Летом 1942 года началась активная работа над новой машиной КВ-1с (скоростной).
Облегчение танка КВ-1 до 42,5 т в варианте КВ-1с достигалось уменьшением высоты корпуса и снижением массы агрегатов силовой передачи, ходовой части, уменьшением литой башни, в которую устанавливалась 76-мм пушка ЗИС-5.
Во время работы над моделью танка КВ-1с конструкторы столкнулись с труднейшей технической проблемой. Заключалась она в том, что трубки радиаторов танка КВ изготавливались из алюминиевого листа, но в 1942 году в связи с нехваткой алюминия поставки его танковым заводам прекратились.
Котин поручил срочно разработать новую систему охлаждения, используя для изготовления радиаторных трубок обычное листовое железо. В отечественном и мировом моторостроении опыта изготовления радиаторов из такого материала не имелось, и никто не знал, как сделать, чтобы система охлаждения новой конструкции вписывалась в пространство моторного отделения. Сложность заключалась еще и в том, что листовое железо имеет значительно худшую теплопроводность по сравнению с алюминием.
Испытания системы охлаждения КВ-1с прошли успешно.
Существенные изменения внесли конструкторы и в силовую передачу танка КВ-1с, установив новый главный фрикцион, новую коробку передач конструкции Н. Ф. Шашмурина с демультипликатором, обеспечивавшую восемь передач вперед и две назад. В ходовой части применялись облегченные ходовые катки и литые траки.
Внесенные изменения улучшили обзорность, условия работы заряжающего и стрелка-радиста, повысились скорость и надежность танка. Однако по огневой мощи КВ-1с оставался пока на уровне среднего танка Т-34 — артиллерийские конструкторы нового танкового орудия все еще не разработали.
Модернизированный КВ-1с был принял на вооружение 20 августа 1942 года, и сразу же на Кировском заводе в Челябинске начался серийный выпуск этих машин. До сентября 1943 года было выпущено 1106 танков типа КВ-1с.
Первые танки КВ-1с поступили в войска в течение ноября-декабря 1942 года. Этими машинами укомплектовывались специальные танковые части — отдельные гвардейские танковые полки прорыва.
Боевое применение.
Создание КВ-1с было оправданным шагом в условиях неудачного первого этапа войны. Однако этот шаг лишь приблизил КВ к средним танкам. Армия так и не получила полноценного (по более поздним стандартам) тяжёлого танка, который бы резко выделялся от средних по боевой мощи. Таким шагом могло бы стать вооружение танка 85-мм пушкой. Но дальше экспериментов дело не пошло, так как обычные 76-мм танковые пушки в 1941—1942 годах без труда боролись с любой немецкой бронетехникой. Вроде бы причин для усиления вооружения не было.
Однако после появления в германской армии Pz. VI («Тигр») с 88-мм пушкой КВ в одночасье устарели: они были неспособны на равных бороться с немецкими тяжёлыми танками. Осенью 1943 года было выпущено некоторое количество КВ-85 (разработанный на базе КВ-1с танк с 85-мм пушкой), но затем производство КВ было свёрнуто в пользу ИС.
Небольшое количество КВ-1с продолжало использоваться и в 1945 году; в частности, в феврале 1945 года 68-я танковая бригада, участвовавшая в боях на Кюстринском плацдарме, имела два танка этого типа.
Тип: тяжёлый танк
Боевая масса, т: 42,5
Экипаж, чел.: 5
Размеры
Длина корпуса, мм: 6900
Ширина корпуса, мм: 3250
Высота, мм: 2640
Клиренс, мм: 450
Бронирование
Тип брони: катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 40/65° и 75/30°
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 75/−30°
Борт корпуса (верх), мм/град.: 60/0°
Борт корпуса (низ), мм/град.: 60/0°
Корма корпуса (верх), мм/град.: 40/35°
Корма корпуса (низ), мм/град.: 75/цил.
Днище, мм: 30
Крыша корпуса, мм: 30
Маска орудия, мм/град.: 82
Борт башни, мм/град.: 75/15°
Крыша башни, мм: 40
Вооружение
Калибр и марка пушки: 76,2-мм ЗиС-5 или 76,2-мм Ф34
Боекомплект пушки: 114
Углы ВН, град.: −3…+25°
Пулемёты: 3 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя: V-образный 4-тактный 12-цилиндровый дизель
Мощность двигателя, л. с.: 600
Скорость по шоссе, км/ч: 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10—15
Запас хода по шоссе, км: 180
Запас хода по пересечённой местности, км: 180
Удельная мощность, л. с./т: 14,1
Тип подвески: торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,77—0,79
Преодолеваемый подъём, град.: 36°
Преодолеваемая стенка, м: 0,8
Преодолеваемый ров, м: 2,7
Преодолеваемый брод, м: 1,6
|