Еще в 1935 году фирма Рейнметалл-Борсиг разработала нарезной миномет
калибра 600-мм, который мог выпускать снаряды весом до 4000 кг на
расстояние немногим более 1000 м. Поскольку при его создании
использовались идеи генерала артиллерии Карла Беккера, эта метательная
машина, имевшая заводской индекс Gerat 040 (Изделие 040), получила
полуофициальное имя "Карл". В 1937 г. был изготовлен опытный образец
орудия, весивший около 55 т., который забрасывал гранаты весом ок. 2000
кг на расстояние до 3000 м и именно в 1937 г. начались работы по
созданию для него самоходного лафета. Вес всей артсистемы достиг 97 т.
Модернизированный ствол орудия длиной 5108 мм позволил поднять
дальнобойность до 4000 м. Однако и этого было, без сомнения, мало.
Поэтому, выполняя приказ Гитлера, инженеры фирмы изготовили иной образец
артсистемы калибра 540 мм с более длинным стволом и снарядом весом 1580
кг, лучшего аэродинамического качества, дальнобойностью до 10000 м.
Самоходная мортира была предназначена для разрушения фортификационных
сооружений. Всего было построено шесть мортир, которые состояли на
вооружение 628 и 833 дивизионов артиллерии особой мощности (по три
орудия в каждом дивизионе).
Уникальной особенностью этого
орудия является наличие у него гусеничной части, с помощью которой
орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие
дистанции.Конструкция ходовой части представляла собой гусеничную
машину, в носовой части был установлен двигательDaimler-Benz 507,
12-цилиндровый, дизельный карбюраторный, жидкостного охлаждения,
580 л.с. (426,9 кВт), 44500 см3 и гидромеханическая трансмиссия с тремя
включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый
планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом.
Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе у машины перед
стрельбой опускалось днище на грунт. Для этого торсионная подвеска
опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в
корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действия от
двигателя редуктор по средствам рычажной системы поворачивал на
определенный угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод
машины из походного в боевое положение занимал 10 минут.
Артиллерийская часть машины представляет собой 600 мм мортиру
установленную в середине машины. С помощью подъемных механизмов можно
было наводить орудие на -4 - +70 градусов по вертикали. Механизм наводки
приводился в действие вручную. При выстреле происходил откат ствола в
люльке и всего станка в машине.
Стрельба велась
бетонобойными и фугасными снарядами. Бетонобойный снаряд весом 2170 кг
выстреливаемый с начальной скоростью 220 м/сек, пробивал бетонную стенку
толщиной от 3 до 3.5 метров или стальную плиту толщиной 450 миллиметров.
Фугасный снаряд весил 1700 кг, его начальная скорость составляла 283
м/сек, стрельба им велась на дальность в 6700 метров.
Скорострельность орудия составляла 1 выстрел в 10 минут.
Боекомплект орудия составлял 8 выстрелов и перевозился на специально
сконструированных на базе танка Pz-IV транспортерах боеприпасов. Каждый
транспортер был оборудован стрелой используемой для погрузки снаряда.
При перевозке по железной дороге орудие орудие подвешивалось между двумя
специально сконструированными платформами (передней и задней). По шоссе
перевозка осуществлялась на трейлерах в разобранном на три части виде.
Первую мортиру изготовили в ноябре 1940 года, и она получила имя
Adam.
До середины апреля 1941 года выпустили еще три:
Eva,
Thor и
Odin. В
январе 1941 года сформировали 833-й тяжелый артиллерийский дивизион
(833. Schwere Artillerie Abteilung), включавший в себя две батареи по
два орудия в каждой.
На 22 июня 1941 года 1-я батарея (Thor и
Odin) была придана группе армий "Юг", а 2-я (Adam и Eva) - группе армий
"Центр". Последняя обстреливала Брестскую крепость, при этом "Адам"
произвел 16 выстрелов. "Еве" повезло меньше - первый же выстрел оказался
затяжным, и всю установку пришлось везти в Дюссельдорф, 1-я батарея
находилась в районе Львова. Thor произвел четыре выстрела, Odin же огонь
не вел, так как потерял гусеницу.
Чтобы подавить 30-ю
батарею, немцы были вынуждены "выписать" из Германии чудо артиллерийской
техники - две сверхмощные мортиры типа "Карл", стреляющие снарядами
весом в две с половиной тонны каждый. И уже в июне 1942 года Thor и Odin
уже обстреливали Севастополь, выпустив за все время 172 тяжелых и 25
легких бетонобойных снарядов. Их огнем была подавлена советская 30-я
береговая батарея. Это батарея, прозванная неприятелем "Максим
Горький-1", в 1941-42 годах при обороне Севастополя своими полутонными
снарядами наносила немецким частям громадный урон. Чтобы подавить
батарею, немцы были вынуждены "выписать" из Германии чудо артиллерийской
техники - две сверхмощные мортиры типа "Карл", стреляющие снарядами
весом в две с половиной тонны каждый. Да и знаменитая пушка "Дора",
согласно архивным документам, выпустила по "тридцатке" несколько
семитонных снарядов.
К концу августа 1941 года в войска
поступили еще две мортиры -
Loki и
Ziu. Последняя в составе 638-й
батареи в августе 1944 года обстреливала восставшую Варшаву.
Мортира, предназначавшаяся для обстрела Парижа, подверглась
бомбардировке при перевозке по железной дороге. Транспортер оказался
сильно поврежден, и орудие взорвали.
Достоверно известно, что
540-мм стволы получили Odin, Loki и Fernrir - резервная установка, не
принимавшая участия в боевых действиях. Всего же было изготовлено три
ствола калибра 540 мм и 75 снарядов.
Боевое применение
Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го
дивизионов артиллерии особой мощности вермахта (по три орудия в каждом
дивизионе; позднее одна мортира была передана из 628-го в 833-й
дивизион, в котором сформировали две батареи по два орудия). Тактически
орудия этого типа предназначались для разрушения сильно укреплённых
фортификационных сооружений, в частности, фортов французской линии
Мажино. Однако из-за скоротечности французской кампании машины так и не
были применены для её штурма — к окончанию кампании был готов только
прототип машины, да и штурмовать линию Мажино в конечном итоге не
понадобилось.
В боевых условиях мортиры были впервые применены
в июле 1941 года. Мортиры «Адам» и «Ева» из состава 1-й батареи 833-го
дивизиона обстреливали Брестскую крепость. «Адам» произвёл 16 выстрелов,
а у «Евы» при первом же выстреле в стволе заклинило снаряд, и установку
отправили в Дюссельдорф.
2-я батарея 833-го дивизиона,
состоящая из «Тора» и «Одина», находилась под Львовом. «Тор» произвёл 4
выстрела, а «Один» потерял гусеницу и огонь не вёл. Весной 1942 года
установки «Тор» и «Один» были доставлены под Севастополь, где произвели
172 выстрела тяжёлыми и 25 лёгкими бетонобойными снарядами (интересно,
что большие, летящие сравнительно медленно снаряды, были хорошо видны в
полёте и первоначально принимались защитниками Севастополя за тяжёлые
реактивные мины).
В августе 1944 установка «Циу» обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания.
В 1945 году мортиры под именами «Ева» и «Локи» были захвачены армией
США. Установка «Адам» стала трофеем Красной армии (сегодня она находится
в экспозиции бронетанкового музея в Кубинке). Остальные три установки
были, по всей видимости, уничтожены самими немцами.
Классификация: самоходная мортира
Боевая масса, т: 126
Экипаж, чел.: 16
Годы производства: 1940—1941
Годы эксплуатации: 1940—1945
Количество выпущенных, шт.: 6
Размеры
Длина корпуса, мм: 11370
Ширина корпуса, мм: 3160
Высота, мм: 4780
Бронирование
Тип брони: стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град.: 10
Борт корпуса, мм/град.: 10
Корма корпуса, мм/град.: 10
Днище, мм: 10
Крыша корпуса, мм: 10
Вооружение
Калибр и марка пушки: 600-мм (на ряде машин — 540-мм)
Тип пушки: мортира
Длина ствола, калибров: 8,44 (600-мм) или 11,5 (540-мм)
Боекомплект пушки: 4 выстрела
Углы ВН, град.: 0…+70°
Углы ГН, град.: 4°
Дальность стрельбы, км: 4500 м (бетонобойный снаряд) или 6700 м (фугасный снаряд)
Подвижность
Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 750
Скорость по шоссе, км/ч: 10
Тип подвески: торсионная, гидравлическая, с возможностью опускания корпуса на грунт
Литература
Шунков В.Н."Оружие вермахта", изд-во "Харвест", Минск 1999
Бронеколлекция, 1997, N5. М.Барятинский.