|
| Американский полугусеничный бронетранспортер, известный под кличкой Half-Truck (HT) представлял собой наиболее популярную машину союзников, использовавшуюся практически на всех театрах военных действий.
Первые полугусеничные машины появились в США уже в первую мировую войну. Это были артиллерийские тягачи "Lombard”. С конца двадцатых готов в сухопутных войсках США шли непрерывные эксперименты с полугусеничными машинами Адольфа Кегресса, закупленными во Франции. При этом на основе его конструкции в США было разработано немало собственных машин – грузовых, штабных, тягачей и т.д. После испытаний большого количества экспериментальных конструкций в 1937 году на заводах Мармон-Херрингтона в Индианаполисе по заказу Департамента Вооружения были построены удачные прототипы полугусеничной грузовой машины Т.9. За основу этой машины был взят грузовик Ford V-8, но дополнительно был установлен передний привод, а задние колеса были заменены простым гусеничным движителем с резиновой гусеницей, армированной стальным волокном.
Машина заказчику понравилась и под названием Truck Half-track M2 была принята на вооружение. В 1938 году был создан еще один гибрид – корпус разведывательной машины White M3 Scout Car был установлен на шасси Кегресса, в результате чего появился первый прототип Т.7, названный Half-track Personnel Carrier.
В конце сентября начале октября 1940 года были заключены первые контракты на поставку больших партий Half-truck в двух модификациях: десятиместной разведывательной машине M2 (Half-truck Car), предназначенной для разведывательных подразделений и для артиллерийских частей, и тринадцатиместного бронетранспортера М3 (Half-truck personal carrier). Это уже была универсальная машина, которая должна была использоваться для перевозки пехоты, входящей в состав танковых подразделений, как санитарная, связная машина, а также как тягач для орудий различного калибра.
Модель М3 отличалась от М2 более длинным (на 250 мм) корпусом, наличием влаза в задней стенке, креплениями для монтажа дополнительного оборудования, и прочими мелочами. Недостатки, выявленные на начальном этапе эксплуатации – перегрев двигателя, неполное и недостаточное бронирование, устранялись по ходу выпуска серии, что вскоре сказалось на эксплуатационных характеристиках в лучшую сторону.
В мае 1941 года первые серийные экземпляры начали поступать в линейные части американской армии, а в декабре прошли боевое крещение на Филиппинах.
Транспортер М3А2 представлял собой дальнейшую развитию концепций, положенных в основу М2 и М3. Он объединял в себе возможности перевозки личного состава на поле боя (М3) и артиллерийского тягача (М2). За время войны было построено около 50000 машин Half-truck всех модификаций, которые состояли на вооружении всех армий союзников.
После войны эти машины использовались во время войн в Корее, Вьетнаме, Алжире, а также состояли на вооружении израильской армии и принимали участие в войне 1956 года, Шестидневной войне, и войне 1973 года.
Тактико-технические характеристики Half-Track Personnel Carrier M3: Классификация: бронетранспортёр Боевая масса, т: 9,06 Экипаж, чел.: 3 Десант, чел.: 10 История Год(ы) производства: 1941—1945 Год(ы) эксплуатации: с 1941 Количество выпущенных, шт: 31176 Размеры Длина корпуса, мм: 6163 Ширина корпуса, мм: 1962 Высота, мм: 2260 База, мм: 3442 Колея, мм: 1638 Клиренс, мм: 280 Бронирование Тип брони: стальная катаная поверхностно закалённая Лоб корпуса (верх), мм/град.: 13 / 25° Лоб корпуса (низ), мм/град.: 6 / 26° Борт корпуса, мм/град.: 6 / 0° Корма корпуса, мм/град.: 6 / 0° Крыша корпуса, мм: 0 — 6 / 83° Вооружение Пулемёт(ы): 1 × 7,62-мм M1919A4 Боекомплект пулемёта(ов): 4000 Подвижность Тип двигателя: рядный, 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Модель двигателя: White 160AX Мощность двигателя, л.с.: 147 Удельная мощность,л.с/т: 14,7 Колёсная формула: полугусеничная Тип подвески: колёса — на листовых рессорах, гусеничный движитель — сблокированная попарно на вертикальных пружинах Ширина гусеницы, мм: 305 Скорость по шоссе, км/ч: 72 Запас хода по шоссе, км: 320 Преодолеваемый подъём, град.: 30 Преодолеваемая стенка, м: 0,3 Преодолеваемый брод, м: 0,8
|