Об оснащении танков огнемётами российские конструкторы задумывались ещё во времена Первой Мировой войны, но тогда на это не хватило ни времени, ни средств. Реальная возможность создания огнемётных танков появилась только в межвоенный период, когда на вооружение танковых войск РККА начали поступать современные бронированиые машины.
В 1932 году РВС СССР принял постановление "О придании мехбригаде химических и других средств для борьбы с закрепившейся пехотой противника", инициировав проектирование танков с огнемтным оборудованием. В качестве основы выбрали базу танка Т-26, поставленного на конвеёер в 1931 г. Эта машина отличалась хорошими ходовыми характеристиками и отвечала предъявляемым тогда требованиям к так назаваемым "пехотным" танкам. Задание на разработку новой модификации Т-26 поручили ВОХИМУ (Военно-Химическому Управлению) РККА, а тот, в свою очередь, доверил эту работу КБ-2 завода №174 в Ленинграде (основные танковые агрегаты) и КБ завода "Компрессор" (химическое оборудование). Помимо огнемета на танк предписывалось установить приборами дымопуска и распылители отравляющих веществ, поэтому такие машины именовались не огнемётными, а "химическими". По документам танк проходил под обозначением БХМ-3.
Проект "химического" Т-26 был разработан инженером Г.Е.Шмидтом, на основе серийного двухбашенного танка Т-26, в правой башне которого устанаовливался огнемет КС-24 и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ДТ. Система подвода огнесмеси к брандспойту состояла из запорных вентилей, распределителя, гибкого шланга и полуавтоматической задвижки. Левая башня при этом снималась, а на её месте разместили бак емкостью 400 л, три 13,5-литовых баллона со сжатым воздухом, коллектор высокого давления, редуктор и воздухораспределитель. Использование гибкого шланга позволяло обеспечить поворот башни и наведение брандспойта с помощью плечевого упора в горизонтальной плоскости до 20° без поворота башни и в вертикальной плоскости - до +10°. Из-за опасности скручивания гибкого шланга, поворот башни был ограничен сектором 270°, что исключало возможность огнеметания в сторону кормы машины. В зависимости от боевой задачи бак ХТ-26, помимо огнесмеси, мог заполняться дымообразующей смесью типа S-III или S-IV, отравляющими веществами стойкого или нестойкого типа, а также водой или мыльной жидкостью для дегазации местности. Если в баках оставалось какое-то количество ОВ для их слива был сделан спеуиальный патрубок, выводивший жидкость под днище танка.
Опытный образец ХТ-26 проходил испытания на Научно-испытательном химическом полигоне РККА с 1 июня по 15 июля 1932 года и показал вполне приемлемые характеристики. По основным параметрам "химический" танк не уступал "линейному" (пулеметному) Т-26, однако дальность огнеметания составляла всего 35 метров при расходе огнесмеси 5 л\с. Также отрабатывались приёмы дымопуска и распыления ОВ, но в реальности ими пользовались не очень часто.
Посчитав выявленные недостатки несущественными РККА приняло ХТ-26 на вооружение. Выпуск "химических" танков организовали на заводе №174, где до 1935 года изготовили 552 (по другим данным - 605 или 615) экзмепляра.
В 1933 г. началось поступление ХТ-26 в состав мехбригад, где их распределяли по более мелким подраздениям в качестве танков усиления. Затем концепция изменилась и с 1935 г. из "химических" танков стали комплектовать отдельные химические танковые батальоны, которые входили в состав химических танковых бригад. Такая дифференциация была весьма спорной, поскольку, как показала практика, огнеметные машины порой оказаывались малоэффективными без поддержки танков с пушечным вооружением. Тем не менее, к 1939 году успели сформировать три такие бригады - на Дальнем Востоке, в Поволжье и Московском военном округе.
Впервые ХТ-26 пошли в бой в августе 1938 г. у озера Хасан. Вместе с "линейными" Т-26 и бронеавтомобилями БА-6 они составляли основу бронетанковых сил РККА в этом регионе. Хотя у советской стороны было численное приемущество "химические" танки здесь себя не проявили. Дело было не только в ландшафте, труднопроходимым для бронетехники, но и в тактике её использования. Самым крупным сражением с участием ХТ-26 стал бой за высоту Заозерная. Из 9 ХТ-26 тогда безвозвратно потеряли один танк, а остальные требовали ремонта различной сложности.
Следующее вторжение японцев в Монголию, состоявшееся в середине 1939 г., было более подготовленным. Теперь обе стороны активно использовали танковые войска, причем огнеметные танки имелись только у РККА. Перед началом конфликта количество ХТ-26 в войсках было незначительным - имелось всего 10 танков, принадлежащих 11-й тб 57-го особого корпуса, хотя к началу августа их число увеличилось до 18. О подготовке экипажей сейчас что-либо сказать трудно, но вот с обеспечением дела обстояли не очень хорошо. На каждый танк приходилось всего 7 заправок огнесмеси.
Первоначально боевое применение ХТ-26 было достаточно успешным. Уже 27 и 28 мая "огнемётные" танки принесли немало пользы при разгроме японо-манчжурского отряда под командованием полковника Ямагато. Затем ХТ-26 поставили задачу ликвидировать японский разведывательный отряд подполковника Азума численностью 220 человек, с которой они успешно справились.
Впрочем, неделю спустя, положение в корне изменилось. Японцы вклинились в тыл советских войск сконцентрировав на направлении главного удара много живой силы и артиллерии. Наиболее крупное сражение произошло и гора Баин-Цаган, которое началось для РККА крайне неудачно. Стараясь закрыть бреш в обороне и недопустить прорыва противника к переправам через реку Халхин-Гол, командование приказало 2-му батальону 11-й тб атаковать противника. В бою, происшедшем 5 июля, участвовало 15 БТ-7 и 5 ХТ-26. Хотя продвижение японцев удалось остановить цена, которую заплатили советские танкисты, оказалась очень высока. Танкам пришлось действовать практически без поддержки пехоты, под сильным артиллерийским огнем. В результате было потеряно 7 БТ и все "химические" танки. Гибель одного из них описал один из японских солдат 70-го пехотного полка.
"Один танк подошел к японским окопам и почему-то застрял. Сначала он стрелял из огнемета, потом из пулемета и пистолета. Сержант Ассакура хотел уничтожить его. Он подошел сзади, положил на танк 2-х килограммовый заряд взрывчатки и побежал от взрыва. Все вокруг аплодировали, так как это было похоже на сцену из некоторых средневековых японских сражений. Однако пулеметной очередью с танка Ассакура был убит. Солдаты были в ярости, они окружили этот танк, предлагая экипажу сдаться. Ответа не последовало, тогда под днище танка заложили взрывчатку и подорвали ее. В результате был поврежден передний люк, через который сержант Хигаки вытащил за ворот молодого русского танкиста (второй погиб), которого тут же закололи штыками".
Такая "нелюбовь" японцев к советскому танкисту вполне объяснима - при отсутствии ПТО огнеметные танки буквально выжигали вражеских солдат из окопов, приводя их в ужас и заставляя в панике покидать место боя. Характерным примером может служить бой 12 июля, когда группа японских солдат с 4 ПТО укрепилась в тылу советских войск и оказывала крайне упорное сопротивление, по всей видимости, стремясь оттянуть на себя как можно больше сил. Но как только к ним приблизился огнеметный танк японцы начали разбегаться и были добиты подоспевшей пехотой.
Безвозвратные потери ХТ-26 во время боёв на реке Халхин-Гол составили 10 танков. Возможно, это количество могло быть и меньшим, но и здесь в полной мере выявились недостатки присущие всем танкам созданным на основе Т-26. В первую очередь отмечалась крайне слабая бронезащита и недостаточная дальность стрельбы из огнемёта.
Начавшаяся вскоре война с Финляндией потребовала более широкого применения танковой техники, поэтому вполне естественно что к декабрю 1939 г. на фронт прибыли четыре отдельных химических танковых батальона - 201, 204, 210 и 218-й. Огнеметные танки по прежнему использовались разрозненно и без проведения разведки местности, что большей частью приводило к неоправданным потерям. В течении двух первых месяцев финнам удалось захватить не менее десятка ХТ-26, часть из которых затем отремонтировали и ввели в строй.
Тем не менее, практика боевого применения ХТ-26 и ХТ-130 в составе блокировочных (по современному - штурмовых) групп оказалась вполне успешной. Как правило такая группа включала взвод саперов, рота пехоты, одно-два орудия, два "химических" танка и два-три "линейных" (пушечно-пулеметных) Т-26. Первый опыт, всё же, закончился большими потерями - ХТ-26 были вынуждены подойти на предельно близкое расстояние и беспрепятственно расстреливались легкой артиллерией ДОТов. Тогда применили метод одновременной атаки нескольких укрепленных рубежей, когда ХТ-26 удавалось приблизиться на расстояние выстрела и осуществить огнеметание.
По опыту боёв огнемётные танки начали оснащать броневыми экранами, но ХТ-26 этот этап модернизации уже не коснулся. Устаревшие танки начали постепенно переводить в резерв, намереваясь заменить их более современными машинами. Однако полностью провести переоснащение химических танковых батальонов в войне с Германией не удалось.
К лету 1941 г. в приграничных военных округах всё ещё находилось 128 "химических" танков ранних серий (ЛВО - 64 единицы, ПрибОВО - 10, ЗапОВО - 38, КОВО - 16) и ещё 180 оставались в тылу. Об их боевом применении точной информации пока найти не удалось.
Что касается танков ХТ-26, доставшихся в качестве трофеев финской армии, то к 31 мая 1941 г. их имелось 4 единицы. Поскольку их боевая ценность была небольшой ХТ-26 некоторое время находились в резерве и использовались как учебные.
Химический танк ХТ-26 (ОТ-26)
Классификация: огнемётный танк
Размеры
Длина, мм: 4620
Ширина, мм: 2440
Высота, мм: 2190
Боевая масса, т:10
Компоновочная схема: классическая, на основе двухбашенного Т-26
Экипаж, чел.: 2
История
Годы производства: с 1932 по 1936
Годы эксплуатации: с 1932 по 1943
Бронирование
Тип брони: Противопулевая, стальная катаная гомогенная
Вооружение
Тип пушки: огнемёт КС-25
Боекомплект: 400 литров огнесмеси и 1764 патрона
Пулемёты: 1 × 7.62мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя: 90-сильный двигатель марки «Т-26», рядный, 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения.
Мощность двигателя, л. с.: 90
Скорость по шоссе, км/ч: 30
Запас хода по шоссе, км: 120
Тип подвески: сблокированная по четыре, на листовых рессорах
Источник:
М.Свирин "М.Барятинский "Советские танки в бою". ЯУЗА\ЭКСМО. Москва. 2007". Москва. "Яуза"\"ЭКСМО". 2008