В период между двумя мировыми войнами во всех странах ведение разведки в интересах бронетанковых сил возлагалось на экипажи легких бронеавтомобилей. Однако реальное выполнение этой задачи было не простым делом. Экипаж бронеавтомобиля состоял всего из 2-3 человек, у каждого из которых имелись свои функциональные обязанности по обслуживанию машины, и ведение разведки в отрыве от броневика было почти невозможным. Поэтому и результаты наблюдений зачастую были неэффективными. В самом деле, много ли разглядишь, не выходя из машины? Да и незамеченным подобраться близко к противнику не удастся! К пониманию того, что броневая машина должна быть лишь средством доставки и эвакуации разведгруппы и иметь при этом возможность прикрыть ее огнем, первыми пришли американцы. Военный департамент США предъявил к такой машине по меркам начала 30-х годов весьма жесткие требования, в частности - привод на все колеса! В документации бронеавтомобиль именовался Scout Car (автомобиль-разведчик), а в обиходе и тогда, и впоследствии его называли просто "скаут", часто опуская более официальный буквенно-цифровой индекс армии Соединенных Штатов.
Дебют "скаута" состоялся в 1933 году, когда фирма White Motor Company изготовила прототип бронеавтомобиля-разведчика Т7 (по существу - легкого бронетранспортера) с использованием шасси 1,5-тонного коммерческого грузовика White-Indiana 4x4. После испытаний было принято решение о выпуске небольшой партии новых машин, получивших обозначение Scout Car М1. В 1934 году 76 единиц М1 поступили на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов, дислоцировавшихся в Форт-Нокс (штат Кентукки).
Бронетранспортер М1 оснащался карбюраторным 6-цилиндровым двигателем Hercules L рабочим объемом 4,6 л и мощностью 75 л.с. Открытый сверху корпус машины имел 12,7-мм лобовую, 7,62-мм кормовую и 6,35-мм бортовую броню, обеспечивавшую защиту от пуль и мелких осколков снарядов. Вооружение разведчика было очень мощным: два 12,7-мм крупнокалиберных пулемета Browning М2 в передней части корпуса и два 7,62-мм Browning М1919А4 по бортам.
Следующий модификацией "скаута", принятой, как и предыдущая, в ограниченном количестве на вооружение армии США, стал М2. Прототип этой машины (Т9) в 1935 году разработала фирма Corbitt & Со из Северной Каролины, попытавшаяся потеснить White. В качестве базы по-прежнему использовалось шасси коммерческого грузовика, но на нем устанавливался 8-цилиндровый двигатель Lycoming New Corbitt Eight мощностью 95 л.с. Компоновка машины особых изменений не претерпела, а вот вооружение сократилось до двух пулеметов М1919А4, располагавшихся по бортам корпуса.
Главным отличием следующего варианта (М2А1) стал рельс-шина, охватывавший по периметру весь броневой кузов. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы.
Еще одной версией М2 стал самоходный миномет Т5Е1. В кузове "скаута" в горизонтальном положении перевозился 4,2-дюймовый миномет. Для ведения стрельбы он с помощью специального складывающегося механизма ставился на грунт позади бронетранспортера.
В 1935 году к проектированию "скаутов" приступила и фирма Marmon-Herrington из Индианаполиса. Военным был представлен бронетранспортер-разведчик A7SCA, аналогичный по своим характеристикам М2. Эта машина оснащалась 8-цилиндровым двигателем Ford V8 мощностью 85 л.с. и развивала скорость до 120 км/ч. Однако американскую армию она не заинтересовала. Чуть больше повезло "скауту" Т13, созданному на шасси коммерческого однотонного грузовика Ford-Marmon-Herrington: 38 единиц в 1937 году заказала Национальная гвардия.
Пока две упомянутые фирмы соревновались между собой, White, не афишируя, занималась модернизацией М2А1. Бронетранспортер получил новый 5-литровый двигатель Hercules JXD мощностью 110 л.с. Подверглась изменениям и форма корпуса. В частности, броневой лист перед радиатором расположили под наклоном, что повысило его пулестойкость. В 1938 году эта машина была стандартизирована Военным департаментом США под обозначением М3, но производилась опять-таки в небольших количествах - за два года заводские цеха покинуло 64 экземпляра. Все они поступили на вооружение 13-го кавалерийского полка 7-й механизированной кавбригады. По опыту их эксплуатации командование приняло решение об оснащении всех кавалерийских частей машинами подобного типа. Фирма White предложила для этой цели усовершенствованный бронетранспортер М3А1. Его и запустили в большую серию.
По сравнению со своим предшественником, М3А1 имел уширенный и удлиненный в кормовой части корпус. Изменились конфигурация бортовых дверей и конструкция лобового листа кузова, дверцу в его кормовой стенке ликвидировали. В передней части корпуса, а точнее перед нею, появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной деталью американских бронетранспортеров периода Второй мировой войны.
Как и на М3, на М3А1 устанавливался карбюраторный 110-сильный двигатель Hercules JXD, который позволял боевой машине массой 5,624 т разогнаться на шоссе до скорости 88 км/ч. Запас хода по топливу (два бака по 57 л каждый под сиденьями водителя и командира) составлял 360 км.
Предпринимались попытки применения на М3А1 и другого типа двигателя. В частности, устанавливались дизели Buda-Lanova и Hercules мощностью 81 и 103 л.с. соответственно. Дизельная версия получила обозначение М3А2. В иностранной литературе иногда отмечается, что эти машины были разработаны для СССР, куда "скауты" поставлялись по ленд-лизу. Однако это не так. Еще в 1939 году военное ведомство США взяло курс на дизелизацию армии, от которого, впрочем, скоро отказалось. Именно тогда и были изготовлены 100 единиц М3А2, эксплуатировавшиеся в частях американской армии до весны 1942 года, после чего их списали.
Толщина брони корпуса М3А1 колебалась от 12,7 мм (лобовой лист кузова) до 6,35 мм (все остальные листы).
Два пулемета - 12,7-мм М2 и 7,62-мм М1919А4 - устанавливались на специальном рельсе с помощью подвижных станков М22, позволявших перемещать пулеметы вдоль всего периметра кузова. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7,62 мм и 600-750 12,7-мм патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М1919А4 мог устанавливаться 7,62-мм пулемет Browning М1917А1 с водяным охлаждением. В СССР на станок М22 иногда крепили "максимы".
В 1941 году заводские цеха фирмы White покинули первые М3А1, а до конца 1944 года, когда их производство прекратили, было выпущено 20 918 единиц. С 1941 года "скауты" стали стандартным вооружением разведывательных батальонов и бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. Кроме того, их использовали в качестве тягачей 37-мм противотанковых орудий, санитарных и штабных машин. В санитарном "скауте" можно было перевозить двух лежачих и трех сидячих раненых. Наиболее известным пассажиром штабного варианта М3А1, предпочитавшим его "Виллису", был генерал Джордж С. Паттон.
"Скауты" поставлялись почти всем союзникам США по Антигитлеровской коалиции. Они состояли на вооружении английской, канадской и австралийской армий, войск Свободной Франции, Польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей. В Советский Союз были доставлены 3340 М3А1. "Скауты" стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами Красной Армии. Использовались они так же, как и в войсках союзников, главным образом, в качестве разведывательных и штабных. На вооружении Советской Армии М3А1 состояли минимум до 1947 года. Без всякого сомнения, эта машина стала непосредственным прототипом при создании советского легкого бронетранспортера БТР-40.
В США "скауты" сняли с вооружения в октябре 1947 года, после чего начались их поставки за рубеж, прежде всего, в Латинскую Америку. Значительное количество М3А1 после войны поступило во Францию, которая активно применяла их в ходе боевых действий в Индокитае и Алжире. Часть машин при этом была переоборудована в бронедрезины и использовалась для охраны железных дорог. Впоследствии французы передали "скауты" Южному Вьетнаму, Камбодже, Лаосу и ряду африканских стран.
В 1947-1948 годах во время Войны за независимость в Израиле несколько приобретенных в Европе бронетранспортеров М3А1 переделали в бронеавтомобили. В мастерских Иерусалима их корпуса полностью закрыли сверху бронелистами и смонтировали вращающуюся башенку с немецким пулеметом MG34. Второй такой же пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса, справа от водителя.
Об использовании "скаутов" на Ближнем Востоке во время войны 1956 года данных нет, а вот в январе 1957-го они появились на Синае в составе югославского контингента войск ООН.
В армиях многих стран эти боевые машины эксплуатировались до конца 70-х годов и даже позже. В настоящее время М3А1 сохранились на вооружении только в Доминиканской Республике. По данным на 1996 год, в этой стране имелось 35 "скаутов".
Тактико-технические характеристики M3 Scout Car:
Классификация: бронетранспортёр
Боевая масса, т: 5,62
Экипаж, чел.: 1
Десант, чел.: 5—7
История
Годы производства: 1937—1944
Годы эксплуатации: 1937 — 1990-е
Количество выпущенных, шт: 20 994
Размеры
Длина корпуса, мм: 5626
Ширина корпуса, мм: 2032
Высота, мм: 1994
База, мм: 3327
Колея, мм: 1657
Клиренс, мм: 400
Бронирование
Тип брони: стальная катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 13 / 30°
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 6 / 30°
Борт корпуса, мм/град.: 6 / 0°
Корма корпуса, мм/град.: 6 / 0°
Крыша корпуса, мм: 6 / 85°, большей частью — открытая
Вооружение
Пулемёты: 1 × 12,7-мм M2HB, 1—2 × 7,62-мм M1919A4
Боекомплект пулемётов: 750 × 12,7-мм, 8000 × 7,62-мм
Подвижность
Тип двигателя: рядный, 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Модель двигателя: Hercules JXD
Мощность двигателя, л.с.: 110
Удельная мощность,л.с/т: 19,6
Колёсная формула: 4 × 4
Тип подвески: на листовых рессорах
Скорость по шоссе, км/ч: 81
Запас хода по шоссе, км: 400
Преодолеваемый подъём, град.: 30
Преодолеваемая стенка, м: 0,3
Ширина преодолеваемого рва, м: 0,45
Преодолеваемый брод, м: 0,7