линейные Hetzer имели радиостанции FuG 5, а командирские FuG 8. Радиостанция размещалась прямо за спиной заряжающего.
В экипаж входило 4 человека: водитель, командир, наводчик, заряжающий-радист. Теснота Hetzer заставила отказаться от 5-го члена экипажа.
Орудийный прицел, выводился на крышу и прикрывался сдвижной защитной бронеплитой. При горизонтальном наедении орудия, защитная плита тоже передвигалась по канавке на крыше.
В правом заднем углу крыши устанавливалось смотровое устройство, позволявшее командиру корректировать стрельбу и наблюдать за происходящим сзади. Это отверстие имело лючёк, который мог открываться снаружи своеобразным плоским ключём.
На левом крае крыши имелось смотровое устройство, дававшее водителю обзор влево.
На ранних Hetzer, обод опорного катка имел много болтов. Со временем их число сокращалось, пока не было заменено электросваркой на послевоенных образцах.
С марта по апрель 1944 3 прототипа выпущенные ВММ в марте, проходили интенсивные испытания.
Прототипы показали Гитлеру на полигоне Arys в Восточной Прусси. Фюрер остался доволен.
Производство Производство Hetzer разместили на пражском заводе ВММ (Boehmisch-Mahrish-Maschinenfabrik).
Производственно-технологическая база вполне подходила для выпуска Hetzer, тем более завод ранее выпускал PzKpfw 38(t), ставший шасси для Hetzer. На ВММ уже имелся опыт ремонта немецких самоходок и даже рассматривалась возможность выпуска StuG IV. Если корпус делали чехи, то орудия поставляли немецкие фирмы Rheinmetall-Borsig и Seitz Werke.
Первые 20 САУ изготовили в апреле 1944. Однако заказ на 1000 Hetzer ВММ не успевал выполнить, и в сентябре 1944 был срочно выдан субконтракт фиме Skoda в г.Пльзень. Таким образом, Hetzer изготавливался на чешских заводах ВММ и Skoda в городах: Прага, Пльзень, Бреслау (Breslau), Бём (Böhm), Кёниггратц (Königgrätz). Хетцеры собранные ВММ имели серийные номера в пределах 321001-323000, а Skoda ставила номера начиная с 323001.
С апреля 1944 по май 1945 собрали 2.584 САУ. С июля 1944 и до конца войны выпустили ещё 1.577 Hetzer.
За свою карьеру Hetzer имел несколько названий "Leichtes Sturmgeschütz 38(t)", затем "Panzerjäger 38 für 7.5cm Pak 39 L/48" и наконец "Jagdpanzer 38 Hetzer".
Модификации Как и любая другая машина, Хетцер претерпел несколько модификаций включая послевоенные. Усовершенствования вносились по двум направлениям: исходя из боевого опыта и для упрощения производства.
Ранняя модель Hetzer имела ведущее колесо с 12 отверстиями. Узкая маска пушки типа "Saukopf" была слущенна по бокам и не обеспечивала надёжной защиты, особенно при горизонтально повёрнутом орудии - между маской и корпусом имелась значительная щель. Глушитель располагался горизонтально на задней стенке надстрйки. Борта прикрывались фальшбортами, которые навешивались на приваренные скобы. Оба топливных бака заполнялись через горловину в левом баке.
Боевой опыт и испытания вызвали основательные изменения в конструкции Хетцера.-С середины 1944 маска орудичя стала шире и не имела опасной щели между лобовым листом. Эта маска стояла на Hetzer до конца войны
-Усовершенствовались механизмы траверса и элевации пушки
-Боекомплект вырос дополнительно на 5 снарядов
-Командирский телескоп получил вместо монолитного штфта-привода 2-х составной
-Командирский люк стал двухстворчатым
-Внутри, на крыше боевого отделения появились поручни, чтобы водителю было удобне покидать своё место. Особенно полезно при возгорании машины
-Выхлопная система приобрела боее вертикальное положение, а пламегаситель поместили в корпус глушителя. Вертикальная выхлопная система теперь как бы прикрывала моторное отделение от снарядов противника
-Улучшили заправочный порт
-Над воздухозаборником появилась решётка, чтобы в моторное отделение не засасывалась листва и не блокировала радиатор
-Броневые фальшборта сильнее наклонили внутрь, чтобы не цеплялись за растительность
-Электрический топливний насос заменили механическим
-В боевом отделении изменили систему подогрева, чтобы батареи не замерзали зимой
-Улучшили бандаж опорного колеса, заменив крепёжные болты на заклёпки, и позднее сваркой. Это упростило и удешевило производство
-Усилили и улучшили комплекты листовых ресор
-Ведущее колесо имело теперь меньше отверстий: 8, 6 и витоге 4. Это решение тоже упрощало изготовление.
В середине 1944 немецкая сторона осознавая все существенные недостатки конструкции Hetzer, намеревалась разработать новую модификацию на расширенной базе 38(d). Фирма Krupp работала над перепланировкой неудобного боевого отделения и установкой 75мм пушкой L/70. Впрочем проект No.Bz. 3471 Panzerjäger 38T mit 7.5cm L/70 (KwK42) так и не дошёл до серии, пока конец 2МВ окончательно не свернул разработки.
Проекты на базе САУ Хетцер 1. Befehlspanzerwagen Panzerjäger 38(t) - камандирский Hetzer.
2. На базе Hetzer создали ремонтно-восстановительную машину Bergepanzer 38 Hetzer с открытым верхом и с октября 1944 запустили в серию. Выпустили 170 Bergepanzer 38 Hetzer из которых 106 сделали на заводе и 64 переделали из САУ Hetzer. Значительная часть из 64 конвертированных Hetzer первоначально имела дефекты при сборке и таким образом их удачно утилизировали.
3. В ноябре 1944 возникла идея создать зенитный вариант Хетцера - Flakpanzer 38 (t) Hetzer. При этом должна была устанавливаться башня, с 30мм вооружением, которая изначально проектировалась для Flakpanzer IV Kugelblitz. Идея не была реализована.
4. В ноябре 1944 начали проектирование Хетцера 150 Schwere Infanteriegeschütz 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38(t) Hetzer со 150мм пушкой sIG33/2. С декабря 1944 успели собрать 30 единиц 15 cm sIG 33/2 auf Jagdpanzer 38: 24 САУ изготовили и 6 конвертировали. 15 cm sIG 33/2 auf Jagdpanzer 38 собирались на базе Bergepanzer 38(t) и имели более высокий силуэт. Эти САУ направлялись в роты schwere Infanteriegeschütz при пехотных полках.
5. Фирмы Alket и Rheinmetall-Borsig сконструировали безоткатное 7.5cm PaK 39/1 Starr L/48 орудие (Starr - жёсткий, прочный), кторым вооружили Jagdpanzer 38 (t) Hetzer Starr. С декабря 1943 началось серийное производство. Позднее появились Hetzer Starr со 105мм гаубицей StuH 42
6. Конструкторы вплотную подошли к серийному воплрощению проекта со 105 мм гаубицей StuH 42. Впрочем разработка и испытания тянулись слишком трудно и долго. С мая 1944 по февраль 1945 успиели изготовить только пробную партию из 10 машин. Затем было заказано 600 САУ, но до выпуска дело не дошло.
7. Был изготовлен прототип Aufklaerungspanzer 38 вооружённый 7.5 cm K 51 L/24. Серийно не освоен.
8. Проект No.Bz. 3471 Panzerjäger 38T mit 7.5cm L/70 (KwK42) - серийно не освоен.
9. Поектировался вариант с 120мм миномётом.
10. Skoda получила заказ на модификацию около 50 Hetzer в башенный огнемётный танк, но заказ позднее отменили.
11. Во время немецкого наступления в Арденнах, возникла необходимость в огнемётном Hetzer. В декабре 1944 20 машин конвертировали в Flammpanzer 38(t) вооружённый 14 мм огнемётом Flammenwerfer 41 вместо 75мм орудия. Сопло огнмёта размещалось в муляже ствола стандартного Хетцера и Flammpanzer 38(t) внешне не отличался от пушечногот варианта. Американцы констатировали, что Flammpanzer 38(t) имел 154 галлона горючей жидкости, которая металась на расстояние 66 ярдов.
12. Vollkettenaufklarer 38 - разведмашина
13. После 2МВ чешские Hetzer стали называться ST-1 (Stihac Tanku - Танк охотник) и составили 250 единиц выпущенных фирмой "Praga". С вооружения были сняты в конце 50-х.
14. После 2МВ появилось 30 невооружённых ST-III - чешские варианты Hetzer для обучения водителей.
15. Швейцария закупила Hetzer и модифицировала в Panzerjaeger G-13.
Тактико-технические характеристики Hetzer:
Классификация: истребитель танков
Боевая масса, т: 15,75
Компоновочная схема: моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления в центре
Экипаж, чел.: 4
История
Годы производства: 1944—1950
Годы эксплуатации: 1944 — 1960-е
Количество выпущенных, шт.: 3175
Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм: 6250
Ширина корпуса, мм: 2630
Высота, мм: 2170
Клиренс, мм: 420
Бронирование
Тип брони: стальная катаная и литая
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 60 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 60 / 40°
Борт корпуса (верх), мм/град.: 20 / 40°
Борт корпуса (низ), мм/град.: 20 / 15°
Корма корпуса (верх), мм/град.: 20 / 15°
Корма корпуса (низ), мм/град.: 8 / 70°
Днище, мм: 10
Крыша корпуса, мм: 8
Вооружение
Калибр и марка пушки: 75-мм PaK 39
Тип пушки: нарезная
Длина ствола, калибров: 48
Боекомплект пушки: 41
Углы ВН, град.: −6…+12
Углы ГН, град.: −5…+11
Дальность стрельбы, км: 3,6 фугасным
Прицелы: SF-1a
Пулемёты: 1 × 7,92-мм MG-34
Подвижность
Тип двигателя: рядный, 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 160
Скорость по шоссе, км/ч: 40
Запас хода по шоссе, км: 185
Удельная мощность, л. с./т: 10,2
Тип подвески: сблокированная попарно, на листовых рессорах
Преодолеваемый подъём, град.: 25
Преодолеваемая стенка, м: 0,65
Преодолеваемый ров, м: 1,5
Преодолеваемый брод, м: 1,1