В 1943 году, опять-таки по примеру немцев, венгры решили создать свое штурмовое орудие. Единственной подходящей базой был "Туран", ширину корпуса которого увеличили на 45 мм. В 75-мм лобовом листе низкопрофильной броневой рубки в рамке установили переделанную 105-мм пехотную гаубицу 40 М фирмы MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра. Боекомплект САУ состоял из 52 выстрелов раздельного заряжания. Пулемета машина не имела. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как у базового танка. Эту, наиболее удачную венгерскую бронированную боевую машину периода Второй мировой войны, получившую обозначение 43М "Zrinyi II", выпустили в незначительном количестве - всего 66 единиц.
Предпринималась попытка создать и противотанковую САУ "Zrinyi I", вооруженную 75-мм пушкой 43М, такой же, как у танка "Туран III". Но дальше опытного образца, построенного в феврале 1944 года, дело не пошло.
С 1 октября 1943 года в венгерской армии начали формироваться батальоны штурмовой артиллерии по 30 САУ в каждом, на вооружение которых наряду с боевыми машинами немецкого производства начали поступать и "Zrinyi II". К началу 1945 года все оставшиеся САУ этого типа находились в составе 20-го Эгерского и 24-го Кошицкого батальонов. Последние части, вооруженные "Зриньями", капитулировали на территории Чехословакии.
"Зриньи" являлись типичными штурмовыми орудиями. Они успешно сопровождали атакующую пехоту огнем и маневром, но бороться с советскими танками в 1944 году уже не могли. В подобной ситуации немцы перевооружили свои StuG III длинноствольными пушками, превратив их в истребители танков. Венграм же с их более отсталой экономикой такое мероприятие оказалось не по зубам.
Модификации
40/43M Zrínyi (Zrínyi II) — базовая модель, вооружённая 105-мм гаубицей. Выпущено 66 единиц
44M Zrínyi (Zrínyi I) — прототип истребителя танков, вооружённого длинноствольной 75-мм пушкой. Выпущен только 1 опытный образец.
Тактико-технические характеристики Zrínyi II:
Классификация: штурмовое орудие
Боевая масса, т: 21,5
Экипаж, чел.: 4
История
Годы производства: 1943—1944
Годы эксплуатации: 1943 — начало 1950-х
Количество выпущенных, шт.: 67
Размеры
Длина корпуса, мм: 5500
Длина с пушкой вперёд, мм: 5900
Ширина корпуса, мм: 2890
Высота, мм: 1900
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град.: 67
Борт корпуса, мм/град.: 25
Днище, мм: 8
Лоб рубки, мм/град.: 75
Борт рубки, мм/град.: 25
Вооружение
Калибр и марка пушки: 105-мм 40/43.M
Тип пушки: гаубица
Длина ствола, калибров: 20,5
Боекомплект пушки: 52
Углы ВН, град.: +25
Углы ГН, град.: ±11
Подвижность
Тип двигателя: V-образный 8-цилиндровый карбюраторный
Мощность двигателя, л. с.: 260
Скорость по шоссе, км/ч: 40
Запас хода по шоссе, км: 220
Удельная мощность, л. с./т: 0,75
Тип подвески: сблокированная по четыре, на листовых рессорах