В соответствии с программой перевооружения РККА, в начале 1941 года был сконструирован и принят на вооружение автоматически действующий танковый огнемет АТО-41.
Дальность огнеметания составляла 65 метров, а спецсмесью – до 100 метров. На каждый выстрел расходовалось до 10 литров огнесмеси.
АТО-41 по принципу действия относился к поршневым огнеметам многократного действия и вначале войны был одним из самых совершенных образцов танковых огнеметных средств.
АТО-41 мог монтироваться на любом линейном танке, причем артиллерийское вооружение сохранялось. Благодаря этому огнемет не только не снижал огневой мощи танка, а, напротив, увеличивал её.
Опыт боев начального периода Великой Отечественной войны показал необходимость создания огнеметных танков на базе КВ и Т-34.
Работы по созданию огнеметного варианта Т-34 начались в КБ на Уралвагонзаводе под руководством Петра Петровича Васильева, который ранее разрабатывал места механика-водителя и стрелка-радиста для тридцатьчетверки.
Огнемет было решено разместить вместо курсового пулемета, а баллоны с огнесмесью и сжатым воздухом заняли место стрелка-радиста, что, в отличие от КВ-8, позволило сохранить 76-мм пушку.
Амбразура огнемета была защищена небольшой, но толстой бронемаской.
Установка огнемета потребовала перемещения радиостанции из корпуса в башню на место коробок для пулеметных боеприпасов. Антенна размещалась снаружи на задней стенке башни.
Вскоре новые танки начали поступать в войска.
В 1942 году конструкторы создали танковый огнемет АТО-42. Он являлся улучшенным вариантом огнемета АТО-41. Отличие нового огнемета от предыдущего - в конструкции отдельных узлов и большем количестве баллонов со сжатым воздухом. Дальность огнеметания смесью из 60% мазута и 40% керосина увеличилась до 70 метров, а специальной огнесмесью - до 100-130 метров. Повысилась и скорострельность - 24-30 огневыстрелов в минуту. Возросла до 200 литров емкость баков для огнесмеси. Скорострельность АТО-42 - один выстрел в две секунды. Огнеметание могло вестись одиночными выстрелами и автоматическими очередями.
В 1943 году было выпущено несколько сот огнеметных танков ОТ-34.
С 1944 года начался выпуск огнеметных танков на базе Т-34/85. На них также устанавливался АТО-42 вместо курсового пулемета. Сохранение на огнеметном танке основного вооружения 85-мм пушки было немалым достижением, т.к. на большинстве огнеметных танков тех времен, как наших, так и иностранных это не удавалось. ОТ-34/85 внешне был неотличим от линейных танков, что очень важно, так как для применения огнемета он должен был подойти близко к цели и не быть "узнанным" противником.
Из огнеметных танков обычно формировались отдельные батальоны, придававшиеся танковым корпусам на время проведения специальных операций. После 1943 года структура такого батальона была смешанной, включающей в себя роту обычных танков Т-34 и две огнеметные роты танков ОТ-34.
Кроме того, с 1944 года, полки огнеметных танков трехротного состава (20 машин в полку) входили в состав 1, 2, 4, 10 и 2-й гвардейской штурмовой инженерно-саперных бригад.
Тактико-технические характеристики ОТ-34:
Масса в снаряженном состоянии: 26500 кг
Экипаж: 4 чел
Длина: 6680 мм
Ширина: 3000 мм
Высота: 2450 мм
Клиренс: 400 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 3720 мм
Ширина траков: 500-550 мм
Удельное давление на грунт: 0,64 кг/см кв.
Бронирование
Лоб корпуса/угол наклона: 45 мм/30°
Башня/угол наклона: 52 мм/60°
Борт/угол наклона: 45 мм/50°
Корма/угол наклона: 40-45 мм/45-48°
Крыша: 20 мм
Днище: 20 мм
Вооружение: 76.2мм пушка Ф-34 обр. 1940г, огнемет АТО-41, 7.62мм пулемет ДТ.
Скорость полного оборота башни: примерно 10-12 сек
Углы вертикального наведения : -5°; +29°
Боекомплект: 77 выстрела, 3906 патронов
Двигатель: В-2, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя: 500 л.с. при 1800 об/мин
Количество передач: 4 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака: 420 л. (+140 л. - доп. баки)
Расход топлива по шоссе на 100 км.: 140 л.
Скорость по шоссе: 54 км/ч.
Скоростьпо пересеченной местности: 38 км/ч.
Запас хода по шоссе: 300-400 км
Преодолеваемые препятствия
Подъем: 30 град.
Ширина рва: 2,5 м
Высота стенки: 0,73 м
Глубина брода: 1,11 м