К середине 1944 года стало окончательно ясно, что Красная Армия не имеет средств для эффективной борьбы с новейшими немецкими танками. Требовалась самоходка с более мощной, чем у танка, пушкой.
Вначале огневую мощь САУ пытались усилить путем установки орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. В декабре 1943 года эскиз машины был передан Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии. 27 декабря 1943 года ГКО принял постановление №4851 о вооружении средней САУ 100-мм орудием.
Для исполнения этого постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал "Уралмашзавод": С 15 января по 25 февраля 1943 года спроектировать и изготовить САУ на базе Т-34 с 100-мм орудием С-34(конструкция ЦАКБ), а также произвести заводские испытания и передать машину на госиспытания.
Однако получив чертежи пушки С-34 на "Уралмаше" увидели, что это орудие не подходит поскольку, имеет большие размеры по ширине (при наведение влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя). Также необходимо было провести изменения в корпусе САУ, что влекло за собой изменение стендов для сварки и сборки.
В общем для размещения орудия С-34 необходимо было перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц (а это увеличение массы САУ на 3,5 т по сравнению с СУ-85).
В ЦАКБ отказались менять танковую пушку С-34 и требовали использовать ее без изменений и при этом настаивали на приспособлении САУ к пушке.
Тогда "Уралмаш" обратился к заводу №9, и в конце февраля 1944 года под руководством Ф.Ф.Петрова была сконструирована новая 100-мм пушка Д-10С на основе морского зенитного орудия Д-10. Орудие Д-10С было легче С-34 и устанавливалось в серийном корпусе без существенных изменений и излишнего увеличения массы машины.
В феврале 1944 года были проведены заводские испытания. Первый опытный СУ-100, вооруженный пушкой Д-10С, прошел 150 км и произвел 30 выстрелов. С 9 по 27 марта на АНИОПе в Гороховце были проведены госиспытания. СУ-100 прошел 864 км и произвел 1040 выстрелов. Комиссия заключила, что СУ-100 прошел испытания и после внесения некоторых изменений может быть принят на вооружение КА.
14 апреля по заводу отдали распоряжение о немедленной подготовке к серийному производству СУ-100. Однако ЦАКБ снова потребовало выполнния постановления ГКО (изготовления САУ с пушкой С-34). После переговоров было принято решение о частичной переделке пушки С-34. На заводе №9 были проведены следующие переделки: уменьшена ширина люльки на 160 мм, изготовлены новые вставные цапфы, новая рамка, поворотный механизм, походного крепления, также был удален прилив под спаренный пулемет и установлен прицел.
САУ с орудием С-34 получил индекс СУ-100-2. Одновременно построили второй образец СУ-100, этот образец включал в себя все улучшения, рекомендованные госкомиссией. Госиспытания СУ-100 проходили с 24 по 28 июня 1944 года на АНИОПе. СУ прошел 250 км и произвел 923 выстрела.
Комиссия заключила что: "тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 метров для танков "Тигр" и "Пантера" вне зависимости от точки попадания снаряда, а для артсамохода "Фердинанд" - только бортовой брони, но с дистанции 2000 метров".
Госиспытания СУ-100-2 проходили в начале июля 1944 года. СУ-100-2 специальным поездом доставили на полигон в Гороховец . Испытания были проведены в том же объеме, что и СУ-100.
Комиссия постановила, что СУ-100-2 не может быть рекомендовани на вооружение КА.
Постановлением ГКО №6131 от 3 июля 1944 года СУ-100 была принята на вооружение Красной Армии.
СУ-100 создавался на базе Т-34-85 и СУ-85. Двигатель, трансмиссия, ходовая часть танка - остались без изменений. Лишь была усилена подвеска (из-за перегрузки передних катков). У СУ-85 был взят корпус в него внесены следующие изменения:
-лобовая броня увеличена с 45 до 75 мм;
-введена командирская башенка и смотровые приборы типа MK-IV;
-введены два вентилятора для очистки боевого отделения от пороховых газов.
Всего было заимствованно 72% деталей от Т-34, 4% - от СУ-122, 7,5% - от СУ-85 и лишь 16,5% проектировались заново.
Боевое отделение, совмещено с отделением управления, располагалось в передней части корпуса, в боевой рубке. В нем размещались органы управления, вооружение с прицельными приспособлениями, боекомплект, радиостанция 10-РФ-26 с танковым переговорным устройством ТПУ-3-БисФ, передние топливные баки и часть инструментов и запасных частей.
Моторное отделение располагалось непосредственно за боевым и отделялось от него специальной перегородкой. Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса. В нем размещались главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Кроме того, там же находились два топливных бака и два инерциально-масляных воздухоочистителя. Емкость всех внутренних топливных баков - 400 л, что обеспечивало машине запас хода в 310 км.
Ходовая часть аналогична Т-34. В правой передней части боевого отделения в лобовом листе корпуса устанавливалась пушка. На ней имелись два прицела ТШ-19.
Длина ствола 56 калибров, начальная скорость бронебойного снаряда 895 м/с. Боекомплект 33 унитарных выстрелов. Доводка орудия продолжалась до лета 1944 года. Прицел телескопический и панорамный. Скорострельность 5-6 выстрелов в минуту. Снаряды: БР-412Б (бронебойно-трассирующий) и УОФ-412 (с осколочно-фугасной гранатой ОФ-412).
С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной Армии стали перевооружать новыми САУ. Каждый полк имел 21 машину.
В конце 1944 года приступили к формированию самоходно-артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой.
Полки и бригады СУ-100 принимали участие в боевых действиях заключительного периода Великой Отечественной войны.
Из-за отсутствия вспомогательного пулеметного вооружения приходилось избегать ближнего боя.
Тактические возможности СУ-100 снижал ограниченный возимый боекомплект, что определялось большой длиной унитарного выстрела. Проблему часто пытались сгладить, перевозя дополнительный боекомплект на корме корпуса, но это было непрактично в боевых условиях.
СУ-100 выпускалась с сентября 1944 по 1946 год за это время было выпущено 3037 самоходных установок.
По некоторым данным в 1947 году производство возобновили и выпустили еще 198 САУ. Собранную в День Победы, 9 мая 1945 года, СУ-100 установили на постамент как памятник трудовому подвигу уралмашевцев в Великой Отечественной войне.
СУ-100, самая удачная и наиболее мощная советская противотанковая САУ периода Великой Отечественной войны. Она обладала исключительной огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника на всех дистанциях прицельного огня. Бронебойный снаряд ее пушки с расстояния в 2.000 м поражал броню толщиной 139 мм, а на дальности до километра пробивал немецкие танки практически насквозь.
СУ-100 и в послевоенный период находились на вооружении СА. В 1960 году СУ-100 модернизировали.
Приказа министра обороны о снятии СУ-100 с вооружения пока не было. Эти машины принимали участие в военных парадах 9 мая 1985 и 1990 годов.
СУ-100 состояли на вооружении армий ряда стран Варшавского Договора, а также Албании, Алжира, Анголы, Вьетнама, Йемена, КНДР и Кубы. В Чехословакии с 1952 года СУ-100 производились по лицензии и поставлялись в Египет и Сирию. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956 и 1967 годов. В армиях некоторых стран эти САУ имеются и сейчас. Вместе со своим базовым танком Т-34-85 у СУ-100 есть шанс в боевом строю встретить XXI век.
Впервые СУ-100 использовался 8 января 1945 года во время Балатонской операции.
В больших количествах они применялись при отражении немецкого контрнаступления в марте 1945 года. На остальных участках фронта применение САУ этого типа носило ограниченный характер.
Тактико-технические характеристики СУ-100:
Классификация: истребитель танков
Боевая масса, т: 31,6
Компоновочная схема: боевое и управления отделения спереди, моторно-трансмиссионное сзади
Экипаж, чел.: 4
История
Годы производства: 1944—1956
Годы эксплуатации: с 1944
Количество выпущенных, шт.: от 4772 до 4976
Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм: 9450
Ширина корпуса, мм: 3000
Высота, мм: 2245
Клиренс, мм: 400
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 75 / 50°
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 45 / 55°
Борт корпуса (верх), мм/град.: 45 / 40°
Борт корпуса (низ), мм/град.: 45 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град.: 45 / 48°
Корма корпуса (низ), мм/град.: 45 / 45°
Днище, мм: 20
Крыша корпуса, мм: 20
Маска орудия, мм/град.: 40—110
Борт рубки, мм/град.: 45 / 0—20°
Корма рубки, мм/град.: 45 / 0°
Крыша рубки, мм/град.: 20
Вооружение
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10С обр. 1944 года
Тип пушки: нарезная
Длина ствола, калибров: 53,5
Боекомплект пушки: 34
Углы ВН, град.: −3…+20°
Углы ГН, град.: ±8°
Прицелы: телескопический ТШ-16, панорама Герца
Подвижность
Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 520
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20
Запас хода по шоссе, км: 310
Запас хода по пересечённой местности, км: 140
Удельная мощность, л. с./т: 16,4
Тип подвески: подвеска Кристи
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,80
Преодолеваемый подъём, град.: 35
Преодолеваемая стенка, м: 0,73
Преодолеваемый ров, м: 2,5
Преодолеваемый брод, м: 1,3