Пушка была разработана в 1938 году конструкторским бюро под руководством Ф.Ф. Петрова. Принятию пушки на вооружение и освоению ее в производстве предшествовала весьма острая дискуссия, вызванная предложением начальника ГАУ маршала Г.И. Кулика снять с производства противотанковые и дивизионные пушки калибра 45 и 76 мм и вместо них начать выпуск 107-миллиметровых пушек. Свое предложение он мотивировал якобы имевшим место перевооружением немецкой армии танками с броней увеличенной толщины и повышенного качества. В связи с тем, что Наркомат вооружения во главе с Б.Л. Ванниковым был против предложения маршала Кулика, считая его не только нецелесообразным, но и грозящим опасными последствиями, была создана комиссия под руководством члена политбюро А.А. Жданова, которая должна была «разобраться с этим вопросом». Поручая Жданову возглавить работу комиссии, И.В. Сталин похвалил 107-мм пушку, с высокими боевыми качествами которой он был знаком со времен Гражданской войны. При этом он имел в виду пушку обр. 1910 г., Жданов же реплику Сталина принял как одобрение проекта Кулика, что и предопределило выводы комиссии: производство пушек калибром 45 и 76 миллиметров немедленно прекратить и вывезти из цехов все оборудование, которое не может быть использовано для изготовления пушек калибром 107 миллиметров.
Пушка М-60 являлась весьма совершенным для своего времени орудием. Ствол пушки состоял из свободной трубы, кожуха и навинтного казённика. Затвор поршневой, конструкция заимствована от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Заряжание раздельно-гильзовое. Тормоз отката гидравлический, длина отката переменная. Накатник гидропневматический, размещается над стволом.
Орудие оснащалось подъёмным механизмом секторного типа и поворотным механизмом винтового типа. Уравновешивающий механизм состоял из двух колонок. Лафет имел раздвижные станины и пластинчатое подрессоривание. Колёса троллейбусного типа марки ЯТБ-4 с резиновыми шинами. Для защиты расчёта от пуль и осколков имелось щитовое прикрытие. М-60 имела передок весом около 300 кг на металлических колёсах с резиновыми шинами. На походе пушка перемещалась с оттянутым стволом, на небольшие расстояния допускалась её возка с неоттянутым стволом и выключенным подрессориванием со скоростью, не превышающей 6—7 км/ч.
Отдельно необходимо отметить отсутствие у М-60 дульного тормоза. Для изначальной ориентации орудия на его использование в дивизионной и противотанковой артиллерии это было большим плюсом — боевые порядки таких орудий располагаются достаточно близко к передовой и при наличии дульного тормоза поднятая с поверхности земли пороховыми газами пыль сильно демаскирует орудие. С другой стороны, при использовании М-60 в роли более удалённого от передовой корпусного орудия этот недостаток уже не играл значительной роли.
Для защиты орудийного расчета от огня стрелкового орудия и осколков снарядов лафет имеет щитовое прикрытие. Боекомплект пушки состоит из выстрелов раздельного заряжания, аналогичных выстрелам 107-мм пушки обр. 1910/30 гг.
Кроме осколочно-фугасных снарядов, в боекомплект этой пушки введены также бронебойные снаряды, что позволило использовать пушку и для борьбы с танками (по 24 такие пушки должны были входить в состав вооружения каждой из 10 противотанковых бригад, формировавшихся в предвоенное время). Для управления стрельбой на пушках устанавливались панорамные прицелы с независимой линией прицеливания.
Как уже указывалось выше, опытные образцы пушки были созданы в 1938 г. Полигонные испытания пушки проводились в 1939–1940 гг. Они выявили ряд недостатков, на устранение которых и на освоение в производстве принятой на вооружение пушки ушло немало времени, так что к началу войны была выпущена сравнительно небольшая партия этих пушек. Уже первые месяцы войны показали, что для ведения боевых действий в качестве дивизионного и противотанкового орудия 107-мм пушка обр. 1940 г. слишком тяжела и громоздка. Недостаточно высокой была и скорострельность (5–6 выстрелов в минуту), обусловленная использованием выстрелов раздельного заряжания. По этим причинам, а также в связи с эвакуацией завода, на котором было организовано производство пушки, ее производство было прекращено и в исключительно трудных условиях военного времени восстановлено производство пушек калибра 45 и 76 миллиметров.
Модификации На базе М-60 планировалось разработать мощную казематную пушку для вооружения ДОТов. Тактико-технические требования на казематную установку были утверждены 27 июля 1940 года. 22 сентября 1940 года КБ завода № 352 приступило к проектированию орудия, но в связи с началом войны работы по проекту завершены не были.
Боевое применение В связи с малочисленностью выпущенных орудий информации об их применении сохранилось очень мало. Вероятно, орудия этого типа применялись в боях 1941 года в составе артиллерийских бригад противотанковой обороны, хотя известно, что большинство таких бригад положенных по штату 107-мм пушек не имело. Имеются сведения об использовании М-60 в Курской битве в составе Центрального фронта. При штурме Севастополя в 1944 году советскими войсками использовалось 6 пушек М-60. Информации об использовании трофейных орудий этого типа какими-либо странами не имеется, хотя известно, что немецкие войска захватили некоторое количество таких орудий, присвоив им индекс 10,7 cm K.353(r).
Масса в боевом положении, кг: 4000
Масса в походном положении, кг: 4300
Калибр, мм: 106,7
Длина ствола, мм/клб: 4605/43
Длина канала ствола, мм/клб: 4470/41,8
Длина, мм: 8085
Ширина, мм: 2200
Высота, мм: 1920
Клиренс, мм: 315
Начальная скорость снаряда, м/с: 737
Угол возвышения: от -4,5° до 45°
Угол горизонтального обстрела: 60°
Скорострельность, выстр/мин: 5–7
Дальность стрельбы, м: до 18130
Вес снаряда, кг: 17,18
Расчёт. чел.: 8
Скорость возки по шоссе, км/ч: 35
Высота линии огня, мм: 1215
| 107-мм осколочно-фугасный снаряд ОФ-420 |